Инновационный проект "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ."
проект (подготовительная группа)

Кулакова Ольга Владимировна, воспитатель, г.Новосибирск.    МКДОУ  детский сад № 333 Теремок

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Цель проекта – на основе практики командной работы при проведении интеллектуальных игр и викторин  развить у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализации в настоящем и будущем.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.      Сформировать у детей старшего дошкольного возраста способности к совместной деятельности.

2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем  поведении.

 

     3. Сформировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.

     4. С помощью интеллектуальных игр и викторин способствовать   преодолению у детей коммуникационных барьеров (скованности,   нерешительности, зажатости).

    5. Способствовать созданию у детей ситуации успеха при проведении   интеллектуальных игр.

 6. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к взрослым  и сверстникам, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

7. Развивать у детей интеллектуальные способности, сообразительность, логическое мышление, смекалку.

8. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

9. Привлечь родителей  к участию в интеллектуальных играх, показать значимость и необходимость интеллектуальной игры, способствовать сплочению семьи с помощью совместной с детьми деятельности.

                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnye_igry_proekt.docx731.3 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь– май)

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети старшей и подготовительной группы, родители.

База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №3 «Почемучки» МКДОУ д/с №333 «Теремок» комбинированного вида», г.Новосибирск

Проект разработала: Кулакова Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, МКДОУ "Детский сад №333 "Теремок" комбинированного вида", г. Новосибирск

Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Цель проекта: С помощью проведения интеллектуальных игр и викторин  развить у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализации в настоящем и будущем.

Ожидаемые результаты: В результате реализации проекта  у детей будут сформированы навыки работы в команде,      способность  к совместной деятельности, психологическая готовность к школьному обучению.

Принципы реализации проекта:

Единство содержания форм и методов работы;

Личностно-ориентированный подход ;

Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;

Принцип доступности;

Принцип системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ:

Полное наименование организации:        Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад №333 "Теремок" комбинированного вида"

Краткое наименование организации:        МКДОУ д/с №333

Дата создания организации:        09.03.2005

История учреждения: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №333 «Теремок» комбинированного вида» открыт в 1965 году.

Детский сад создан в целях реализации задач дошкольного образования: охрана жизни и укрепления здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, приобщения детей к общечеловеческим ценностям взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для улучшения образовательного процесса в 2000 году в детском саду открылись коррекционные группы, для детей с общим недоразвитием речи, в группах была создана коррекционно - развивающая речевая среда.

Одним из основных приоритетных направлений деятельности детского сада является осуществление физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Сегодня наш детский сад -это теплый и уютный дом для 131 ребенка. Это дом, где звучат смех, песни, стихи и сказки, где не смолкает музыка и ключом бьет детское и взрослое творчество. О нашем дошкольном учреждении знают в городе и области, наш детский сад помнят выпускники, к нам идут учиться педагоги из других дошкольных учреждений. Все это говорит о творческой жизни детского сада, это наши успехи, которые неразрывно связаны с упорным трудом его сотрудников- ветеранов и молодежи.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Развитие социально-коммуникативной сферы  детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, ведь, согласно ФГОС,  социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок ко взрослым и сверстникам.

При этом огромное значение на развитие личности ребенка и его готовности к школьному обучению имеет интеллектуальное развитие.

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития дошкольников чрезвычайно важна.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей социальной  жизни.    

Повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитие не может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память.

Как подчёркивал Л.С. Выготский, игра является ведущей формой в жизни ребёнка. В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена образовательная область «Социально- коммуникативное развитие». Основная задача психолого-педагогической работы в данной области – развитие игровой деятельности.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более

сложные и творческие формы игровой активности. Существуют возможности применения данных знаний и умений.

 Одной из них является проведение различных интеллектуальных игр и викторин. Использование интеллектуальных игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти к познавательной игровой деятельности.  Педагогическая ценность такой неформальной совместной деятельности детей и взрослых состоит в том, что дошкольники приобретают положительный опыт взаимодействия с партнерами, управляют своими действиями в соответствии с установленными правилами  и требованиями, проявляют самостоятельность. Радость удачи поддерживает хороший эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности, создает бодрое настроение, раскрепощает ребенка.

Содержательной основой данных форм познавательной активности детей может стать любая образовательная область.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального и социального развития детей старшего дошкольного возраста.  

