консультация
консультация

Ласточкина Татьяна Станиславовна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"

Одним из важнейших аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики. Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развивая мелкую моторику, активизируются зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребёнка, его внимания, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребёнка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимания и воображения. И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Для того, чтобы улучшить моторику и координацию движений рук использую в своей работе дидактические игры и упражнения. Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часть построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры со сверстниками побуждают чувство коллективизма. Уделяя достаточно внимания играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений руки через дидактические игры решаются сразу две задачи:

Первая. Косвенным образом осуществляем интеллектуальное развитие ребёнка.

Второе. Готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для достижения результата по совершенствованию мелкой моторики использую в своей работе следующие формы:

 - совместную деятельность с детьми;

 - индивидуальную работу;

- свободную самостоятельную деятельность.

В совместную деятельность с детьми включаю пальчиковые гимнастик, пальчиковые игры со стихами, скороговорками; физкультминутки; развитие графической моторики: рисование по трафаретам, штриховку, лабиринты, графические диктанты. Использую методику «Расскажи стихи руками». Это помогает не только развивать мелкую моторику и речь, но и умение слушать, что тоже очень важно при подготовке к школе.

 В индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Делаю это с помощью массажа рук и упражнений с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков – ёжиков, карандашей, носовых платочков. Эти упражнения позволяют установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствуют снятию напряжённости монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учить управлять своим дыханием, формировать правильное произношение. Массаж развивает тактильное ощущение, воздействует на ребёнка как лечебная физкультура.

Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Для самостоятельной деятельности детей в группе есть много различных развивающих пособий. Они расположены в зонах познавательно – исследовательской деятельности, театральной деятельности, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности. Это различные вида конструкторы, мозаики, пазлы, кубики, шнуровки, наборы бусинок, разнообразный природный и бросовый материал, крупы, художественные материалы (кисти, карандаши, фломастеры, мелки) листы для рисования и оригами, раскраски, пластилин, трафареты. Для того, чтобы разнообразить игры детей по развитию мелкой моторики и координации движений, используем не только готовые игры, но и игры из подручных материалов, например: игра "Золушка". Для того, чтобы Золушка успела на бал, поможем ей разобрать на отдельные тарелочки смешанные в одном контейнере бусинки, гречку, фасоль, ракушки, желуди и т.д. Игру можно усложнить, предложив сортировать предметы по схеме. Игра позволяет развивать мелкую моторику, дети учатся действовать поочередно правой и левой рукой, совершенствовать точность движений пальцев. Игра "Выгладим платочки". Предлагаем помочь постирать и погладить платочки. Дети сначала мнут лист фольги, а потом скомканный платочек разглаживают пальцами двух рук. Обращаем внимание на качество выполнения работы: платочек должен быть без складочек, ни один край не должен быть загнутым. Игра развивает сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учит прикладывать силу в движениях. Формирует навыки зрительного контроля и сглаженность в движениях рук.

Игра "Чудесный мешочек". Дети находят на ощупь предметы по форме, по материалу, по названию.

 Игра "Выложи буквы". Дети выкладывают буквы из различных материалов(счетные палочки, трубочки, крестики, косточки и т.д).

Игра "Выложи картину". Дети с помощью геометрических фигур выкладывают медведя, зайца и т.д.

Игра "Помоги бабушке". Дети развязывают узелки на бельевой веревке, сматывают клубочки. Игра "Выложи нитками". Дети выкладывают контуры картинок нитками(птичка, цветок и т.д.). Игры с водой и пипеткой - капли по контору рисунка, различные переливания.

Игра "Сплетем коврик". Дети плетут коврики из полосок цветной бумаги. Игры с песком "Нарисуй пальчиком, палочкой". Для поддержания интереса детей к играм по развитию мелкой моторики рук мы придумали и стараемся разнообразить с/р игры: "Ателье моды", "Тюнинг машины", "Студия маникюра". Дети раскрашивают трафареты, украшают их мелкими деталями из бумаги, пластилина, стразами, бусинками и т.д. Также мы придумали с/р игру "Фабрика игрушек". Дети делают игрушки оригами, папье -маше, лепят из глины, раскрашивают их, украшают аппликацией из различных материалов. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и координации движений очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Игры и упражнения, пальчиковые гимнастики, разминки, проводимые систематически, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить и т.д. Таким образом, если будут развиваться пальцы, то будут развиваться речь и мышление ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....