Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников".
консультация
Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога
«Психологические основы
изобразительной деятельности дошкольников»
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его.
Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает много вопросов у родителей и педагогов.
Чем же привлекательно для детей рисование?
Что делает его для них столь желанным?
Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;
Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;
В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;
В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать.
Рисование увлекательно, приятно и интересно.
Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.
Процесс рисования не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.
В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:
общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и сверстником);
воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части).
Развиваются психические процессы:
воображение;
восприятие (сенсорные эталоны);
память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков);
внимание.
Развивается:
мелкая мускулатура кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);
координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое).
Развиваются предпосылки учебной деятельности:
-формирование умений планирования, последовательности выполнения;
-осуществление контроля на различных этапах работы;
-развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
-координация руки и глаза;
-подготовка руки к письму.
Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор.
Терапевтический эффект:
-успокоение ребенка;
-раскрытие его внутреннего мира;
-снятие психо - эмоционального напряжения, агрессии.
Анализ рисунков детей заставляет задуматься над тем, что рисунок человека почти у 80% детей не соответствует возрастной норме.
Понятно, что детское изобразительное творчество не может быть успешным без участия взрослых людей, воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Изобразительная деятельность дошкольников"
Консультация поможет родителям продолжать работу по изобразительной деятельности дома....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384158-1389976766.jpg)
Консультация для родителей Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»
Консультация для родителей Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-107713-1491913890.jpg)
Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности дошкольников"
Автором представлен теоретический материал по развитию творческих способностей дошкольников средней группы....
Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233032-1364746988.png)
Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников дома"
Практические рекомендации для родителей по подготовке рабочего места и подбору материалов для художественно-творческой деятельности в домашних условиях....
Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»
Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/06/picture-1419119-1662445555.jpg)
Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему «Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»
Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам...