Познавательно-творческий проект "Пасху радостно встречаем"
проект (старшая группа)

Чупина Валентина Вячеславовна

Участники проекта: музыкальный руководитель, священник, воспитатели, родители, дети старшей группы.

Сроки реализации проекта: март – апрель 2019г.

Тип проекта:

1. По доминирующей в проекте деятельности: познавательно – творческий

2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).

3. По количеству участников – групповой.

4. По продолжительности – средней продолжительности (2 месяца).

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс группы формы работы с семьями воспитанников, позволяющие установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2gr_pasha.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Познавательно-творческий проект  

в старшей группе №2

«Пасху радостно встречаем»

Подготовила:

Чупина Валентина Вячеславовна,

 воспитатель

г. Вязьма

2019 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Участники проекта: музыкальный руководитель, священник, воспитатели, родители, дети старшей группы.

Сроки реализации проекта: март – апрель 2019г.

Тип проекта:

1. По доминирующей в проекте деятельности: познавательно – творческий

2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).

3. По количеству участников – групповой.

4. По продолжительности – средней продолжительности (2 месяца).

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс группы формы работы с семьями воспитанников, позволяющие установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Актуальность проекта

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Всё это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

В нашей группе проводится систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию детей в кружках «Истоки» и «Сказки для воспитания души». Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении. Это — ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома — Родины. Все эти  ценности жизни являются общими для всех людей. Человек, воспитанный в традициях религиозной культуры, назовет, кроме них и, прежде всего, ценности веры, надежды и любви к Богу. Как показывает практика, дети внутренне тянутся к тем вечным ценностям, которыми они были «вскормлены» в годы раннего детства.

Православные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Все семьи каждый год готовятся к великому празднику Пасхи. Ведь Пасха – это особый праздник, великий и торжественный. И при его подготовке царит особая атмосфера. У детей часто появляются вопросы по этому поводу – почему его празднуют, зачем красят яйца на этот праздник, ведь красить яйца детям очень нравится, почему нужно говорить «Христос Воскрес» и так далее. К сожалению, у родителей не всегда есть ответы на такое большое количество вопросов. Также, часто приходится наблюдать отсутствие преемственности в духовно-нравственном воспитании детей между детским садом и семьей, когда источником таких знаний для ребенка становится только детский сад. Понимание неоспоримой важности сотрудничества детского сада и семьи для полноценного и гармоничного развития и воспитания детей, способствовало работе над данным проектом.

Цель проекта: приобщение детей и их родителей к православной культуре, к традициям русского народа, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Задачи:

  • Объединить усилия педагогов и родителей для развития и духовно-нравственного воспитания детей.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и

воспитания детей.

  • Расширить знания детей и родителей о празднике Пасха
  • Познакомить с обычаями и традициями празднования святой Пасхи
  • Рассказать детям историю праздника, его значение в Христианстве.
  • Развивать позитивное отношение к празднику Пасхе.
  • Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.

Методы и приемы, формы работы над проектом:

  1. Информационно – аналитические:
  • Сбор и обработка информации
  • Работа с литературой
  • Опросы
  • Консультации
  • Метод написания родителями мини – сочинения

2. Наглядно-информационные формы:

  • Открытый показ организованной образовательной деятельности для родителей
  • Создание фотоальбома

3. Познавательные:

  • Совместная работа по тематическому плану проекта
  • Круглый стол
  • Экскурсии
  • Рассматривание иллюстраций, презентаций.
  • Тематические беседы
  • Организованная образовательная деятельность
  • Чтение художественной литературы
  • Использование дидактических, настольных, подвижных, хороводных игр.

4. Досуговые:

  • Совместные праздники, досуги, развлечения.
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.
  • Участие в итоговом мероприятии проекта детей и родителей.
  • Проведение совместных мероприятий.

5. Практические методы:

  • Совместное творчество детей и родителей (изготовление поделок, рисунков).
  • Мастер – класс

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Повысится   интерес   родителей   к  духовной  жизни.
  • Родители   станут   активнее   включаться  в  деятельность   детского   сада, направленную   на   духовно-нравственное  развитие  детей.
  • Обогащение знаний у детей и взрослых о великом православном празднике «Святой Пасхе».
  • Заинтересованность детей совместно с родителями к подготовке и проведении праздничных мероприятий.
  • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
  • У детей повысится интерес к совместной деятельности «ребенок — ребенок»«ребенок — взрослый».
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательней активности, коммуникативных навыков.
  • Совместная работа педагогов с семьями воспитанников будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
  • У родителей будут формироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами.

Этапы реализации проекта:

1. Теоретический (организационный)

  • Сбор информации: изучение педагогической литературы по данному направлению; 
  • Разработать основные методические материалы и пособия: конспекты бесед, занятий, сценарии музыкально-театральной постановки, мастер- класса, консультации, буклеты, презентации.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Создание плана работы по проекту.

