Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа)

Игнатенко Жанна Николаевна

В данной статье говориться о значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дршкольного возраста. Так же предложены конспекты НОД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение использования математических средств обучения в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников

Развитие дошкольной образовательной сферы на современном этапе во многом определяется социально-экономической ситуацией, тенденциями развития современной педагогики и характеризуется изменением целей и задач дошкольного образования, обновлением его содержания и внедрением личностно-ориентированных технологий его реализации.

В дошкольном возрасте накапливается потенциал для полноценного функционирования мыслительных процессов, формируется мотивация учебной, трудовой, творческой деятельности.

Большое значение для старшего дошкольника является математическая подготовка, как в плане интеллектуального развития, так и в плане подготовки детей к школе. Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Одной из наиболее важных задач является развитие у старших дошкольников развития мыслительных способностей, умения решать различные задачи.

«Математика (с греч. mathema – знание, учение, наука) представляет собой науку о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Понимание самостоятельного положения математики как особой науки возникло еще в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры. Она объединяет комплекс дисциплин: арифметика (теория чисел), алгебра, геометрия, математический анализ (дифференциальное исчисление и интегральное исчисление), теория множеств, теория  вероятностей и многое другое [1, с. 24].

 Математика характеризуется: высокой степенью абстрактности ее понятий (точки – без размеров, линии – без толщины, множества любых предметов и т. д.); высокой степенью их общности (например, в алгебре буква обозначает любое число, в математической логике рассматриваются произвольные высказывания и т. п.) [2, с. 252].  

В словаре живого великорусского языка В. В. Даля есть следующее определение: «Математика – наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; – чистая, занимается величинами отвлеченно; – прикладная, прилагает первую к делу, к предметам» [цит. 3, с. 45].

То, что формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника, его познавательных и творческих способностей является неоспоримым фактом.

Исследователи А. В. Брушлинский, Л. В. Виноградова, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, А. Н. Колмогоров, В. А. Крутецкий, Ю. М. Колягин, А. Я. Хинчин и мн. др. отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса у старших дошкольников в процессе формирования математических представлений, как гибкость, неординарность мышления, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы. Выделяется также такая характеристика, как глубина мышления, т. е. умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления, умение видеть их взаимосвязь с другими явлениями [цит. 4, с. 33].

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, и т. д.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике. Важным является то, что сформированность умственных действий является необходимостью для развития математического мышления, и не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор доказывает, что формирование понятия числа (и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, т. е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии, систематизации [5, с. 123].

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей старших дошкольников, их интеллектуальной деятельности. Впоследствии, оно приводит к активному развитию математических способностей, ведь необходимо помнить, что в школе математика является весьма сложным предметом и овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение [6, с.118].

Кроме того, использование математических средств в работе с детьми старшего дошкольного возраста, организует и дисциплинирует их, способствует формированию аккуратности, настойчивости, воспитывает привычку к труду, желание учиться, умение доводить любое начатое дело до конца, что так актуально для них в предстоящей школьной жизни. Все это требует от детей большей осознанности своей деятельности.

Общеизвестно, что эффективное развитие мыслительных операций происходит лишь при условии активного функционирования мотивационной, волевой, эмоциональной и других сфер психики человека. Следовательно, формирование интеллектуальных умений не может не опираться на активизацию мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.), эмоций и чувств и т. д. Интерес является важным стимулом воспитания целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае решения задачи – всё это создаёт у ребёнка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Поэтому, немаловажная роль здесь отводится таким средствам математики как дидактические игры и упражнения, игровые приемы в целом, являющиеся «современными и признанными методами обучения и воспитания, обладающими образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве» [7, с. 18].

Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. И даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

Использование игры как средства математики в развитии старших дошкольников должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра здесь не самоцель, а средство развития, обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей деятельности в тесной связи с другими видами работы. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников [8, с. 36].

Игровой момент в работе с детьми дошкольного возраста ведет весь процесс развития, направляя интеллектуальную активность детей в необходимое русло. И игра становится ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний.

Зачастую, как показывает практика, возникают некие трудности в развитии интеллектуальных способностей (в результате невнимательности, неумения контролировать свою деятельность, отсутствия целенаправленности). А благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам старший дошкольник с долей интереса вовлекается в процесс и более эффективно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) математического содержания являются эффективным средством и методом развития умственной деятельности детей и элементарных математических представлений.

