Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята» для детей дошкольного возраста
методическая разработка

Программа по дополнительной образовательной деятельности «Эколята» для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekolyata.docx100.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 11»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

Детский сад общеразвивающего вида №11» НМР РТ

_________ Яхина Р.Р.

«______» _____ 2020г.

 

Программа

по дополнительной образовательной деятельности

«Эколята»

Возраст воспитанников: 4-7 лет

Срок реализации:3 года

автор-разработчик:

 воспитатели

Ахметзянова А.М.

Муртазина Л.Ф.

г.Нижнекамск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.………………………………………….……………………….3
  2. Актуальность  программы……….…………………………………....………………….4
  3. Цели и задачи рабочей программы…………………………………………...…..…......4
  4. Принципы программы и формы работы по программе…………………………….….5
  5. Характеристика особенностей развития детей…………………………………..…......6
  6. Этапы экологического воспитания по программе ……………………………………..6
  7. Тематический план средняя группа…………………………..........................................7
  8. Перспективный план средняя группа……………………….……………………..........8
  9. Тематический план старшая группа     ………………………………………….……..12
  10. Перспективный план старшая группа    …………………………………………….....13
  11. Тематический план подготовительная группа ………………………………….……18
  12. Перспективный план подготовительная группа ………………………………………20

Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования РТ, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

 Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

 Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

 Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.

Цель программы

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

Задачи  программы:

 Образовательные:

  • расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.

Развивающие:

  • развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитательные:

  • формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Принципы программы:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Формы работы по программе:

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических сказок и рассказов;

• задание;

• игра;

• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

• викторина;

• конкурс;

• тематическое оформление помещения;

• встреча;

• утренник;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• экскурсия;

• тематическое мероприятие.

Характеристика особенностей развития детей

Средняя группа (от 4-5 лет)

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Старшая группа (от 5-6 лет)

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К

концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Этапы экологического воспитания по программе:

  1. этап (с 4 до 5 лет)
  • интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
  • участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
  • общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
  • выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.

        2 этап (с 5 до 6 лет)

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде;
  • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке;
  • выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
  • способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.

  1. этап (с 6 до 7 лет)
  • умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
  • осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
  • обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
  • отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
  • познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
  • экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Тематический план ДОД «Эколята»

1-й год обучения (средняя группа)

Месяц

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Во саду ли, в огороде

Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

20 минут

Сентябрь

Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.» Подвижная игра « Раз, два, три к дереву беги»

20 минут

Сентябрь

Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши». Дидактические игры: «Угадай на ощупь»

20 минут

Октябрь

Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение»

20минут

Октябрь

Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» 

20 минут

Октябрь

Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства».Экологическая игра «Съедобное - не съедобное»

20минут

Ноябрь

«Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

20 минут

Ноябрь

 Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок»

20 минут

Ноябрь

Экологический проект «Подводное царство»

Подвижные игры «Рыбак и рыбки»

    «Море волнуется раз, море волнуется два…»

20 минут

Ноябрь

Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра».

Сказка «Случай в лесу».

Экологическая игра «Придумай историю о дружбе»

20 минут

Декабрь

Волшебница вода Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт"Изготовление цветных льдинок

20 минут

Декабрь

Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка"

20 минут

Декабрь

Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки»

20 минут

Январь

Белый снег, пушистый. Опыт со снегом

20 минут

Январь

Зимушка-зима . Игры-забавы с санками.

20 минут

Январь

Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье»

20 минут

Февраль

Песок, глина, камень, почва.( опыт)

20 минут

Февраль

Проект «Путешествие в царство комнатных растений»

20 минут

Февраль

Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание)

20 минут

Март

Экологический проект В гостях у Веснянки.

20 минут

Март

Экологическая театрализованная сказка  «Заюшкина избушка»

20минут

Март

Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа.

20минут

Апрель

Насекомые наши -помощники.

20 минут

Апрель

Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность.

20 минут

Апрель

Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил Виталий Бианки

20минут

Апрель

Экскурсия в плодовый сад в период цветения.

