Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Светлана Юрьевна Ткаченко

Консультация для педагогов

 

Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста» 

Известный педагог Сухомлинский Василий Александрович писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Что же понимают под термином «мелкая моторика»?

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Маленькие дети с трудом вращают и поворачивают запястье, отсюда появляется необходимость выполнения нужного движения от плеча. Поэтому можно сказать, что низкий уровень развития мелкой моторики требует чрезмерных затрат энергии от ребёнка, а неумение застёгивать пуговицы или правильно держать ложку говорит о неспособности выполнения элементарных навыков самообслуживания. Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства. Грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, в которых будет активно задействована работа кистей рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мелкой моторики на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки — вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений, которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное улучшение - от простых к сложным.

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.

Такие как:

Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы»);

Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок»);

Игры с прищепками («Кормушка для рыб», «Постираем платочки»);

Игры с крышками от бутылок («Колеса для машины», «Воздушные шарики»);

Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто»);

Игры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы»);

Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью);

Аппликация (сначала просто рвать, а потом и вырезать ножницами кусочки бумаги, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги);

Лепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание).

Игры на песке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Наиболее интересной из новых технологий мне показалась идея создания бизиборда.

БИЗИБОРД (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Это полезные игры на усидчивость, внимательность, развитие мышления.

Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно- эстетическое. И так же может являться формой психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника, средством всестороннего развития его личности.

Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определенные навыки:

- мелкую моторику рук (основная задача бизиборда – полная свобода тактильного восприятия)

- координацию движений (шнуровки, цепочки, защелки и пр.)

-усидчивость (множество действий)

- логику (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, потом откроется дверца)

- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги)

-изучение слов, изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом и др.)

- воображение (самостоятельно может придумать как использовать ту или иную деталь)

- память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогатят впечатлениями память).

Игра с доской, удовлетворяя любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, помогает при адаптации.  Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.

Таким образом, развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Статья «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста»

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их па...

Картотека игр на развитие мелкой моторики ведущей руки для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Цели:стимулирование речевой активности детей, развитие речи;развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;развитие мелкой моторик...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики кистей рук у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация предназначена  для молодых  родителей. Зачастуя, родители   не особо занимаются  с детьми  в домашних  условиях развитием мелкой моторики. Хотя дома...