Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы.
статья (старшая группа)

Хитрова Олеся Александровна

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель педагога - содействовать становлению ребенка как личности. А способствуют этому педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_situatsiya.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы.

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…А. Дистервег. 

Мы, современные педагоги ДОУ, интенсивно изучаем и внедряем инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель педагога - содействовать становлению ребенка как личности. А способствуют этому педагогические технологии.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

здоровьесберегающие технологии;

технология «ТРИЗ» и др.

В настоящее время наибольшее распространение получила «Технология деятельностного метода обучения» (технология «Ситуация»), разработанная под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон.

Это педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования. Главная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал на любой ступени образования. 

Когда был открыт наш новый детский сад № 17 «Колосок» города Белореченска, мы педагоги, задумались об использовании инновационных технологий, которые будут помогать нам и нашим малышам изучать этот прекрасный и волшебный мир.
          Технология «Ситуация» используется педагогами нашего детского сада на занятиях познавательного  развития. Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций: образовательная ситуация «открытия» нового знания, образовательная ситуация тренировочного типа, образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).
         В настоящей статье рассмотрим подробнее организацию образовательной ситуации «открытия» нового знания на примере образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются:

− расширение системы знаний ребенка путем включения в нее нового знания, − формирование способности ребенка к освоению нового способа действия. 
Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты: введение в ситуацию;

- актуализация знаний и умений;

- затруднение в ситуации;

- открытие «нового» знания;

- включение «нового» знания в систему знаний;

- осмысление.
Введение в ситуацию. На данном этапе с помощью личностно-значимой беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у дошкольников внутренней потребности включения в деятельность. Далее происходит плавный переход к сюжету занятия и постановка «детской цели», которая не имеет ничего общего с программными задачами. Эта цель может быть связана с сиюминутными желаниями детей — поиграть, а также, и важная для других — помочь кому-либо. В конце этапа вопросами «Хотите?», «Сможете?» формируем уверенность детей в собственных силах.
Введение в игровую ситуацию. (Пример)

Воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель: Ребята, какой праздник в конце ноября будет отмечать вся страна?

Дети: День Матери (если не ответят, то подсказать, что в этот день мы будем поздравлять всех мам)

Воспитатель: Как вы думаете, мы должны помогать мамам?

Ответы детей

Воспитатель: Есть ли у вас дома те поручения, которые выполняете вы в помощь маме?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Ребята, давайте подготовимся к предстоящему празднику «День Матери»!

Воспитатель: Где мы можем приобрести все необходимое?

Ответы детей

Воспитатель: Отправляемся в магазин.

Актуализация знаний и умений. На данном этапе мы осуществляем организацию деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются знания и опыт дошкольников, необходимые им для «открытия» нового знания, развиваются мыслительные операции. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что педагог ведет их к «новым» открытиям.
Актуализация знаний. (Пример)

Игра «Покупка товаров».

Воспитатель предлагает детям взять корзиночки, для покупки товаров. Девочкам прямоугольные, а мальчикам квадратные.

Воспитатель: Что бы вы хотели приготовить к праздничному столу для ваших мам?

Ответы детей

Воспитатель: Посмотрите, сколько на прилавке овощей и фруктов. Ребята все овощи и фрукты сегодня в магазине не обычные.

Воспитатель: На что похожи овощи и фрукты?

Ответы детей(На геометрические фигуры)

Демонстрирую фигуры и спрашиваю, какой овощ или фрукт напоминает эта фигура.

Воспитатель: Сколько на прилавке фруктов и овощей?

Ответы детей (10)

Воспитатель: Каким по счету лежит (треугольник, овал, круг) Ребята, в корзину вам необходимо положить по 3 овоща или 3 фрукта. (предоставляется возможность уложить «товар» девочкам, затем мальчикам). Обращая внимание детей на корзину с различными материалами, говорю, что она мне очень понравилась, и я хочу ее купить.