Умение работать в команде также является одним из важнейших навыков, важных для человека в современном мире. Все люди живут в социуме. И дошкольникам также придется со временем вливаться во все новые и новые виды социумов: сейчас это семья и детский сад, у некоторых спортивные секции и творческие кружки. С возрастом круг расширяется: ребенок идет в школу, у него появляется новый коллектив со своими правилами и интересами, появляются друзья во дворе. Затем человек поступает в учебное заведение, приобретает профессию. И, наконец, он попадет в коллектив, где ему предстоит работать и развиваться.  Чтобы умение работать в команде, уважительное и конструктивное общение стали привычкой, им нужно учиться с дошкольного возраста.

Интеллектуальные игры и викторины как ничто другое позволяет педагогу формировать навыки работы детей дошкольного возраста в команде, способствуют развитию чувства товарищества и ответственности перед командой, групповой сплоченности, развивать умения  слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Многие дошкольники в силу своих психологических особенностей не умеют проигрывать. Каждый ребенок в этом возрасте считает себя самым лучшим, и зачастую  очень болезненно воспринимает любое поражение или проигрыш.

Интеллектуальные игры как ничто иное учат умению проигрывать, сдерживать свои эмоции при проигрыше, уметь совладать со своими эмоциями.

Также интеллектуальные игры способствуют развитию  памяти детей, переключению с одного вида деятельности на  другой.

ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

.Усилиями руководителя и коллектива детский сад стал теплым и уютным домом для детей. Высокий профессионализм, неиссякаемая энергия, трудолюбие, целеустремленность, любовь к своему делу и детям – вот те качества, которыми отличают сотрудников нашего детского сада. Коллектив детского сада состоит из  творческих и преданных делу воспитания детей педагогов, чья работа способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка.

Детский сад являлся победителем в городских и областных конкурсах Коллектив детского сада и ныне не сдаёт свои лидерские позиции в районе. Завоевывает медали во Всероссийских конкурсах, участвует в интерактивных семинарах.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Цель проекта – на основе практики командной работы при проведении интеллектуальных игр и викторин  развить у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализации в настоящем и будущем.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Сформировать у детей старшего дошкольного возраста способности к совместной деятельности.

2. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем  поведении.

     3. Сформировать навыки работы в команде и групповой сплоченности.

     4. С помощью интеллектуальных игр и викторин способствовать   преодолению у детей коммуникационных барьеров (скованности,   нерешительности, зажатости).

    5. Способствовать созданию у детей ситуации успеха при проведении   интеллектуальных игр.

 6. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к взрослым  и сверстникам, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим.

7. Развивать у детей интеллектуальные способности, сообразительность, логическое мышление, смекалку.

8. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

9. Привлечь родителей  к участию в интеллектуальных играх, показать значимость и необходимость интеллектуальной игры, способствовать сплочению семьи с помощью совместной с детьми деятельности.

                                                   МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

1.Беседы.

2. Наблюдения.

3. Просмотр интеллектуальных игр «Самый умный», «Что, где, когда?», «Мой ребенок».

4.Дидактические игры.

5.Чтение художественной литературы.

6. Создание необходимых условий и подготовка атрибутов для интеллектуальных  игр.

                                             

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА:

1.Кадровые ресурсы: старший воспитатель, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

2. Информационные ресурсы: теоретическая литература, программы и методические разработки

3.  Материально-технические ресурсы: мультимедиа, музыкальный центр, компьютер, принтер, цифровой фотоаппарат, доступ сети Internet.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:

МАТЕРИАЛЫ

КОЛИЧЕСТВО

ЦЕНА

ОРГТЕХНИКА:

Фотоаппарат цифровой

1 шт

40000 рублей

Персональный компьютер

1 шт

Принтер

1 шт

Сканер

1 шт

Мультимедиа

1 шт

КАНЦТОВАРЫ (Бумага, ручки, карандаши, стирательные резинки, бейджи и др.)

3000 рублей

ПОДАРКИ УЧАСТНИКАМ, ГРАМОТЫ, МЕДАЛИ

4000 рублей

ИТОГО:

47000 рублей

ФУНКЦИОНАЛ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

Воспитатели группы- разработка методов, приемов, этапов реализации проекта, работа с родителями, другими педагогами учреждения при подготовке к проведению игр. Непосредственная разработка, подготовка к проведению и проведение интеллектуальных игр.

Музыкальный руководитель- помощь в подготовке к проведению интеллектуальных игр, музыкальное сопровождение игр, подготовка детей для проведения музыкальных пауз (постановка танцев, разучивание песен) в процессе игр.

Старший воспитатель- помощь в методической разработке игр, предоставление методических материалов.

Педагог-психолог- проведение психологической диагностики детей в начале и в конце реализации проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    1. Развитие у детей устойчивой самооценки и самосознания.

    2. Сформированность у детей навыков работы в команде,      способности

      к совместной деятельности.