Рисование «Что мы видели»

20 минут

Май

Экологическая тропинка

20 минут

Май

Проект  Экологическая тропинка

20минут

Май

Экологический праздник «Как прекрасен этот мир»

20 минут

Май

Диагностика на конец года

20 минут

Итого:

30 занятий

600минут=10 ч.

Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»

1-й год обучения (средняя группа)

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

Введение. Презентация «Во саду ли, в огороде». Экологическая игра «Опиши объект природы»

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания;определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);

20минут

Сентябрь

Экскурсия в природу «Наши друзья – зеленые друзья.»

Подвижная игра « Раз, два, три  … беги»

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

20 минут

Сентябрь

Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Дидактическая игра: «Угадай на ощупь»

Сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. В акции принимают  участие родители.

20 минут

Октябрь

Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение»

Формировать у детей экологическое сознание и культуры природопользования.

20 минут

Октябрь

Фотовыставка «Осень в гости просим». Экологическая игра «Отгадайте, что за растение» 

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

20 минут

Октябрь

Экологический проект – презентация «Тайны грибного царства»

 Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы 

20 минут

Ноябрь

«Воздух» Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

Экологический рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

 Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха..

20 минут

Ноябрь

Мир растений Чтение рассказа "Зелёные страницы" Беседа "Мой любимый цветок" Пальчиковая игра «Цветок»

Познакомить  с удивительным природным многообразием — миром растений, птиц и зверей. Формовать экологическую связей в окружающем мире. 

20минут

Ноябрь

Экологический проект «Подводное царство»

Подвижные игры «Рыбак и рыбки»

    «Море волнуется раз, море волнуется два…»

 Расширять представления детей об обитателях водных просторов, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление,

20минут

Ноябрь

Выставка рисунков и поделок «Осенняя палитра».

Сказка «Случай в лесу».

Экологическая игра «Придумай историю о дружбе»

Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений.

20 минут

Декабрь

Волшебница вода Чтение рассказа К. Д.  Ушинского "Хотела галка пить" Игра "Как сосулька превратилась вводу Опыт «Изготовление цветных льдинок»

Расширить представление  о свойствах воды(водам ожжет быть в разном состоянии: твердом жидком, газообразном; в вводе могут растворятся вещества, можно окрасить в другой цвет.

20 минут

Декабрь

Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка"

 Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой, расширять  представление о жизни животных в зимнем лесу.

20 минут

Декабрь

Экологический праздник «Вокруг живой ёлочки»

Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться зиме, красоте зимней природы, зимним играм, воспитывать любовь к природе — бережное отношение к ели зимой, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи.

20 минут

Январь

Белый снег, пушистый. Опыт со снегом. Рисование «Снежинки»

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда. Их сравнение.

20 минут

Январь

Зимушка-зима . Игры-забавы с санками.

Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влияние на жизнь растений, животных, на деятельность людей; показать связь между живой и не живой природой.

20минут

Январь

Выставка рисунков «Зимняя сказка». Чтение сказки «Зимовье»

Развивать художественно-творческую активность воспитанников, создать единое пространство для развития ребенка в детском саду и семье, укреплять детского- родительских отношений.

20 минут

Февраль

Песок, глина, камень, почва.( опыт)

Научить узнавать и называть песок, глину , камень. Выявить особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства.

Продолжать обучать детей описывать растения. отмечать различные сходства между ними, характерные признаки.

20 минут

Февраль

Проект «Путешествие в царство комнатных растений»

20 минут

Февраль

Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет. Тепло, влага. Почвенное питание)

Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

20 минут

Март

Экологический проект   В гостях у Веснянки.

20минут

Март

Экологическая театрализованная сказка  «Заюшкина избушка»

Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла. Появлением солнца.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных..

20 минут

Март

Выставка рисунков и поделок «Береги живое». Рассматривание Красной книги, беседа.

20 минут

Апрель

Насекомые наши -помощники.

Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, муравей). Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

20 минут

Апрель

Резина и пластмасса. Опытно- экспериментальная деятельность.