Затруднение в ситуации. На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. Для достижения своей «детской» цели, ребенку необходимо выполнить некое действие, связанное напрямую с «новым» знанием, понятием или способом действия, которое ему предстоит «открыть», и которое у него пока еще отсутствует. С помощью вопроса «Смогли…?» мы помогаем осмыслить, что пока ребенок не может, не готов выполнить требуемое действие. Далее формируем у детей опыт целеполагания с помощью вопросов «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» 
Затруднение в ситуации. (Пример)

Воспитатель: Сколько всего товаров в вашей корзине?

Что люди делают в магазине, когда приходят на кассу?

Ответы детей (расплачиваются).

Воспитатель: Чем расплачиваются за покупку?

Ответы детей (Деньгами).

Воспитатель: Ребята, товары, которые мы с вами купили необычные, и расплатиться обычными деньгами не получится. Нам необходимо расплатится карточкой, на которой цифра будет соответствовать количеству ваших товаров. Какая цифра должна быть на карточке?

Ответы детей (Цифра 3). Значит, на вашей карточке должна быть напечатана цифра 3.

Воспитатель:  Я предлагаю вам напечатать на карточках цифру 3.

Кто знает, как напечатать цифру 3.

Открытие «нового» знания. С помощью вопросов «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?» мы побуждаем детей выбрать способ преодоления затруднения — спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. В конце этапа «новое» знание обязательно фиксируется детьми в речи или с помощью знаков.
Открытие нового знания.

Воспитатель: Вы знаете, как правильно напечатать цифру? (Если отвечают, что знают, то прошу продемонстрировать.)

Воспитатель: Где мы можем посмотреть, как печатается цифра  3?

Ответы детей

Воспитатель: Или у кого мы можем спросить как цифру 3 напечатать?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а еще можно выложить цифру 3 на магнитной доске с помощью полосок. (Побуждаю детей к разным вариантам)

Показываю карточку с цифрой 3 и сообщаю, что люди договорились печатать цифру 3 так.

Включение «нового» знания в систему знаний. На данном этапе мы предлагаем детям различные виды деятельности в рамках игрового сюжета, в которых новое знание, понятие или способ действия используется в измененных условиях (вариативно — воспроизводящей деятельности). Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально
Включение «нового» в систему знаний.

Воспитатель предлагает детям присесть за столы и напечатать цифру 3 на карточках, затем проверить себя самостоятельно по образцу.

Дети расплачиваются карточками на кассе магазина.

 Физминутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Игровая деятельность «Подарок маме».

Воспитатель сообщает детям, что порядок навели, в магазин за продуктами сходили.

Воспитатель:А давайте теперь приготовим сюрприз для ваших милых мамочек. Ребята, в моей корзине много материалов. Пожалуйста, подходите к столам, и выбирайте себе любой материал, который вам понравится и подумайте, что вы приготовите для поздравления мам. («Игровизор» Воскобовича, поле с геометрическими фигурами на липучках, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, поле с кружочками на липучках).

На данном этапе детям предоставляется возможность самостоятельного выбора материалов для изготовления подарков мамам.

В рамках проведения данной образовательной деятельности, дети объединились в подгруппы и с помощью предложенных материалов изготовили подарки. С помощью «Игровизора» Воскобовича нарисовали поздравительные открытки, с помощью блоков Дьенеша и палочек Кюизинера «испекли» праздничный торт, с помощью полей и геометрических фигур на липучках собрали бусы и браслет для мамы.

Осмысление. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.
Осмысление

Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня позаботились?

Ответы детей

Воспитатель: А как мы это сделали?

Ответы детей

Воспитатель: У вас все получилось сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Как мама проявит свою благодарность?

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
                                               Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. «Мир открытий» : примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. – М.: Ин-т системно-деятельностной педагогики, 2014.
4. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» / под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2015.
5. Петерсон, Л.Г. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. – Вып. 5. – М.: Педагогическое общество России, 2013. 
6. Зеленцова, Н.Н. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования предпосылок учебной деятельности, обозначенные целевыми ориентирами ФГОС / Н.Н. Зеленцова, Т.В. Текнеджян. – Ярославль: Начальная школа – детский сад № 115 г. Ярославля, 2014.
7. Электронные ресурсы: 
http://www.sch2000.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Из опыта работы.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников...

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»

Родительское собрание на тему: «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»...