ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
статья

Тульская Людмила Викторовна

Статья посвящена  вопросам экологического   воспитания как составной части нравственного воспитания. Авторы данной статьи  показывают важность экологического воспитания  у детей с нарушением  интеллекта. В ней рассматривается работа школы по формированию экологической культуры школьника. В статье показаны условия ,созданные  в школе для реализации целей и решения задач экологического образования;рассматривается использование разнообразных форм и методов внеклассной работы по экологии. Авторы приводят примеры проводимых в школе организационных,познавательных,развлекательных и практических мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой. Поэтому    большое значение приобретает экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания детей всех возрастов. Формирование экологического сознания, нравственной культуры – важнейшие задачи школы в настоящее время.Как говорил В. А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному, такова закономерность воспитания».   Экологическое воспитание направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как  гражданина, разумного потребителя. Полноценная социальная адаптация детей с нарушением интеллекта невозможна без формирования системы их  нравственного сознания и социального поведения, включая в себя и экологическое воспитание.[5].  В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства. Такие моральные качества как доброта, милосердие,  порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Таким образом, нравственное воспитание – это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребёнка. Оно предполагает становление отношений  к Родине, труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание.  Остановимся на  экологическом воспитании.             Учащихся с нарушением интеллекта нужно обеспечить базовыми  знаниями,умениями и  навыками ,необходимыми для осознанного поведении в окружающей среде. Экологические  представления  учащихся с нарушением интеллекта формируются на уроках курса «Развитие речи». Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения  к окружающей  среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы. Теоретическая база нравственно -экологического воспитания основывается на решении трёх задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.  Правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и нравственно   воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идёт на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной работе. Педагог  в своей  работе использует множество приёмов Так,например,во время наблюдения педагог вводит элементы игры,применяет пословицы, поговорки и т.п.  одни и те же приёмы часто используются педагогом  в разных методах. Например. Игровые приёмы используются при наблюдениях,в беседах;показ, пояснение - при проведении опытов,обучении трудовым навыкам и др.[2]. Дети  нашей школе принимают участия  в экологических акции : День птиц. Здесь прослеживается природоохранная деятельность -дети вмести со взрослыми изготавливают и вывешивают  на территории школы кормушки для птиц. Защищают и улучшают природную среду. Ученики вмети с педагогами принимают в районной выставке  «Цветы как признание»,приуроченной ко дню Учителя. Во время подготовки к выставке дети знакомятся с названиями цветов,узнают о том как за ними нужно ухаживать.У детей расширяется кругозор, формируется уважение к труду взрослых.Наша школа утопает в цветниках,в школе есть Зимний сад.Где дети видят сколько нужно приложить труда,чтобы выросли красивые цветы. В школе проводятся конкурсы рисунков,праздники «Золотая Осень», «Здравствуй Зимушка - Зима», «Идёт Весна - красна». Во время праздников дети рассказывают стихи, поют песни, танцуют,знакомятся с особенностями времён года. В  школе  проводятся экологические часы,где  во время сказочного путешествия дети знакомятся с лекарственными растениями, с грибами; у детей воспитывается такое качество как взаимопомощь. Также организуются различные познавательные мероприятия такие как: «Круглый стол» по обсуждению экологических проблем.    В работе по воспитанию у детей с нарушенным интеллектом любви к природе большое место занимают экскурсии,прогулки,походы. Так как у таких детей  особое значение имеют чувственные восприятия. Наша школа окружена сосновым бором,поэтому  основным методом является наблюдение. Во время наблюдения у ребёнка развивается наблюдательность,интерес к изучению природы, закрепление программного материала. Экскурсии,прогулки носят краеведческий характер.   В процессе экскурсий в природу у детей воспитывается любовь к родному краю, бережное отношение к природе,любовь к Родине.Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическое направление. В воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.  В результате всей этой деятельности у учащихся развивается внимание, память, мышление, речь, расширяется кругозор, они упражняются в умении сравнивать, классифицировать, находить сходства и отличия, делать обобщения и умозаключения.Для младших школьников доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учёбе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность, правдивость. Поэтому нужно показать положительную сторону хороших поступков и поступать только хорошо, чтобы умение делать хорошие поступки стало нормой их поведения.Также знания о растениях, условиях их роста, полученные на уроках, нужно использовать во время трудовой деятельности учащихся на огороде, клумбе, при выращивании и уходе за комнатными растениями.Знакомясь с произведениями искусства, поэзией, художественной литературой о природе, учащиеся ещё более эмоционально относятся к природе, осознают необходимость бережного отношения к ней.

Как писал  академик И.Д.Зверев «Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»

ЛИТЕРАТУРА

1Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Изд. центр Академия, 2007.

2.Специальная дошкольная педагогика и психология. /Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 2001.

3Умаров Э. Д. Экологическое воспитание личности. – Т. : Шарк, 2005.

4.Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта. - М.: Логос, 2005.

6.Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. - 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Конспект занятия по сенсорному развитию на тему "Скоро праздник Новый год" для детей с нарушениями интеллекта

Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки, которые реализуются в виде перцептивных действий (рассматривания, выслушивания, ощупывания). Программное содер...

календарно-тематическое планирование на неделю второй год обучения детей с нарушениями интеллекта

Планирование составлено в соответствии с Программой  обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта ЕКжановой, Стребелевой...

Конспект комплексного фронтального занятияна 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.

План конспект комплексного фронтального занятия по социальному развитию, ознакомлению с окружающим и развитию речи на 1 год обучения у детей с нарушением интеллекта.Тема: Праздник Новый го...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Особенности нарушений речи у детей с церебральным параличом и нарушением интеллекта

Материал раскрывает особенности речевого развития детей с   ДЦП, нарушением интеллекта.Предназначен дляипедагог, работающих с детьми с ДЦП , интеллектуальным нарушениями...

«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».

Речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения.         В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важней...