Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников
статья (старшая группа)

Антонова Людмила Александровна

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

 

Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,  воспитание у них культуры здоровья.

Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего  педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому  базовым условием организации здоровьесберегающей среды  в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.

Кратко остановимся на основных  теоретических позициях, касающихся  детской игры.

Рассматривая дет­ские игры, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что они являются для детей действительностью, причем гораздо более интересной по сравнению с той реальностью, которая их окружает[1].

С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития[2].

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируют­ся отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяет­ся позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется меха­низм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с други­ми возможными точками зрения[3].

По определению  А.Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятель­ностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ре­бенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавли­вающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития[4].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников

Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,  воспитание у них культуры здоровья.

Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего  педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому  базовым условием организации здоровьесберегающей среды  в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.

Кратко остановимся на основных  теоретических позициях, касающихся  детской игры.

Рассматривая детские игры, К.Д. Ушинский пришел к выводу, что они являются для детей действительностью, причем гораздо более интересной по сравнению с той реальностью, которая их окружает[1].

С.Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития[2].

По мнению Д. Б. Эльконина, в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения[3].

По определению  А.Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития[4].

Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Во время игр у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:

  • с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
  • с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. На основании этого можно сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются следующие виды игр:

1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами  направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.

2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.

3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.

4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

5. Игры-имитации  имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.

6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.

Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.

Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.

Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:

  • пальчиковые упражнения;
  • игровая психогимнастика;
  • игровые психотерапевтические техники;
  • сказкотерапия;
  • коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и т.д.);
  • дыхательная гимнастика в игровой форме (наиболее эффективными признаны комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, поскольку это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку).

Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения малышей, принято включать:

1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;

2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);

3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т.д.);

4) игровую гимнастику и психогимнастику;

5) игровые психотерапевтические техники.

Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель.

Таким образом,  мы можем сделать вывод о том, что игра – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно  если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.

Библиография

1 . Ушинский К.Д Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – Собр. Соч. в 10т. – М., Л., 1950.

      2 . Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство « Питер»,2000 – 712 с.

    3 . Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. – М., 2008.

    4 . Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Психологическая наука и образование, 1996. – №3. – С. 19-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей на тему: «Игра – как средство профилактики конфликтного поведения у старших дошкольников».

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей ДОУ  с целью расширить круг приемов и методов работы с детьми  в формировании навыков разрешения конфликтных ситуаций. Воспита...

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников

Применение различных игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, в работе со старшими дошкольниками....

«Игры и игровые ситуации как средство развития здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников».

laquo;Игры и игровые ситуации как средство развитияздоровьесберегающего поведения у старших дошкольников». Воспитатель: Антонова Л.АСохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения...

«Игровая ситуация как средство развития речевой активность дошкольников»

Речевые умения являются необходимыми компанентами общения. В этом помогают игровые ситуации. Создавая определенную ситуацию взрослый вовлекает детей в игру, через которую ребенок усваивает и развивает...