Познакомить с новым материалом. Учить детей определять признаки и свойства материалов.

Формировать познавательный интерес к жизни насекомых. 

Расширить первоначальные представления детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся».

20 минут

Апрель

Экологическая сказка Как муравьишка домой спешил

Виталий Бианки

20минут

Апрель

Экскурсия в плодовый сад в период цветения.

Рисование «Что мы видели»

Учить различать 2-3 дерева по цветкам; воспитывать эстетические чувства.

20 минут

Май

Проект  Экологическая тропинка

Учить имеющиеся знания детей об окружающей природе ( о цветах на клумбе, о лесе, об огороде); упражнять в практической помощи природе ( уборке мусора, лечение деревьев)

25 минут

Май

Экологический праздник Как прекрасен этот мир

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

20 минут

Май

Диагностика на конец года

20 минут

Тематический план ДОД «Эколята»

2-й год обучения (старшая группа)

Месяц

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Введение. Презентация «Эколята-дошколята».

Экологическая игра «Опиши объект природы»

25 минут

Сентябрь

Будь аккуратен с природой.

Рассказ «Конёк лесной».

Экологическая игра «Продолжи фразу»

25 минут

Сентябрь

Береги природу.

Рассказ «Аист белый»

Экологические игра «Береги природу»

25 минут

Сентябрь

Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас».

25 минут

Октябрь

Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород»

25 минут

Октябрь

Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Экологическая игра «Да-нет» с использованием ТРИЗ технологии

25 минут

Октябрь

Экологическая квест – игра

«Прогулка в осенний лес»

25 минут

Октябрь

Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы»

25 минут

Ноябрь

Будь вежлив с природой и внимателен к природе.

Рассказ «Цапля серая».

Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ технология: игра «да-нет»

25 минут

Ноябрь

Экологическая игра «Попробуй, расскажи».

Гулять на природе. Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень»Рассказ «Выдра».

25 минут

Ноябрь

Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?»

Рассказ «Дружить с природой»

Экологическая игра «Расскажи историю»

25 минут

Ноябрь

Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка».

Рассказ «Осоед».

Экологическая игра «Придумай историю о дружбе»

25 минут

Декабрь

Единство человека и природы.

Рассказ «Зверобой продырявленный».

Экологическая игра «Найди природу»

25 минут

Декабрь

Жалеть природу.Рассказ «Клён»

Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ  технология: игра «Маятник»

25 минут

Декабрь

Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка».

25 минут

Декабрь

Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение».

25 минут

Январь

Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения»

25 минут

Январь

Красная книга.Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо».

25 минут

Январь

Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка»

25 минут

Январь

Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости»

25 минут

Февраль

Акция «Поможем пернатым друзьям».

Многообразие природы. Рассказ «Скворец».

Экологическая игра «Назови слово»

25 минут

Февраль

Экологическая игра «Что будет, если …»

Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника»

Экологическая игра «Знаешь ли ты природу»

25 минут

Февраль

Экологическая викторина «Природа вокруг нас».

Рассказ «Ответственность перед природой».

25 минут

Февраль

Экологическая игра «Знаешь ли ты природу»

Рассказ «Фазан обыкновенный».

Экологическая игра «Расскажи о природе».

25 минут

Март

Экологическая игра «Чего не хватает».

Рассказ « Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы»

25 минут

Март

Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»

25минут

Март

Экологическая викторина «Угадай-ка».

Рассказ «Дождевой червь».

Экологическая игра «Парашютик»

25 минут

Март

Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой»

25 минут

Апрель

Экологическая игра «Помоги другу».

Рассказ «Тигр».Экологическая игра «Любить природу».

25 минут

Апрель

Экологическая квест – игра «Зелёная планета»

25 минут

Апрель

Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами»

25 минут

Апрель

Рассказ «Божья коровка»

Фотовыставка «Удивительный мир насекомых»

25 минут

Май

Развлечение «Времена года».

25 минут

Май

Экологическая игра «Кто живёт в лесу?»