3.Психологическая готовность детей к школе.

4. Сформированность культуры общения.

     5. Развитие  у детей интеллектуальных способностей, сообразительности, логического мышления, смекалки

                                                   

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП-МОНИТОРИНГ

В результате проведения пробных интеллектуальных  игр и викторин были выявлено следующие результаты:

К  6 годам у детей сформированы интеллектуальные способности (знания в различных областях), логическое мышление, любознательность. Развито воображение, внимание, восприятие, память.

При  всем богатстве интеллектуального и психологического развития  дети не умеют работать в команде, соревноваться, у них отсутствует конструктивное и уважительное общение друг с другом в процессе обсуждения заданий в различных викторинах, дети  болезненно воспринимают поражение.

Детям сложно принять, что  они не исключительны и что в случае неправильного ответа одного проигрывает вся команда.

МЕТОДЫ

СРОКИ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

                   2 этап-

подготовительный

Еженедельные мини-викторины по лексическим темам недели

Сентябрь -май 2017-2018 уч г

Закрепление материала, изучение правил проведения интеллектуальных игр и викторин, формирование контроля над эмоциями.

Создание  атрибутов для проведения игр.

Воспитатели группы

3 этап

основной

Викторина

 «Что, где, когда?»

Январь

Преодоление коммуникативных барьеров, сформированность навыков работы в команде.

Прививать дружеские отношения к партнерам по игре, уважение друг к другу, развивать умение логично излагать материал, отвечать на вопросы точно, кратко, понятно.

Воспитатели группы

Семейная викторина

«Мой ребенок»

Май  2018г

Cоздать  атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями и детьми; развивать коммуникативные умения.

Способствовать сближению взрослых и детей, сформировать положительные эмоции.

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Викторина

 «Самый умный»

Ноябрь 2018 г  

Развивать стремление получать новые знания, развивать мышление, память, внимание, любознательность.

Развивать самосознание ребенка, побуждать проявлять настойчивость, целеустремленность, находчивость.

Формировать умения делать выводы и умозаключения.

Воспитатели группы

Викторина с детским садом №330

«Любознайка!»

Февраль

Способствовать преодолению у детей коммуникационных барьеров (скованности, нерешительности, зажатости).

Способствовать созданию у детей ситуации успеха при проведении игры.

Развивать смекалку, зрительную память и воображение, внимание и сообразительность, логическое мышление.

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Викторина

с  1 классом

школы №24

«Хочу все знать!»

Апрель 2018 г

Воспитывать умение работать в коллективе, формировать умение выстраивать конструктивное взаимодействие,

Формировать способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

Сформировать преемственность между детским садом и школой.

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В ходе реализации проекта проводилась диагностика на исследование межличностных эмоциональных связей в организованной группе и определение места ребенка в этом коллективе (социометрия).

Также проводилась диагностика  на развитие социального интеллекта, который представляет собой систему способностей, которые могут быть описаны как способность к логическому обобщению, способность видеть логику развития ситуации и смысл поведения людей в этих ситуациях, способность предвидеть результаты поведения людей. (Тесты «Истории с завершением» и «Группы экспрессии»).

Также проводилась диагностика уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям и  уровней развития интегративных качеств. Данная диагностика осуществляется с использованием диагностических методик по программе «Детство» (автор-составитель Верещагина Н.В.).

Система данного мониторинга соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам.  

РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ:

В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

Диагностика по уровням овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям на конец  2017-2018 уч. года (в подготовительной группе):

Прирост по высокому уровню составил  36%, по среднему уровню понизился

на  36%.

Диагностика по  уровням развития интегративных качеств

на конец 2017-2018 уч.года (в подготовительной группе):

К концу   учебного года прирост по высокому уровню составил  37%, по среднему уровню понизился на  38%.

                       При проведении социометрического теста:

На 8% повысилось количество детей, имеющих статус  «Лидер».

На 16% повысилось количество  детей, имеющих статус «Предпочитаемый».

На 4% понизилось количество детей, имеющих статус «Предпочитаемый».

На 4% понизилось количество детей, имеющих статус «Изолированный».

На конец 2016-2017 учебного года детей со статусом «Робинзон» выявлено не было.

Т.е. значительно увеличилось количество детей, имеющих благополучный социологический статус в группе, а количество детей, имеющих неблагополучный социологический статус, снизилось.

При проведении психологических тестов на развитие социального интеллекта к концу учебного года было отмечено значительное увеличение количества детей, способных видеть логику развития ситуации и смысл поведения людей в этих ситуациях, способность предвидеть результаты поведения людей.

