Консультация для воспитателей «Особенности общения с родителями»
консультация

Косарева Ольга Ивановна
Консультация для воспитателей  «Особенности общения с родителями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Особенности общения с родителями»

      Для воспитателя очень важно уметь наладить позитивное взаимодействие не только с детьми, но и их родителями. Взаимодействуя с родителем, впрочем, как и любым другим человеком, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Предлагаю познакомиться с правилами конструктивного общения.

    Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологически позитивных установки.

    Самые универсальные способы – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

 Чтобы человек хотел с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ним. И собеседник должен это видеть.

     Как же ему это показать?

 Ответ очень прост, для этого необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

 Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд  (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

     Имя человека – это самый приятный и самый важный для него звукоряд. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Марина Петровна!».

     В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого - родителю его ребенка.

    Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах воспитанника.

     Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

    Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не нужно переступать «границы» личного пространства собеседника (менее 50 см!)

 Очень хорошо, если получается использовать прием присоединения. Для этого нужно найти общее «Я»«Я сам такой же, у меня то же самое!», а также использовать аналогичную позу (стоя либо сидя) что и собеседник.

    Как можно реже нужно употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»«Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!»«Нас всех беспокоит, что дети…»«Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

     Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения конструктивного диалога и эффективного общения с родителями.

 Роль невербальных средств общения

 при взаимодействии с родителями.

   Мимика - движение мышц лица, отражающие эмоциональное состояние  человека: радость, удивление, страх, гнев, презрение.

    Движения мышц лица могут носить непроизвольный и произвольный характер. В первом случае они передают действительное переживаемые состояния, появление которых не зависит от воли человека, а во втором наигранные специально.

    Для тренировки выражения своих эмоциональных состояний и для понимания эмоциональных состояний родителей предлагаю педагогам выполнить следующее упражнение   «Передача чувств».

   Участники встают в шеренгу друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство,  второй человек должен передать третьему это же чувство и т.д. У последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано.

 В общении педагога с родителями важно избегать закрытых поз, демонстрирующих неприятие партнера, недоверие к нему, стремление занять лидирующую позицию.

       Проявления этого:

   - резкий наклон туловища назад или вперед,

   - «жесткость» (человек держится очень прямо),

   - скрещивание  частей тела (рук, ног),

   - прятанье рук в карманы, отведение их за спину,

   - сжимание челюстей,

  - взгляд (не рекомендуется смотреть искоса, что для собеседника станет сигналом критического или подозрительного отношения к нему).

  •    взгляд «сквозь»  партнера показывает что его не замечают или подчеркнуто не уважают. Такой взгляд сильно выводит из равновесия и может вызвать ответную агрессивную реакцию.
  •  о неуверенности в себе из-за робости, скромности или чувства вины свидетельствует уклоняющийся взгляд.
  • опущенный взгляд может вызвать впечатление ложности сообщения.

Поскольку взгляд – это только один из компонентов выразительности поведения, его понимание достигается в сочетании с мимикой, жестами и позой.

Беседы с родителями.

    Беседы с родителями   проводятся обычно утром, во время приёма или вечером, когда детей берут домой. Такие встречи – беседы кратковременны, но имеют немалое значение для создания  чувства доверия к воспитателю. Утром воспитатель интересуется самочувствием ребёнка,  может кратко информировать родителей о  интересном событии дня (развлечение, музыкальное занятие и др.) Вечером можно сообщить о том, как прошёл у ребёнка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что обратить внимание, посоветовать, чем заняться с ребёнком дома вечером.

     Беседы с родителями хотя и непродолжительны во времени, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, его доброжелательный тон.    

    Не следует прибегать к жалобам на ребёнка, так как они могут быть расценены как некомпетентность.

     В случае, если родители не выполняют каких – то правил, то беседовать с ними об этом предпочтительно в отсутствие ребёнка (чтобы не подорвать авторитет родителей).

    Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними, чтобы проанализировать какие – то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребёнка, дать квалифицированные советы и рекомендации.

     Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

  От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

     Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д.

   Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

    Конкретные советы должны даваться воспитателем только в том случае, если родитель просит у него совета. Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

    Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи, если это необходимо.

    Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

        Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

       1. Установление согласия на контакт.

         (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.

Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

      2. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

       Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к воспитателю.

  Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами.   Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

    Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

     Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.

      Вот  основные правила установления хорошего личностного контакта,  построения конструктивного диалога и эффективного общения с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»

Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил ...

Консультация для воспитателей «Особенности организации работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте сегодня начать мое выступление с китайской поговорки и считать её условным девизом нашего мероприятия:“Расскажи мне – и я забудуПокажи мне &ndash...

Консультация для воспитателей "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья."

Рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ;  способы  установления  прочного партнерского  контакта с родителями для решения проблем ребенка....

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей".

Консультация для воспитателей "Особенности консультирования родителей"....

Консультация для воспитателей «Особенности ситуации общения – как формы работы с детьми».

Ситуации общения - это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом....

Консультация для воспитателей «Особенности сотрудничества педагогов ДОУ с родителями»

1.Современный подход к проблеме сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образо...