Проект «Лес – наше богатство»

25 минут

Май

Экологический праздник «Как прекрасен этот мир»

25 минут

Май

Диагностика на конец года

25 минут

Итого:

36 часов

900 минут=15 ч.

Перспективный план ДОД «Эколята»

2-й год обучения (старшая группа)

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

Введение. Презентация «Эколята-дошколята». Экологическая игра «Опиши объект природы»

Познакомить детей с глобусом – моделью земного шара – и картой, дать элементарные представления о доме человека и доме – природе, воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.

25 минут

Сентябрь

Будь аккуратен с природой.

Рассказ «Конёк лесной». Экологическая игра «Продолжи фразу».

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

25 минут

Сентябрь

Береги природу.

Рассказ «Аист белый». Экологические игра «Береги природу»

Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

25 минут

Сентябрь

Экологическая акция «Семечко и зёрнышко про запас». Экологическая викторина «Природа вокруг нас».

Закрепить знания детей о мире растений и животных, воспитывать у детей бережное отношение к растительному и животному миру, эмоциональную отзывчивость.

25 минут

Октябрь

Театрализованная экологическая сказка «Дедушкин огород»

Приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и объектов неживой природы. Закрепление правил поведения в природе.

25 минут

Октябрь

Фотовыставка «В нашем парке ходит Осень». Проект «Путешествие в Осень»

Формирование представлений детей об осенних изменениях в природе, об их красоте. 

25 минут

Октябрь

Экологическая квест – игра «Прогулка в осенний лес»

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

25 минут

Октябрь

Экологический проект «Огород на окне». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ- технология: игра «да-нет»

Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе.

25 минут

Ноябрь

Экологическая игра «Попробуй, расскажи». (ТРИЗ технология: приглашение волшебников я вижу, я слышу. Я чувствую, я ощущаю.

Гулять на природе. Рассказ «Выдра».

Закрепить знания детей о природе. Усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

25 минут

Ноябрь

Будь вежлив с природой и внимателен к природе.

Рассказ «Цапля серая». Экологическая игра «Отгадай объект природы» (ТРИЗ технология: игра «да-нет»

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни. Уточнить и расширить представление детей о лесе.

25 минут

Ноябрь

Экологическая игра «Что ты встретил в лесу?»

Рассказ «Дружить с природой». Экологическая игра «Расскажи историю»

Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

25 минут

Ноябрь

Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка».

Рассказ «Осоед». Экологическая игра «Придумай историю о дружбе».

Закреплять знания об этажах леса, представления о знакомых экосистемах ручей, река; Воспитывать бережное, заботливое, гуманное отношение к природе и окружающему миру.

25 минут

Декабрь

Единство человека и природы.

Рассказ «Зверобой продырявленный». Экологическая игра «Найди природу»

Развивать у детей понятие того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек часть природы, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды; развивать умение детей прослеживать определенные закономерности, умение обобщать, делать выводы; воспитывать экологическую культуру детей.

25 минут

Декабрь

Жалеть природу.

Рассказ «Клён». Экологическая игра «Горячо – холодно» (ТРИЗ –  технология: игра «Маятник»

Формировать интерес к осенней природе, умение наблюдать. Закреплять азы экологических знаний в ходе сравнения двух-трех осенних признаков. Прививать любовь к природе родного края.

25 минут

Декабрь

Экологическая викторина «Мы – друзья природы». Акция «Живи ёлочка».

Рассказать о ели, о её значении для человека, птиц, и зверей, о её красоте, воспитывая в песнях, стихах и полотнах художников; воспитывать у детей бережное отношение к ели.

25 минут

Декабрь

Заботиться о природе. Рассказ «Сойка». Экологическая игра «Сравнение»

  (ТРИЗ-технология)

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни.

25 минут

Январь

Фотовыставка «Волшебница Зима». Исследовать, изучать природу. Рассказ «Утка Гоголь» Экологическая игра «Подбери сравнения» (ТРИЗ- технология).

Учить различать птиц по оперению, размеру, повадкам; развивать наблюдательность; воспитывать эмоционально положительное отношение к птицам, доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела.