К концу учебного года количество детей, определяющие эмоцию «Удивление», увеличилось на 25%, «Гнев»-на 36%, «Страх»-на 20%, «Боль»-на 29%, «Растерянность»-на 22%.

(Результаты тестов отражены в приложении)

Это говорит о благополучном развитии социального интеллекта, что позволяет дошкольникам легко справляться с ситуациями общения и обеспечивает им высокий уровень адаптации к жизни и способность усвоить новую социальную роль ученика и новую форму деятельности-учебную.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

В процессе проведения интеллектуальных игр и викторин было выявлено большое количество воспитанников, у которых сформировалась устойчивая самооценка, правильное отношение к интеллектуальным соревнованиям, появилась адекватная оценка  своих возможностей. Это говорит о сформированности положительного образа «Я».

Также у детей сформировалась эмоциональная готовность к проведению подобных мероприятий: дети научились работать в команде, нести ответственность не только за себя, но и за всю команду, сдерживать свои эмоции в случае проигрыша.  

У детей сформировано умение работать в коллективе, умение выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками.

Помимо социально-коммуникативной сферы, развита сфера интеллектуальная. У детей в процессе  проведения интеллектуальных игр сформировано умение логично излагать материал, отвечать на вопросы точно, кратко, понятно, у детей развито логическое  мышление, память, внимание, любознательность, сформированы умения делать выводы и умозаключения.

При проведении игр  дети набирали большое количество баллов. Большинство заданий было выполнено.

Дети проявляли азарт и заинтересованность в конечном результате.

В нашей группе был внедрен уникальный опыт преемственности между школой и детским садом. Наш детский сад  давно сотрудничает со средней общеобразовательной школой №24.

И в рамках этого сотрудничества нашим детским садом было предложено проведение интеллектуальной викторины между учениками первого класса и нашими воспитанниками подготовительной группы «Почемучки».

В интеллектуальной игре со средней общеобразовательной школой №24 дети нашей группы «Почемучки» одержали победу, что говорит о сформированности у детей социально-коммуникативной, волевой и интеллектуальной сферы, т.е. о психологической готовности к школе.

                                                                     ВЫВОДЫ:

 1. У детей сформированы навыки работы в команде, преодолены коммуникативные барьеры.

2. У детей сформировано умение выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками в процессе интеллектуальных соревнований.

3. У родителей воспитанников сформировано понятие важности проведения совместных мероприятий с детьми.

4. Сформирована преемственность между школой и детским садом.

5. У детей сформирована психологическая готовность к школьному обучению.

Данных результатов мы добились благодаря систематической работе в этом направлении.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Гуткина Н.И. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием»/Психологическая наука и образование, 2010, №3.
  2. Веннецкая О.Е,Федина Н.В., «Игры, викторины и конкурсы»/

М, «Просвещение», 2013г

      3.  Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. «Дошкольная педагогика. «Развитие      речи и   интеллекта в играх, тренингах, тестах.»/Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.

      4.        Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и           воспитания детей в детском саду

       5.  Шипицина Л.М., Воронова А.П, Нилова Т.А. «Азбука общения». /М,                        «Детство- пресс»,         1998г.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ:

  1. Результаты диагностики
  2. Результаты теста «Группы эмоций».

     3.        Конспект  интеллектуальной игры «Что, где, когда?»

     4.         Конспект викторины «Самый умный»

     5.         Конспект викторины с детским садом №330 «Любознайка»

     6.         Конспект викторины  со школой «Хочу все знать!»

     7.        Конспект семейной викторины «Мой ребенок»

     8.        Информационный лист «Интеллектуальные игры как средство развития     мышления старших дошкольников».

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста

Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...

Игра как средство социализации дошкольника.

Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным периодом жизни человека. Это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок ...

статья: "Игра как средство социализации в детском возрасте."

Развитие социализации детей дошкольного возраста в игре...

Коммуникативная игра как средство социализации дошкольников

Помогаем детям войти в социальный мир, способствуем формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста....

Конспект открытого мероприятия - подвижная игра «Вдвоем одну веревочку» к неделе пед. мастерства и педсовету «Игра, как средство социализации ребенка»

Цель данной консультации - Поделиться опытом с коллегами. Познакомить детей и коллег с новыми подвижными играми, которые не требуют сложного оборудования и большого пространства. Приобщение детей...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...

Игра - как форма социализации воспитанников с расстройствами аутистического спектра

Развитие и социализация детей с расстройством аутистического спектра - актуальная проблема современного общества, требующая углубленного изучения механизмов взаимодействия и процессов восприятия ребен...