Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»
методическая разработка

Пархоменко Ирина Анатольевна

Цель мастер – класса:

Привлечение интереса педагогов к использованию  ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста  и побуждение к дальнейшему их применению в практической педагогической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Развития

Конспект

мастер-класса для педагогов

по теме: «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»

                                      Подготовила:

воспитатель Пархоменко И.А.

Верхний Уфалей

Цель мастер – класса:

Привлечение интереса педагогов к использованию  ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста  и побуждение к дальнейшему их применению в практической педагогической работе.

Задачи:

1. Познакомить, расширить  знания педагогов о ТРИЗ технологий.

2. Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

3. Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

4. Формировать желание использовать инновационные технологии в педагогической работе с детьми и родителями.

5. Формировать у педагогов позитивное настроение, инициативу в творческом процессе.

Практическая значимость:

В ходе проведения мастер – класса будет продемонстрированы формы, методы и приёмы  работы по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми по развитию у них творческого потенциала. Мастер-класс будет полезен воспитателям и специалистам дошкольного образования.

Прогнозируемый результат мастер – класса: освоение слушателями приемов и методов ТРИЗ технологий.

Комплексно – методическое обеспечение:

- Компьютер, мультимедийный проектор;

- Готовые карточки – алгоритмы для игр «Полиномы фантазии», «Создание лимерика»;

- Маркеры, фломастеры;

- Бумага.

Содержание мастер-класса.

«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно», - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим. Вашему вниманию предлагается мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ».

Пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ - это уже скорее символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

Но прежде мне хотелось бы настроить Вас на работу. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? 

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления - нешаблонный (возможные ответы: съесть, выбросить камень в реку, который она достанет: в сумке останется черный – значит,  она достала белый).

И вот вам первое задание: в течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса вы сможете:

- объяснить, что такое ТРИЗ - педагогика;

- увидеть возможности применения приемов ТРИЗ в педагогической работе с детьми, в том числе и по развитию у них творческого потенциала.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Её современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач и занимается ТРИЗ - педагогика

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Отличие от стандартных подходов в обучении

Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует действия учителя.

Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую свободу мыслить самостоятельно, но все, же ключевое решение находится в руках преподавателя.

Посмотрим эти подходы на примере.

Предположим, что в детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою? Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке, клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие.

ТРИЗ в детском саду будет выглядеть так: побудить ребенка самому придумать и найти отличия на своей чашке.

Это требует больше времени? Возможно. Однако фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это будет его личным осмысленным решением.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка в детском саду?

Данную работу необходимо проводить поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА:  Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ: Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

На 3 ЭТАПЕ: Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ: Обучить детей находить выход из любой сложной ситуации.

Данные задачи решаются в многочисленных играх, игровых упражнениях, которые вы можете найти в приготовленной для вас картотеке (в электронном виде) и буклете.

А для более полного представления о приёмах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть в некоторые игры.

1. Игра, направленная на выявление противоречий.

Игра “Хорошо-плохо”

По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. (Пример: «Книга». Хорошо – из книг узнаешь много интересного… Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Педагоги выбирают карточку - предмет (зонт, карандаш, самолёт), называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.

2.Игра на выявление функционального назначения объектов.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

3. Игра «Перевертыши»

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов, например: груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку «Теремок» и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры: каждый участник с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет.

Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку.

Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша).

Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Кто-кто в теремочке живет?

4. Игры на придумывание новых сказок, стихов.

Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы.

Лимерик - это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая строчки рифмуются между собой, а пятая не рифмуется, но содержит вывод, смысл стихотворения. Такие тексты сочиняли в Ирландском городе Лимерик.

1 строчка

Выбор героя (Жил(а)-был(а) предмет: объект или субъект)

Жил-был мужчина

2 строчка

Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то

Красивый,  как пружина.

3 строчка

Необычные действия предмета, обычные действия предмета

Он в Африке гулял,

4 строчка

Взаимодействия с другими предметами, объектами

И клоуна гонял.

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Вот какой необычный мужчина!

Жил-был рот

Голодный как крот,

Кашу уплетал,

Крота не замечал.

Вот какой голодный рот!

В течение 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно.

Как вы считаете, какие образовательные задачи можно решить при выполнении данных упражнений, игровых заданий?

- повышение интереса к образовательной деятельности;

- обогащение круга представлений детей;

-  пополнение  словарного запаса;

- формирование творческой  личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности;

- формирование  логики, творческих способностей;

- преодоление застенчивости, замкнутости, робости детей.

Таким образом, мы видим, что ТРИЗ - универсальная технология, позволяющая нам в комплексе решать большое количество образовательных задач.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

И в заключение  моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

«Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста методами и приемами ТРИЗ»

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов....

Презентация к мастер-классу "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ"

Презентация к мастер-классу Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ...

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию".

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию"....

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...