25 минут

Январь

Красная книга. Рассказ «Зубр». Экологическая игра «Давайте скажем «спасибо».

Познакомить детей с содержанием Красной книги. Закрепить знания о законах природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру. Дать углубленное понятие о правилах поведения в природе.

25 минут

Январь

Экологическая квест-игра «Прогулка в зимний лес». Любить природу, любоваться природой. Проект «Ёлка – зелёная иголка»

Выявить и расширить представления детей о свойствах

снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать

интерес к явлениям неживой природы. Уточнить знания

детей о лесе и его обитателях; познакомить с жизнью лесных растений и животных зимой; развивать умение поддерживать игровую образную ситуацию; развивать речь, воображение.

25 минут

Январь

Рассказ «Калина». Экологическая игра «Добрый волшебник приходит к нам в гости»

25 минут

Февраль

Акция «Поможем пернатым друзьям».

Многообразие природы. Рассказ «Скворец». Экологическая игра «Назови слово»

Расширять представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать

представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в

Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь.

25 минут

Февраль

Экологическая игра «Что будет, если …»

Наблюдать за природой. Рассказ «Брусника». Экологическая игра «Знаешь ли ты природу»

25 минут

Февраль

Экологическая викторина «Природа вокруг нас». Рассказ «Ответственность перед природой».

25 минут

Февраль

Экологическая игра «Знаешь ли ты природу»

Рассказ «Фазан обыкновенный». Экологическая игра «Расскажи о природе».

Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

25 минут

Март

Экологическая игра «Чего не хватает». Рассказ

« Природолюбие». Фотовыставка «Первоцветы»

25 минут

Март

Экологическая сказка «Весна пришла и сказку принесла»

Закрепить знания о культуре поведения в природе.

Формировать основы экологической грамотности:

представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.

25 минут

Март

Экологическая викторина «Угадай-ка».

Рассказ «Дождевой червь». Экологическая игра «Парашютик»

25 минут

Март

Выставка рисунков и поделок «Сохраним землю нашу». Рассказ «Радоваться вместе с природой»

Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе.

25 минут

Апрель

Экологическая игра «Помоги другу».

Рассказ «Тигр». Экологическая игра «Любить природу».

25 минут

Апрель

Экологическая квест – игра «Зелёная планета»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. 

25 минут

Апрель

Рассказ «Сохранить природу». Проект «Кто живёт рядом с нами»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, из разнообразии и развитии; воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально – положительное отношение к природе.

25 минут

Апрель

Рассказ «Божья коровка». Фотовыставка «Удивительный мир насекомых»

25 минут

Май

Развлечение «Времена года».

Формировать у детей представление о жизни животных и птиц в лесу.

25 минут

Май

Экологическая игра «Кто живёт в лесу?». Проект «Лес – наше богатство»

25 минут

Май

Экологический праздник Как прекрасен этот мир

Формировать представления детей о жизни на Земле: общих условиях, животных и людях. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли

– сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке, в песне, в танце.

25 минут

Май

Диагностика на конец года

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

25 минут

Тематический план ДОД «Эколята»

3-й год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты.

30 минут

Сентябрь

Явления природы. Рассказ «Дуб».

Экологическая игра «Модельеры»

30 минут

Сентябрь

Овощная викторина «Витамины с грядки».

Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке»

30 минут

Сентябрь

Уважать природу.Рассказ «Палочник».

30 минут

Октябрь

«Лаборатория неживой природы». Обьекты: вода, воздух, лес, температура, песок, глина, свет и т.д. Экологическая игра «Да-Нет» с использованием ТРИЗ-технологии

30 минут

Октябрь

Фантазировать вместе с Природой.

Экологическая игра «Фантазёры»

30 минут

Октябрь

Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка».

Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты»

30 минут

Октябрь

Рассказ «Щегол».

Экологическая игра «Фантазии Природы»

30 минут

Ноябрь

Экологическая акция «Берегите воду».

ТРИЗ-технология: морфологический ящик «Путешествие капельки»

30 минут

Ноябрь

Ходить в гости к Природе.

