"Мы на ярмарку пошли" Знакомство детей с русскими народными инструментами. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Базовая Елена Александровна

Одно из любимых занятий детей любого возраста - игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народной музыкой и возникновением народных инструментов.  Они с удовольствием осваивают приемы игры на них. Любят играть в оркестре. Исполняют песни, пляски, отгадывают загадки, тем самым приобщаются к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_st.gr_.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 23

Конспект ООД по музыкальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Мы на ярмарку пошли»

Подготовила: музыкальный руководитель

Базовая Е.А.

Г.Арзамас 2019

Цель: создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, приобщая детей к русскому фольклору, через знакомство с народными инструментами.  

Задачи:

- познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

- развивать представление детей о народной музыке и народных инструментах.

- развивать эмоциональную отзывчивость.

- отрабатывать умение реагировать на смену частей музыки и в соответствии с ней выполнять движения;

- упражнять детей в отгадывании загадок о музыкальных инструментах;

- формировать певческий голос и выразительность движений.

- формировать умение исполнять на ложках русскую народную мелодию оркестром;

- закреплять умение ритмично играть ложках.

- воспитывать любовь и интерес к музыке.

Дидактический материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация, фонограммы по теме. Стол с русскими народными инструментами. (Ложки на каждого ребенка)

Ход ООД.

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под песню,  встают в круг.

«Золотая ярмарка» (муз. И. Зубкова, сл. С. Осиашвили),

Муз.рук.:  Ребята, вы сегодня, когда пришли в детский садик, здоровались друг с другом?

Дети: да!

Муз.рук.:    А давайте еще раз поздороваемся друг с другом и скажем доброе утро.

Сначала мы будем говорить шепотом....

А теперь громко......

А сейчас грустно.....

А сейчас радостно и весело....

Ребята, а знаете ли вы, что такое фольклор? (Ответы детей). Действительно, это пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, хороводы, песни, танцы. Всё то, что придумал не один человек, а целый народ.

Я приглашаю вас сегодня на ярмарку музыкальных инструментов.

Ярмаркаярмарка, шумная и яркая!

Мы на ярмарку пойдём инструменты там найдём!

А попадём мы туда, если красиво пойдём под музыку хороводным и дробным шагом. Постараетесь? Гордо держите голову и тяните носочек.

Под русскую народную мелодию «Я на горку шла» дети выполняют упражнение 

«Хороводный и дробный шаг»

затем садятся на стульчики.

Муз.рук.:  Вот мы и на ярмарке русских народных инструментов.

Рассказ о музыкальных инструментах сопровождается демонстрацией слайдов и видео фрагментов.

Сам Садко на них играл

И душевно напевал,

Даже царь морской – Нептун

Он не слышал звонче струн.

1 слайд – Гусли.

Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой стрелы лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них называется гусляр. Давайте послушаем, как звучат гусли.

Прослушивание аудиозаписи

У неё есть три струны.

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать.

2 слайд – Балалайка

Балалайки бывают разного размера. Есть такие, которые при игре ставятся на пол! Посмотрите на экран (Слайд 3). Гусли и балалайка – это струнные инструменты. Давайте вспомним, как звучит балалайка.

Прослушивание аудиозаписи

Расскажу я вам, друзья, -

В давние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростника.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук.

И родился в тот момент музыкальный инструмент.

Слайд 4 – Жалейка.

Жалейка – это небольшая трубочка из дерева или тростника, в один конец которой вставлена воронка. Жалейка – это духовой инструмент. Чтобы он заиграл, в него нужно подуть.

Прослушивание аудиозаписи.

Проводится упражнение для развития слуха и голоса «Веселая дудочка». Упражнение «Бубенчики» Е. Тиличеевой,

но дети поют три звука на слог –ду-, с показом ступеней распевки рукой. Предложить спеть индивидуально.

Муз.рук.:  Ярмарка в старину, обычно была осенью, когда урожай поспел, его собрали и повезли на ярмарку. Вот и мы с вами знаем песню про осень.

Есть ли вступление? Сколько куплетов? Вспомним, какого характера? Как начинается песня? Теперь весело, ласково начинаем петь, сопровождая движениями. «Что такое осень?»  А. Чугайкиной

Муз.рук.:  А кто хочет быть солистами в песне

«Русская сторонка» С. Кожуховской

Выбрать по желанию трех солистов. С остальными детьми пропеть 4 куплет разными методами (с пропаданием, девочки, мальчики). Нацелить, что поем хором, прислушиваемся друг к другу, вместе.

Муз.рук.:  А теперь продолжим наше гуляние по ярмарке народных инструментов.

Деревянные пластинки,

Как линейки половинки.

Стучат, гремят, плясать велят!

Слайд 7 – Трещотки

Трещотки – это музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на верёвочку. Давайте послушаем их звучание.

Прослушивание аудиозаписи

 

Муз.рук.:   (поёт и подыгрывает на ложках)

“Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем в ложки”.

Слайд 6 - Ложки

Ложки делали из липы, дуба, берёзы. Иногда для звонкости к ложкам привязывали колокольчики. Послушайте ансамбль ложкарей.

Прослушивание аудиозаписи

Муз.рук.:  А теперь ложки разбирайте

                И на них нам поиграйте.

Сначала вспомним, как будем играть на ложках (дети вспоминают приемы игры на ложках. Музыкальный руководитель простукивает ритмический рисунок, дети повторяют, напомнить, когда тихо играем, а когда усиливаем звук и играем громко, но аккуратно, не применять силу, чтоб не сломать ложки )

Коробейники р.н.м.

Муз.рук.:  В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то – сожмёшь.

А весёлые старушки

Под неё поют частушки.

Слайд 5 – Гармонь

Гармонь – это клавишно-духовой инструмент. Для того, чтобы она заиграла, нужно не только нажать на клавишу-кнопочку, но и раздвинуть меха, чтобы внутрь попал воздух. Давайте вспомним, как звучит гармонь.

Прослушивание аудиозаписи

Ребята, все инструменты, с которыми мы сегодня встретились на ярмарке, называются народными. Когда они звучат вместе, то говорят, что играет оркестр народных инструментов. 

Прослушивание аудиозаписи.

На ярмарке веселье, на ярмарке гулянье.

Так давайте, добры-молодцы,

Приглашайте красных девиц.

Веселье продолжайте,

Кадриль плясать начинайте.

Мальчики, приглашайте девочек.

Вспомнить движения без музыки. Обратить внимание на положение рук. Индивидуально дети показывают то или иное движение. Дети повторяют. Напомнить об улыбке.

«Кадриль»

Мы по ярмарке гуляли,

Много нового узнали. 

Вам спасибо всем за уменье, знания.
Вы сегодня заслужили похвалу признание!

А теперь, детвора,

Возвращаться в группу вам пора!

Давайте попрощаемся.

Музыкальный руководитель поет с методом показа руки До свидания.

Дети отвечают.

Дети под р.н.м. хороводным шагом выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...

Сценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности

Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. ...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русских народных сказок "Путешествия Зайки" для детей старшего дошкольного возраста.

Данное представление - попурри из русских народных сказок. В него вошли 8 сказок: Заяц - хваста;Заюшкина избушка;Колобок;Бобовое зёрнышко;Бычок - смоляной бочок;Курочка - Ряба;Гуси - лебеди;Колос...

Русские народные игры с пением для детей старшего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребенка. В консультации для родителей и воспитателей описываются русские народные игры с пением, в которые дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют на...

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста

Программа по приобщению детей к русской народной культуре севера «Солнышко» для детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...