Ряд дидактических игры, в частности обучающих, позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является не только подготовка мышления к восприятию фундаментальных математических понятий.

Таким образом, систематическое проведение дидактических игр с использованием различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации интеллектуальной деятельности, положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков дошкольников, способствует развитию умственной деятельности. Словом, средства математики, а именно использование дидактические игр математического содержания заслуживают право в развитии интеллектуальных способностей и мыслительной деятельности старших дошкольников.

Существенное значение имеет исследование Л. Г. Горьковой, которая утверждает, что важным условием успеха в интеллектуальном развитии исследователь считает преемственность в обучении детей сада и школы. «Преемственность должна быть двусторонней: со стороны детского сада - подготовка к воспитанию и обучению в начальной школе, со стороны школы - опора на достигнутый уровень познавательных возможностей и способностей, его дальнейшему интеллектуальному развитию. Высокий уровень интеллектуального развития обеспечит успешную адаптацию дошкольников к учебной деятельности в начальной школе и их дальнейшее умственное воспитание» [цит.9, с. 126].

Это особо ценно, поскольку как указывает ряд исследователей (Н. Г. Белоус, Л. И. Божович, Н. И. Непомнящая, Л. С. Славина, А. А. Смоленцева, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаева, Г. И. Щукина) система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению и отрицательно влияет на весь ход развития ребенка.

А. А. Столяр утверждает о том, что недостаточное внимание уделяется формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и их практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы [6, с. 245].

Таким образом, анализ информации позволяет сделать выводы о том, что использование средств математики является мощным средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника, его познавательных и творческих способностей.

Положительное влияние использования математических средств в обучении и воспитании, а главное в развитии умственной деятельности старших дошкольников отмечали ряд зарубежных и отечественных исследователей, среди которых М. Н. Фишман, Л. А. Рожкова, Л. И. Переслени и др.

Большое значение в наиболее эффективном развитии мыслительных операций и интеллектуальных способностей принадлежит средствам математики, а именно использованию дидактических игр и упражнений с применением различного по характеру математического материала, что положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Философский словарь / под ред. И. Г. Фролова. – М. : Политиздат, 1991. – 560 с.
  2. Венгер, А. А. О развитии элементарных математических представлений у детей в дошкольном возрасте / А. А. Венгер, Т. В. Тарунтаева  // Умственное воспитание дошкольника. - М. : Педагогика, 1972. - С. 252 - 259.
  3. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. - М. : Просвещение, 1988. - 302 с.
  4. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Рольф, 2010. –             142 с.
  5. Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: Теория и практика : учебное пособие для студ. высш. пед. заведений / М. Г. Сорокова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
  6. Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. – М. : Просвещение, 1981. – 129 с.
  7. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова. - М. : Просвещение, 2009. - 55 с.
  8. Теплов, Б. М. Психология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : Педагогика, 2005. - 362 c.
  9. Поддьяков, Н. Н. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сокин. - М. : Педагогика, 2004. - 346 с.



Предварительный просмотр:

Комплекс НОД на развитие интеллектуальных способностей

1. Количество и счет.

Цели: закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счетом; закреплять знания о составе числа из двух меньших в пределах пяти; закреплять правила поведения на занятиях по математике.

Материал: картинка (игрушка) Гном; «волшебный» мешочек; набор игрушек: мишка, заяц, машинка, кукла, кубик; рисунок к игре «Заселим домик»; карточки-цифры 0-10; карточки с предметами.

Ход занятия:

  • Ребята! В этом году вы вместе с героями сказок и мультфильмов продолжите путешествие по стране Математики. Вы будете считать, складывать, вычитать, сравнивать числа, решать сложные примеры и «веселые» задачи, научитесь красиво писать цифры. А еще вас ждут загадки, сюрпризы и приятные неожиданности!
  • Сегодня к вам пришел Гном.
  • Из какой он сказки?
  • Он хочет с вами подружиться, поиграть и многое узнать. Даже маленьким Гномам известно, что Математика очень важная и нужная наука.

В наше время, чтобы дом построить и машиной управлять,

Прежде нужно нам в «Гармонии» математику познать.

В нашей жизни современной - в годы мирного труда,

При расчетах непременно математика нужна.

Без нее побед не будет, а победы – это мы.

Без неё российским людям не познать своей страны!

-Почему нужно дружить с математикой?

  • Гном принес вам «волшебный мешочек».
  • Хотите узнать, что в нем?