Рассказ «Бобр речной»

Экологическая игра «Сохрани Природу»

30 минут

Ноябрь

Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу»

30 минут

Ноябрь

Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?»

30 минут

Декабрь

Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес»

30 минут

Декабрь

Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко».

Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм)

30 минут

Декабрь

Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ- технология: многоэтажный эвроритм.

30 минут

Декабрь

Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз»

30 минут

Январь

Фотовыставка «Волшебница Зима».

ТРИЗ- технология: «Где спряталась Зима?»

30 минут

Январь

Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу».

Экологическая игра «Дедушка Мороз»

30 минут

Январь

Экологическая викторина «Знатоки Природы».

30 минут

Январь

Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!»

30 минут

Февраль

Экологическая квест – игра «Зелёная планета»

30 минут

Февраль

Трудиться на благо природы.Рассказ «Муравей»

30 минут

Февраль

Досуг «День Земли».

30 минут

Февраль

Явления природы. Рассказ «Дуб».

Экологическая игра «Модельеры»

30 минут

Март

Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли».

30 минут

Март

Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только»

30 минут

Март

Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных».

30 минут

Март

«Чистый дворик». Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения.

30 минут

Апрель

«Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!»

30 минут

Апрель

Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!»

30 минут

Апрель

«Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука».

30 минут

Апрель

Фотовыставка «Яркие краски Весны»

30 минут

Май

Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш»

30 минут

Май

Проект «Кто живёт рядом с нами»

30 минут

Май

«Украсим планету цветами». ТРИЗ-РТВ технология: «Сказка цветов».

30 минут

Май

Диагностика на конец года

30 минут

Итого:

36 часов

1080 минут=18ч.

Перспективный план ДОД « Эколята»

3-й год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

Что такое «экология»? Путешествие в лесную школу. Лес – легкие нашей планеты.

Определить значение лесов в природе и жизни людей.

30 минут

Сентябрь

Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры»

Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды.

30 минут

Сентябрь

Овощная викторина «Витамины с грядки».

Выставка рисунков и поделок «Чудеса на грядке»

Расширять и систематизировать преставления об овощах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах.

30 минут

Сентябрь

Уважать природу.

Рассказ «Палочник».

Продолжать развивать положительное отношение к природе, желание беречь ее, заботиться о ней.

30 минут

Октябрь

«Лаборатория неживой природы».

Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

30 минут

Октябрь

Фантазировать вместе с Природой. Экологическая игра «Фантазёры»

Активизировать познавательную деятельность детей в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе.

30 минут

Октябрь

Выставка рисунков и поделок «Лесная сказка».

Экологическая театрализованная сказка «Овощи и фрукты»

Расширить представления детей об овощах и фруктах;
- познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значения для здоровья;
- развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

30 минут

Октябрь

Рассказ «Щегол».

Экологическая игра «Фантазии Природы»

Дать понятие о том, что птиц необходимо беречь.

30 минут

Ноябрь

Экологическая акция «Берегите воду».

ТРИЗ- технология: морфологический ящик «Путешествие капельки»

Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

30 минут

Ноябрь

Ходить в гости к Природе.

Рассказ «Бобр речной»

Экологическая игра «Сохрани Природу»

Формирование потребности воспитанников в познании и сохранении окружающего мира.

30 минут

Ноябрь

Проект «Мой чистый мир». Экологическая игра «Сохрани Природу»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

30 минут

Ноябрь

Ценность Природы. Рассказ «Гриб белый». Экологическая игра «Почему они нужны?»

Раскрыть многообразие и ценность природы. Способствовать формированию у детей умения разумного поведения у детей.

30 минут

Декабрь

Экологическая квест – игра «Прогулка в зимний лес»

Закрепить знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

30 минут

Декабрь

Юный натуралист. Рассказ «Волчье Лыко».

Экологическая игра «Что растёт в лесу» (ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм)

Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки.

30 минут

Декабрь

Экологическая акция «Поможем пернатым друзьям». ТРИЗ технология: многоэтажный эвроритм.

Помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе пернатых друзей.

30 минут

Декабрь

Щедрость Природы. Рассказ «Липа». Экологическая игра «Дедушка Мороз»

Формирование представлений и элементарных знаний об экологии. Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания к бережному и правильному отношению к природе.

30 минут

Январь

Фотовыставка «Волшебница Зима».

ТРИЗ-технология: «Где спряталась Зима?»

Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы. Закрепить название зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега.

30 минут

Январь

Щедрость Природы. Рассказ «Зимой в лесу».

Экологическая игра «Дедушка Мороз»

Систематизировать знания  детей о том, как дикие животные  зимуют в лесу.

30 минут

Январь

Экологическая викторина «Знатоки Природы».

 Формировать познавательный интерес к миру природы.

30 минут

Январь

Экология. Рассказ «Лишайник». Экологическая игра «Этого делать нельзя!»

Формировать познавательный интерес к миру природы.

30 минут

Февраль

Экологическая квест – игра «Зелёная планета»

Углубить и расширить знания о природе, которая нас окружает, и ознакомиться с экологическим состоянием нашей планеты.

30 минут

Февраль

Трудиться на благо природы.

Рассказ «Муравей»

Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к окружающей среде. Развить коммуникативные качества и чувства ответственности за свои поступки.

30 минут

Февраль

Досуг «День Земли».

Углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

30 минут

Февраль

Явления природы. Рассказ «Дуб». Экологическая игра «Модельеры»

Воспитать нравственное и эстетическое воспитание к природе.

30 минут

Март

Театрализованная экологическая сказка «Береги красу Земли».

Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

30 минут

Март

Чудеса Природы. Рассказ «Пчела». Экологические игры «Найди чудо», «Чудеса, да и только»

Расширить представление детей об экологических связях в природе на примере жизни пчелы.

30 минут

Март

Образовательная ситуация «Лес – это дом многих животных».

Дать детям первоначальное представление о том, что лес это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.

30 минут

Март

«Чистый дворик».

Привлечь внимание детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории. Трудовой десант по уборке территории дошкольного учреждения.

30 минут

Апрель

«Растут цветы для красоты». Природоохранная акция «Не рвите цветы!»

Упражнять детей в правовой работе. Помочь организовать природоохранную акцию. Создание листовок с целью привлечь внимание к проблеме разорения цветников.

30 минут

Апрель

Экологический праздник с участием детей, родителей, педагогов «Давайте сохраним природу!»

Формирование у детей основ экологической культуры, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении нашей природы.

30 минут

Апрель

«Экологическая азбука». С родителями: оформление материала в виде книги «Экологическая азбука».

Побуждать детей к творческо- поисковой деятельности, к работе с различными источниками. Приобщать к

30 минут

Апрель

Фотовыставка «Яркие краски Весны»

Раскрыть новые понятия о весенних изменениях в природе. Учить видеть красоту пробуждающейся природы.

30 минут

Май

Шёпот Природы. Рассказ «Ландыш»

Расширить представления о первых цветах весны; научить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы.

30 минут

Май

Проект «Кто живёт рядом с нами»

Способствовать развитию гуманизма и

справедливости,

предупреждать у детей бессердечное отношение к

животным, проявление

чёрствости и жестокости.

30 минут

Май

Украсим планету цветами». ТРИЗ технология: «Сказка цветов».

(разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к  природе; формировать навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды.

Май

Диагностика на конец года

Изучить оценочные умения и уровень понимания природоохранной деятельности.

30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Физическое развитие» детей дошкольного возраста (3-7лет)

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа.Именно поэтому забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации.Оч...

Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....

Программа дополнительной образовательной услуги по приобщению детей дошкольного возраста 5-6 лет к русской народной культуре "Краса России"

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом в...

ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»

ПРОГРАММА по дополнительной образовательной услуге изостудия для детей дошкольного возраста «Семицветик»...

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности "Эколята-дошколята" (познавательное развитие)

Подготовительная группаДанная программа построена на основе природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возрас...