2. Практический (основной)

Работа с родителями:

  • Мини – сочинение «Традиции празднования Пасхи в нашей семье».
  • Чаепитие «Как на Масляной неделе…»
  • Изготовление общего фотоальбома «Пасха в нашей семье».
  • Консультация «Светлая Пасха» (история, значение, православные традиции).
  • Круглый стол «Встречи со священником»: «Вопросы к батюшке»; «Праздников праздник – Пасха Господня»
  • Мастер-класс «Пасхальное дерево пожеланий».
  • Музыкально-театральная постановка «Пасха красная».
  • «Семейная мастерская». Организация пасхальной выставки совместного творчества детей и родителей (рисунки, поделки).

Работа с детьми: 

Познавательное развитие:

  • Цикл бесед: «Масленица. Прощеное воскресение»; «Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение в России»; «Страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа»; «Воскресение Иисуса Христа»; «Пасха. Подготовка к празднованию». 
  • рассматривание иллюстраций (картина «Мироносицы у гроба Господня», икона «Воскресение Христово»), просмотр презентаций;
  • дидактические игры «Построй храм»«Собери яйцо».

Речевое развитие:

  • чтение художественной литературы:

- стихотворения: А. Блок «Вербочки», Я. Полонский «Пасхальные вести», А. Майков «Христос Воскрес!», С. Есенин «Пасхальный благовест»

- предание «Первое красное яичко»

-  рассказ Н. Степанова «Велик день»

- «Как празднуют Пасху  в разных странах» (Детский православный календарь «Егорушка», стр. 128)

  • Дидактические и настольные игры «Доскажи словечко», «Отгадай, какой это праздник?»
  • Разучивание русских народных пословиц и поговорок.

Социально-коммуникативное развитие:

  • экскурсии в храм, участие в Божественной Литургии вместе с родителями;
  • беседы с батюшкой.

Художественно-эстетическое развитие:

  • подготовка и проведение праздничного утренника «Пасха красная»;
  • изготовление пасхальных открыток (аппликация);
  • рисование «Пасхальное яичко», «По дорожке в Божий храм»;
  • открытый показ для родителей интегрированной ООД «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…».

Физическое развитие:

  • День пасхальных игр: «Найди яйцо»«Кто дальше покатит»«Кто быстрей перенесет»«Кто найдет больше яиц»; хороводная игра «Катись, катись яичко» и др.

3. Заключительный этап

  • Подведение итогов и выводы.
  • Презентация проекта.
  • Итоговое мероприятие проекта: музыкально-театрализованное представление с участием родителей «Пасха красная».

Продукты проекта:

Для родителей:

1. «Пасхальное дерево пожеланий».

2. Фотоальбом «Пасха в нашей семье».

  1. Мини – сочинения «Традиции празднования Пасхи в нашей семье».

Для детей:

  1. Пасхальные открытки.
  2. Выставка рисунков: «Пасхальное яичко»; «По дорожке в Божий храм».
  3. Пасхальная композиция «Букет вербы»

Сотворчество родителей и детей:

  1. Выставка совместного творчества детей и родителей «Светлая Пасха».
  2. Участие в итоговом мероприятии проекта – музыкально-театрализованном представлении «Пасха красная».

Ресурсное обеспечение:

1. прот. Балашов Б. «Великие праздники». – Клин: Христианская жизнь, 2010г.

2. Гончарова Л.Н. «Основы Православной Культуры. Программа и примерные конспекты занятий».

3. «Детский церковный календарь» В. Н. Крупин М., 2002г.

4. Егорушка. Свет Христов просвещает всех. Детский православный календарь на 2017 год. – СПб.: Издательство «Свет Христов», 2016г.

5. Журнал «Свечечка» №2, 2013г.

6. «Как мы любим наших детей?». Стратегии семейного воспитания. 

А. Наумова, Г. Калинина М., 2007г.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М .:Педагогическое общество России, 2005г.

8. «Лесенка чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2013г. Е. Баум, А. Фомкина М., 2012г.

9. Методическое пособие «Самые главные праздники» О. М. Потаповская М., 2004г.

10. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений «Основы христианской культуры» С. Афанасьева 2002г.

11. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Сост. О. Харитонова, под. ред. прот. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002г.

12. «Православные праздники» А. С. Ананичев М., 2006г.

13. Православное воспитание детей дошкольного возраста Р. И. Киркос 2006г.

14. «Православие» полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007г.

15. Праздников праздник. Православный сборник о Пасхе. – М.: «Молодая гвардия», 1993г.

16. Учебно-методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение» Л. П. Гладких

17. «Энциклопедия православной жизни» Г. Калинина, Г. Стромынский, 2009г.

18. «Энциклопедия детского фольклора» Т. Пиксасова, Р. Триндицкая М., 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

утро радостных встреч

для педагогов работающих по программе "Радуга"...

Познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем»

Тип проекта: познавательно – творческийПродолжительность: краткосрочный ( 2 недели)Участники проекта: воспитатель, дети, родители.Актуальность проекта: всем известно, что впе...

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе ДОУ «Пасху радостно встречаем»

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе ДОУ «Пасху радостно встречаем»...

Познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем».

Тип проекта: познавательно – творческийПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.Актуальность темы: Пасха &nda...

Познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад № 122 Познавательно – творческий проект«Пасху радостно встречаем».Подготовительн...

Познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем». 2 младшая группа «Янтарики»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеЦентр развития ребенка Детский сад № 122   Познавательно – творческий проект «Пасху радостно встречаем».2...