Игра «Волшебный мешочек».

Дети по очереди ощупывают предмет в «волшебном» мешочке, называют его и ставят на стол.

  • Сколько всего предметов?
  • Как назвать одним словом?
  • Какая игрушка стоит третьей? Пятой?
  • Какими по счету стоят: кукла, зайка?
  • Какая игрушка первая, последняя?
  • Какая игрушка стоит между машиной и кубиком?
  • Какая игрушка стоит за мишкой? Перед кубиком?

Педагог предлагает детям запомнить последовательность игрушек и закрыть глаза.

В это время игрушку убирают или меняют местами.

  • Что изменилось?
  • Вы хорошо поработали, можно отдохнуть.

Минутка для отдыха

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Игра «Предметы и цифры»

Гном предлагает детям поиграть в игру. Педагог показывает карточку с определенным количеством предметов, дети поднимают соответствующую карточку с цифрой.

Игра «Заселим домик»

- Гном забыл, как складывать числа. Давайте ему напомним – по
играем в игру «Заселим домик».

На доске нарисованы домики-схемы.

В процессе игры дети вспоминают состав чисел в пределах 5. Игра сопровождается такими словами:

- На первом этаже домика № 1 живет число «1», нужно подселить
число «1», чтобы получилось «2».

- На первом этаже домика № 2 живет число «1», нужно подселить
число «2», чтобы получилось «3».

  •  На втором этаже живет число «2», нужно поселить число «1», чтобы получилось «3».
  • На первом этаже домика № 3 живет число «1», нужно подселить число «3», чтобы получилось «4».
  • На втором этаже живет число «2», нужно поселить число «2», чтобы получилось «4».
  • На третьем этаже живет число «3», нужно подселить число «1», чтобы получилось «4».
  • На первом этаже домика № 4 живет число «1», нужно подселить число «4», чтобы получилось «5».
  • На втором этаже живет число «2», нужно поселить число «3», чтобы получилось «5».
  • На третьем этаже живет число «3», нужно подселить число «2», чтобы получилось «5».
  • На четвертом этаже живет число «4», нужно поселить число «1», чтобы получилось «5».
  • Вы правильно выполнили задания Гнома, молодцы!

2. Ориентировка в пространстве: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу.

Цели: закреплять умения детей правильно ориентироваться в пространстве; правильно воспринимать такие характеристики пространства, как: справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.

Материал: картинка (игрушка) Гномы.

Ход занятия:

  • На прошлом занятии познакомились с Гномом. Ему очень понравилось у вас, поэтому сегодня он пришел не один, а вместе со своим Другом. (Появляется второй Гном.)
  • Внимательно посмотрите и скажите, чем похожи Гномы? Чем они отличаются?

-Гномы не знают, где правая нога, где – левая, где правая рука,
где – левая, где правая сторона, где – левая.

Игра «Кто внимательный?»

  • А вы знаете, где правая рука, где левая? Где правая сторона, где – левая? Давайте проверим и поиграем в игру «Кто внимательный?» Я буду специально ошибаться, а вы должны правильно выполнять все команды.
  • Поднимите правую руку вверх, на правое плечо, на левое плечо, на правую коленку. Левую руку вверх, левую руку – вниз. Повернитесь направо, повернитесь налево и т. д.
  • Наши Гномы постоянно забывают, где у них правая рука, где – левая. Раскройте им секреты, как можно это запомнить. Секрет первый: с левой стороны находится сердце. Послушайте, как оно стучит. Вот видите, как просто: где сердце, там и левая сторона.

Секрет второй: на левую руку всегда надевают часы. Поднимите левую руку те дети, у которых есть часы на руке.

Наши друзья что-то совсем загрустили, давайте поиграем в новую игру, может быть, это их развеселит.

Минутка для отдыха

  • Возьмитесь правой рукой за нос, а левой за правое ухо.
  • А теперь хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.
  • А теперь левой рукой за нос, а правой за левое ухо.
  • Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.
  • А теперь все движения повторите в быстром темпе с самого начала.
  • Получилось весело. И наши друзья заулыбались. Спасибо вам.
  • Гномам у вас нравится, но, к сожалению, они еще не запомнили ваши имена, давайте их назовем.
  • Кто сидит справа от Лены? Слева от Оли? Впереди Леши? Позади

Олега? И т. д.

Игра «Найди меня».

Предлагаю вам поиграть вместе с Гномами в игру, которая называется «Найди меня».

Один ребенок выходит за дверь, другой прячет Гнома.

Поиск спрятанной игрушки происходит под комментарий: «Сделай 4 шага вперед, повернись направо, сделай 3 прыжка, сделай 2 наклона, посмотри под стул и т. д.» Игрушка найдена. Игра проводится 2-3 раза.

В эту игру можете поиграть дома с друзьями.

  • Для чего нужно знать, где право, лево, верх, низ и т. д.?
  • Ребята, наверняка, вы могли наблюдать такую ситуацию, когда к прохожему обращался незнакомый человек и просил объяснить, как найти нужный ему дом или улицу. И прохожий объяснял, используя слова: направо, налево, прямо. Я надеюсь, что после наших занятий вы грамотно сможете объяснить, как найти нужный дом или улицу прохожему, нуждающемуся в вашей помощи.
  • Занятие подошло к концу. Пора прощаться с нашими гостями. Давайте поблагодарим их за интересные игры.

3. Ориентировка на плоскости.

Цель: закреплять умения детей правильно ориентироваться на плоскости листа: определять правую и левую стороны, верх и низ, углы.

Материал: игрушка; альбомный лист; цветные карандаши; карточки: огурец, морковь, помидор, яблоко, груша, лимон, снежинка, звездочка, флажок, ручка, карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

  • Сегодня, вы будете учиться ориентироваться на плоскости.
  • Посмотрите внимательно на свою парту: у парты есть углы и стороны. Покажите правую сторону, левую сторону, верх, низ, углы парты. Сколько сторон у парты? Сколько углов?
  • Возьмите свою игрушку и поставьте ее в правый верхний угол, в правый нижний угол, перенесите в левый нижний угол, левый верхний угол, поставьте игрушку в центр парты и т. д.
  • Теперь давайте закроем глаза и представим картину: «Ваша любимая игрушка очутилась на прекрасной лесной опушке, где стоят стройные березы, высокие ели и могучие дубы. Ярко светит солнце, птицы поют звонкие песни, с цветка на цветок перелетают пестрые бабочки».
  • Возьмите альбомный лист и с помощью цветных карандашей попробуйте изобразить картину, которую только что представили. (Дети рисуют картину на альбомном листе.) Но прежде чем вы расскажите о том, что нарисовали, давайте превратимся в симпатичных зеленых лягушат и отдохнем вместе с ними.

Минутка для отдыха

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

  • Расскажите, в какой части листа (укажите название угла или стороны) нарисовали солнце, домик, дерево, облако, бабочку?
  • Получились замечательные картины!
  • О чем нужно помнить, находясь в гостях у леса? Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?

Повторение

- В верхней части парты положите:

а) огурец слева от морковки, но справа от помидора;

б) флажок справа от звездочки, но слева от снежинки.

  • В какой последовательности положили эти предметы?
  • Сколько всего карточек положили? В нижней части парты положите:

а) яблоко слева от груши, но справа от лимона;

б) карандаш справа от тетради, но слева от ручки.

  • В какой последовательности положили эти предметы?
  • Сколько всего карточек положили?
  • Что можно сказать о количестве карточек, которые лежат вверху и внизу вашей парты?
  • Возьмите звездочку и положите ее в любой угол вашей парты.
  • Возьмите снежинку и положите ее в любой другой угол вашей

парты.

  • В каком углу лежит звездочка?
  • В каком углу лежит снежинка?
  • Вы хорошо выполнили все задания!

4. Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Цели: уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале и их основных признаках; учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.

Материалы: картинки Карандаша, Самоделкина, Буратино; счетные палочки; набор плоскостных геометрических фигур; альбомный лист.

Ход занятия:

  • Сегодня вы отправляетесь в путешествие по стране «Геометрия» вместе с Карандашом, Самоделкиным, Буратино.
  • Друзья собрались у Карандаша. У него на столе разложено много разных фигур.
  • Ой, что это? – спросил Буратино и показал на фигурку, у которой три угла, три стороны и три вершины.
  • Самоделкин закричал: «Я знаю, я знаю! У меня даже загадка про эту фигуру есть! Вот послушайте:

Узнаешь сразу ты, кто я,

На нас ты посмотри.

У нас всего, у нас всего,

Естественно, по три.

Три стороны, и три угла,

Три пика - острия...

Мне это нравится вполне.

Ведь... (треугольник) я!»

  • Совершенно верно! – сказал Карандаш.
  • Теперь возьмите палочки и сделайте треугольник, – предложил Карандаш своим друзьям.

Педагог предлагает детям взять палочки и сделать из них треугольники, разные по размеру.

  • В своем наборе геометрических фигур найдите треугольники, разные по размеру.
  • Что общего у всех этих фигур? Чем они отличаются?
  • Подумайте и скажите, на что похожи треугольники.
  • Ой, а это что за фигура? – снова спросил Буратино и показал на квадрат.
  • Я тоже знаю! – сказал Самоделкин.
  • И про эту фигуру у меня есть загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад,

А зовут меня... (квадрат).

Педагог обращается к детям:

-Что интересного знаете о квадрате вы?

Карандаш просит составить из палочек квадраты, разные по размеру.

  • В своем наборе геометрических фигур найдите квадраты, разные по размеру.
  • Что общего у этих фигур?
  • Чем они отличаются?
  • На что похож квадрат?
  • Ой, здесь еще какие-то «странные» квадраты! – удивился Бура-тино.
  • У этих «странных» квадратов есть свое название, – сказал Карандаш.

Педагог обращается к детям:

  • А вы знаете, как они называются?
  • Что интересного знаете о прямоугольнике вы?

Карандаш просит составить из палочек прямоугольники, разные по размеру.

  • В своем наборе геометрических фигур найдите прямоугольники, разные по размеру.
  • Что общего у этих фигур?
  • Чем они отличаются?
  • На что похожи прямоугольники?
  • У Буратино что-то все перепуталось в голове, поэтому он желает немного отдохнуть.

Минутка для отдыха

Загудел паровоз

И вагончик повез:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут.

А круглые колесики:

«Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»

-На какую геометрическую фигурку похожи колесики?

  • А вот это круг! - радостно сказал Буратино, – Я его сразу узнал! Педагог обращается к детям:
  • Карандаш предлагает из палочек сделать круг.
  • Почему не получается сделать круг из палочек?
  • Что интересного мы должны помнить о круге?

В своем наборе геометрических фигур найдите круги, разные по размеру.

  • Что общего у этих фигур? Чем они отличаются?
  • На что похожи круги?
  • Опять какой-то «странный» круг! – с удивлением произнес Буратино.
  • Опять ты все напутал! – сказал Самоделкин и загадал такую загадку:

Мальчик круг нарисовал – убежал.

Тут слоненок проходил – наступил.

И из круга получился ... (овал).

  • Теперь я понял! - сказал Буратино. – Это овал.

Педагог обращается к детям:

  • Можно ли овал сделать из палочек? Почему?
  • В наборе геометрических фигур найдите овалы, разные по размеру.
  • Что общего у этих фигур?
  • Чем они отличаются?
  • На что похожи овалы?
  • Знаете ли вы, что прямоугольник и квадрат относятся к четырехугольникам?
  • Почему их можно объединить в одну группу?
  • Знаете ли вы, как называется фигура, у которой 5 углов? 6 углов?
  • Что получится, если геометрические фигуры составить вместе? – удивленно спросил Буратино.
  • Каждый из вас придумает картину и на альбомном листе составит ее из геометрических фигур.

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

  • Расскажите Буратино, из каких геометрических фигур сделали домик, солнце, елочку, бабочку, цветочек и т. д.
  • А теперь соберите геометрические фигуры вместе.
  • Выберите все фигуры, одинаковые по форме; по цвету; по размеру.
  • Какие фигуры выбирали?
  • Занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друзей за интересное и полезное путешествие по стране «Геометрия». Вы действительно научились хорошо разбираться в геометрических фигурах и научили этому Буратино.

        

Задачи в стихах:

  1. Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

  1. Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

  1. Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

  1. Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

  1. На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

  1. Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

  1. Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

  1. Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!».

  1. Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

  1. Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

  1. Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

  1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей –

Сколько всего в воде малышей?

  1. Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

  1. Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

  1. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников

Занятие по теме "Путешествие по городу Нижневартовску" направлено на развитие мышления, восприятия, умения действовать по образцу, воображения. зрительной памяти, воспитание  чувства взаимоподдер...

Влияние логико-математических игр и упражнений на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников

Влияние логико-математических игр и упражнений на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников...

Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. «Танграм»

В данной статье представлена история появления такой игры как "Танграм", описание составляющих геометрических фигур, примерные задания для детей....

Программа работы кружковой деятельности «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников по средствам дидактических игр»

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве г...

Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».

Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...