Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Статья посвящена проблеме развития мелкой моторики у детей 3 - 4 лет посредствам пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

М.В. Васильева, воспитатель

ГБДОУ детский сад №50 Колпинского района Санкт – Петербурга

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста практически неоценима. Их значимость описана во многих литературных источниках, многими исследователями.

В исследованиях В.Н. Ткаченко пальчиковые игры объясняются как своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова утверждают, что пальчиковые игры – это универсальное, в первую очередь, дидактическое и развивающее средство, сущность которого состоит в том, что во время его проведения нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  1. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, следовательно, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
  2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории.
  3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
  4. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
  5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
  6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
  7. Развивают        эмоциональность,        формируют        добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

При работе с детьми, применяя пальчиковые игры, родителям стоит учитывать ряд правил, которые, при верном их соблюдении приводят к эффективному результату:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, необходимо, в первую очередь, проиграть её самостоятельно, и добиться четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой необходимо эмоционально настроить ребёнка, найти способ его заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с подготовки пальцев: сгибания и разгибания. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются при предварительном показе взрослого совместно с ребёнком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе.
  4. Следует добиваться, чтобы ребёнок выполнял движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой.
  5. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые игры, и одновременно разучивать новые.
  6. Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев.
  7. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей.
  8. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

В контексте данного исследования, хотелось бы отметить, что выбор в пользу пальчиковых игр в качестве ведущего средства по развитию мелкой моторики младших дошкольников, пал именно потому что в силу специфики возраста, детям интереснее играть в сопровождении смешных стишков, инсценировать мини-спектакли, подражать ручной умелости взрослого под соответствующее речевое сопровождение, а не просто выполнять какие-то упражнения пальцами. Если просто показывать упражнения для развития мелкой моторики дети быстро теряют к ним интерес и эффекта от такого обучения нет.

Л.И. Тищенко, изучающий эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики, отмечает, что снизить напряжение в руках и содействовать расслаблению мышц всего тела помогают именно простые движения, такие как пальчиковые сгибы, зажимы, разжимы.

Широкий спектр пальчиковых игр предоставляет большие возможности в их выборе. Исследователями предлагаются различные способы классификации, приведем наиболее ёмкую и в тоже время компактную, на наш взгляд. Так И.В. Дворова, О.П. Рожков классифицируют пальчиковые игры следующим образом:

  • пальчиковые игры без речевого сопровождения;
  • пальчиковые игры с речевым сопровождением;
  • народные пальчиковые игры;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
  • упражнения с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что наиболее эффективными занятия будут, если активно к ним привлекать родителей. Но, как правило, не все родители понимают сущность и значение развития мелкой моторики у детей, и, предполагают, что развивать её можно в любом возрасте.

Более того, большинство родителей не берут во внимание методическое сопровождение для занятий с детьми пальчиковыми играми. Представим основные рекомендации для родителей:

Рекомендации для родителей:

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка;
  2. Начинать или заканчивать занятия сеансом массажа кистей рук;
  3. Сначала все движения взрослый выполняет руками ребёнка, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно;
  4. Внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если он затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помочь ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.;
  5. Чередовать новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходить к освоению более сложных. Выполнять определённые движения одновременно с прослушиванием стихотворения;
  6. Поощрять творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения;
  7. Проводить занятия эмоционально, активно, хвалите ребёнка за успехи, но не забывать, при этом, следить за его настроением и физическим состоянием.

Интересным и практически значимым опытом является работа по развитию мелкой моторики у детей Ермаковой И.А. Она предлагает широкий спектр различных по характеристики пальчиковых игр, упражнений, как самостоятельно детьми, так и совместно с родителями.

Представим некоторые из них (Таблица 1).


Таблица 1 - Серии пальчиковых игр для детей

«Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.

«Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони)

Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

(Хлопайте в ладоши)

Кашка        масленька,        Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу— полетели! На головку сели. (Поднимите руки        вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их "домиком" на голову)

«Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу) Это крыша.

(Соедините        ладони        и переплетите пальцы)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх,

не расцепляя их).


«Прятки»

В прятки пальчики играются,

Открываются.

(Подняв        ладонь,        растопырьте все пальцы.)

Закрываются.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак)

«Зайчики»

(Поставьте все пальцы одной руки на стол)

Вышли        зайки на лужок, встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять... (Пересчитайте заек)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали.

Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак)

 

 

   https://royallib.com/zip_emu/br/168/168012/img_9.png

Таким образом, развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, является уникальным средством развития ребёнка, как в физическом, так и психическом аспекте. И, начинать занятия, для эффективности, необходимо с самого рождения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Данная методическая разработка привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»

В статье разобраны основные вопросы, связанные с пальковыми играми:1. Для чего нужны пальчиковые игры?2. Главная цель пальчиковых игр.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.4. Этапы разучи...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Аннотация.Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончика...

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время учеными уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенк...