Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста (методические рекомендации)
методическая разработка (старшая группа)

Ковалева Анна Викторовна

методические рекомендаии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста

(методические рекомендации)

                             

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса

 у детей раннего дошкольного возраста………………………………………6

2.  Особенности формирования познавательного интереса у детей

 раннего дошкольного возраста………………………………………………..14

 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интетеса у детей раннего дошкольного в процессе дидактической  игры……………..20

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...27

Приложение

Приложение 1 Конспект дидактической игры «Цветные коврики», «Конструирование по образцу» ………………………………………………..28

Приложение 2 Конспект дидактической игры  «Постройка лесенок из кубиков или кирпичиков»,  «Постройка домика»……………………………..28

Введение

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. У истоков педагогики раннего дошкольного возраста стояли такие замечательные учёные, как Н.М. Аскарина и Н.М. Щелованов. Н.М., Аскариной были заложены основы педагогики раннего детства, сохраняющие свою значимость и в настоящее время, а школой А.В. Запорожца определены основные направления экспериментальных исследований в области раннего онтогенеза, сыгравшие большую роль в разработке прогрессивных идей в области психологии и педагогики раннего детства.

Немалый вклад в разработку проблемы формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста внесли представители психологической и педагогической наук, а именно: Т.В. Ендовицкая, которая установила повышение сенсорных процессов у ребёнка в условиях игры; А.В. Запорожец, разработавший основы теории практических действий в генезисе познавательных процессов; З.М. Истомина, доказавшая, что именно в игре создаются наилучшие условия для формирования процессов запоминания; исследования З.М. Богуславской показали, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей их подвижность друг с другом.

Изучение начального периода жизни позволяет составить представление о больших потенциальных возможностях каждого ребёнка, но условия жизни не всегда способствуют их раскрытию.

Для этого необходима среда, которую должны создавать взрослые:

организовывать её, знакомить с предметами и явлениями, руководить поведением, чувствами, эмоциями, поддерживать проявления самостоятельности и формировать познавательную активность детей. В опытах З.М. Богуславской было установлено, что оптимальные условия для образования понятии у детей раннего возраста возникают в ситуации игры, когда например, от группировки предметов по определенным признакам зависит выигрыш.

В обучении детей раннего дошкольного возраста большое значение игровые методы и приёмы, которые повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей - игровой. К ним относятся дидактические игры. Особенно в раннем детстве игра занимает важное место в формировании личности ребёнка, его интересов и склонностей. Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И.  Гальперина, В.В.  Давыдова, В.С.Ильина,  А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной,  Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.М. Землянухиной, Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Т.А. Павловец, Т.А. Серебряковой, С.П. Чумаковой. Однако вопросы развития познавательной активности раннего  дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.

 Познавательный интерес у детей данного возраста наиболее эффективно позволяет развивать целенаправленное использование дидактических игр. Таким образом, актуальность и недостаточная  разработанность проблемы позволили сформулировать  тему нашего исследования: «Дидактическая игра как средство влияния познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить организационно-педагогические условия формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования познавательного интереса
  2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.
  3. Определить формы и виды дидактических игр, способствующих формированию познавательного интереса у детей раннего возраста.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся метод теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений.

Теоретические основы формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

         В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

 Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А.Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Как поясняет М.В. Гамезо: «Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи».

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательного интереса. Так, в исследованиях Е.М. Бойко, рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные и творческие процессы .

В исследованиях Э. Боно  познавательный интерес рассматривается через призму эмоционального отношения к предмету познания. Одним из первых объектов познания маленького ребенка является предметный мир. Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком и во многом определяет процесс его социализации

По мнению психологов (С.Л. Вигман Л..С. Выготского, М.Ю.Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности.  

Вместе с тем в теории и практике дошкольного образования недостаточно учитываются особенности и дидактические возможности предметного мира. На фоне современных тенденций, выражающихся в усложнении образовательных программ, проблема формирования познавательного интереса к предметному миру представляется особенно актуальной.

Как пишет Л.С. Выготский: «Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира». Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в дидактической  игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Наоборот» и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами «да» или «нет».

У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Как поясняет В.М Козубовский: «Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач,  например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек».

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 - 4 части. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.) Такое задание дается детям в младшей группе.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет» и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и др.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на различные трактовки сущности интереса, большинство психологов относят интерес к категории направленности, то есть к стремлению личности к объекту или деятельности. Психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов от единичных до их совокупности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы можно полагать, что интерес выступает перед нами:

-     и как избирательная направленность психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

-     и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

-     и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психологические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

-     и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

По предметной направленности интересов вполне правомерно различать интересы художественные, спортивные, технические и другие.

Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» является познавательные интересы, имеющие особое значение в дошкольном возрасте. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знанием.

Познавательный интерес представляет собой особый сплав важнейших для развития личности психологических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляются:

-     активный поиск;

-     догадка;

-     исследовательский подход;

-     готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, выражаются:

-     эмоциями удивления;

-     чувством интеллектуальной радости;

-     чувством успеха.

В этом своеобразном сплаве психических процессов важнейшим элементом является волевое усилие, которое так же лежит в основе познавательного интереса.

      Особенности формирования познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста.

        Познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И.П.Павловым  как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л.И.Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию.

Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его опыта (социального и познавательного). В. Карандашев  отмечал устойчивость сезонных интересов детей дошкольного возраста. На втором году жизни ребенок при помощи взрослых осваивает способы использования предметов. Помимо предметных действий, связанных с бытовой деятельностью, большое место в этот период отводится обучению детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: палкой, чтобы приблизить к себе отдаленный предмет, сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

   Во время бодрствования детей дидактические игрушки нужно располагать на столах так, чтобы на каждом из них помещался один вид дидактической игры. Важно следить, чтобы за столами играли небольшие группы — по 2—3 ребенка, при этом каждому из них следует давать аналогичный комплект дидактических игрушек. Неумение детей этого возраста играть вместе и повышенный интерес к новизне может привести к конфликтам, если игровая ситуация не будет продумана воспитателем.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия, следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды деятельности - основные моменты организации воспитателем предметной деятельности детей.

Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

Детей на втором году жизни надо учить отыскивать нужные им предметы. Для этого на занятиях их учат выбирать названный предмет из нескольких: «Я спрячу, а ты поищи». Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый; в различении, узнавании в чем-то сходных предметов: по звучанию названия (шар, шарф),  по внешнему виду (утка, курица); в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (большая, маленькая, зеленая, красная машины)  Эти задания в зависимости от сложности даются детям на протяжении всего второго года.

На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку). Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, даже если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

Развитию функции обобщения способствует наличие в группе однородных игрушек, различающихся по цвету, величине, материалу: куклы матерчатые, целлулоидные, резиновые, большие, маленькие; машины разные по величине, окраске, внешнему виду и т. п.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее - с формированием у ребенка определенных личностных качеств.  Детские игры предметного плана могут быть трех типов: игра-исследование, игра-конструирование и ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребенка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми - детьми и взрослыми - в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, который руководит действиями и движениями ребенка вне зависимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются. Произвольные действия — это целенаправленные действия, так как они регулируются определенной целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро теряет ее из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

С наибольшей готовностью вначале дети воспроизводят движения, затем появляется подражание действиям, связанным с общением людей. Объектами для подражания первоначально являются живые люди, затем — люди, представленные в фильмах, в книгах, в рассказах.

Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка. Когда он умело и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются и тем самым эмоционально подкрепляют действия ребенка, хвалят его. Это развивает у ребенка склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им форм подражательного поведения.

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полуролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.

В трехлетнем возрасте подражание другим уже мотивировано, оно управляется определенной целью, которую ребенок ставит перед собой. Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудновоспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удалось.

В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и пр. Способность обобщения формируется, если ребенок, слыша название предмета или действия, воспринимает их одновременно разными анализаторами: видит, слышит, осязает, проделывает сам разнообразные действия.

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

     Личностно-ориентированный подход педагога к развитию познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста цель деятельности педагога создание условий, способствующих саморазвитию личности, максимальная опора на интерес, личные особенности, на субъектный опыт каждого человека, накопленный им индивидуально и социально - дать возможность воспитаннику самому участвовать в отборе нового содержания образования, опыта применения заранее усвоенных способов выполнения различных видов человеческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру:

- педагогом в личностно-ориентированном подходе ставится акцент на овладение способами деятельности, а не накопление фактических знаний;

- отношение между педагогом и воспитанником становятся сотрудничеством;

- человек рассматривается как сложная саморазвивающиеся система. Признается его уникальность, неповторимость личности в траектории его развития;

- смещается целевые установки образования на создание условий и помощь в развитии личности в целом (цель не столь усвоение системы знаний, сколь понимание мира и самого себя, самоопределение в окружающем мире и культуре);

- изменяется позиция и место ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в соответствии с его интересами и возможностями, обеспечивать личностный смысл его деятельности, способствовать становлению личности реализующей ценности в жизни.

 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интетеса у детей раннего дошкольного в процессе дидактической  игры.

В процессе игры, как и в другом виде деятельности, вовлекается вся личность ребёнка, его психологические познавательные процессы: воля, чувства, эмоции, потребности и интересы. В игре ребёнок активно  участвует, говорит, использует свои знания.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая  правила и действия.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно  для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том,  что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть  решены в процессе их проведения и в чём особенности организации этих занятий на ступени раннего дошкольного детства.

Руководя игрой, воспитатель решает дидактические задачи  через привлекательные для детей игровые действия, правила. Одновременно он является участником игры, причём, процесс обучения для самих детей незаметен, т.к. они учатся, играя.

Руководство дидактической игрой требует педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранять игру - деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

Обучение детей, и усвоение ими задач требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легко и просто, у малышей вызывает значительное затруднение. Это затруднение обусловлено тем, что для дошкольников все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов знаний. Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки качества. Иногда неправомерно усиливается занимательность игры, придаётся ей излишняя развлекательность и нарушается основное положение о том, что дети в дидактической игре учатся «играя, но не играючи». Игра излишней развлекательности  утрачивает способность быть формой обучения.

Первое требование к учебно-дидактическим играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы.

Использование технических средств позволяет преодолевать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «Путешествие за ценными находками». Использование воспитателем аудиозаписи, передающей звуки леса - пение птиц, шорохи, шумы, углубляет игровой настрой. Дети плывут на «корабле», и воспитатель через кинопроектор показывает море, волны, движение кораблей.

 Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои возможности, не достигает цели обучения и воспитания.

Следовательно, организация дидактической игры состоит в правильном определении дидактической задачи - познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждает их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.

Организуя игры, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило, незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу детей, сопереживает с детьми радость игры, « верит в правду игры». Иногда он как очевидец, рассказывает о каком-либо событии и создаёт лишь соответствующий игровой настрой и поддерживает его по ходу игры. А то вспоминает занимательную историю из своего детства и возбуждает у детей желание играть.

 Двигательная активность детей сочетается с речевой, т.к. воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребёнка.

Итак, проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знаниям представления детей о них;

- объяснение хода и правил игры, при этом воспитатель обращает внимание детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий в процессе которого воспитатель учит детей правильно их выполнять, доказывая, что в противном случае игра приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда нужно закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или ар6итра.  Меря непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, напоминанием, вопросом);

Подведением итогов игры – это ответственный момент в руководстве его, т.к. по результата, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплинированности.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Обучающее содержание в дидактических играх определено программой воспитания в детском саду. Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованием программы. Вместе с тем, оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Учитывая всё вышесказанное, мы пришли к выводу, что эффективность использования дидактических игр с детьми раннего дошкольного возраста зависит от соблюдения методики, их организации:

- правильном определении воспитателем игровой и дидактической задач;

- продуманных игровых действий;

- предвидение обучающих результатов;

- учёте возрастных особенностей детей при подборе игровых сюжетов.

Заключение

В период раннего дошкольного детства происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируются и развиваются познавательные процессы: мышление, восприятие, память, речь, появляются первые устойчивые качества личности.

Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств.

Благодаря общению со взрослыми ребенок впитывает в себя социальный опыт, знакомится со всем окружающем его, а также решаются и речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Поэтому мы должны создавать ему все соответствующие условия, которые способствовали бы дальнейшему развитию познавательного интереса. И в этом большую роль играет применение в обучении дидактических игр, которые направлены, на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем его. Овладение детьми системы знаний в виде дидактических игр, более эффективна, чем в виде прямых учебных занятий, особенно в младшем возрасте. Дидактические игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной заинтересованности детей.

Дидактические игры дают хороший результат, когда воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения, привлекают внимание детей, возбуждают их интерес.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников - формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности, т.е.  развитие познавательных интересов.

Любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность -состояние внутренней готовности к познавательной деятельности , проявляющейся у детей в поисковой деятельности направленной на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность характеризуется определённой структурой .

Познавательные интересы возникают уже в раннем дошкольном возрасти: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками. Но лишь в учении где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности интересы. Естественно, что сами по себе познавательные интересы возникнуть не могут. Готовность познавать воспитывается на протяжении всего дошкольного детства.

Поэтому самым главным стимулятором деятельности реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом является познавательный интерес

В период раннего дошкольного детства происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируются и развиваются познавательные процессы: мышление, восприятие, память, речь, появляются первые устойчивые качества личности. Было установлено, что ребёнок начинает познавать окружающий  мир не с теоретического его рассматривания, а с практического действия, в котором слиты познавательные и практические компоненты.

Благодаря общению со взрослыми ребёнок впитывает в себя социальный опыт, знакомится со всем окружающем его, а также решаются и речевые задачи; воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Поэтому мы должны создавать ему все соответствующие условия, которые способствовали бы дальнейшему развитию познавательного интереса. И в этом большую роль играет применение в обучении дидактических игр0 которые направлены на расширение, углубление, и систематизацию представлений детей об окружающем его мире. Особую роль играет форма обучения малышей. Овладение детьми системы знаний в виде дидактических игр, более эффективна, чем в виде прямых учебных занятий, особенно в младшем возрасте. Дидактические игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной заинтересованности детей.

Поэтому, первое требование к дидактическим играм, проводимых с дошкольниками раннего возраста состоит в том, чтобы они развивали познавательные интересы. С этой точки зрения наиболее полезны для детей игры, которые:

- способны породить у них непосредственный интерес;

- представляют возможность проявить свои способности;

- являются для ребёнка источником новых знаний, умений и навыков;

- обеспечивают самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений и навыков;

- помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребёнка, а также разнообразят его способности.

Дидактические игры дают хороший результат, когда воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения, привлекают внимание детей, возбуждают их интерес.

Для эффективности, проведения дидактических игр, способствующих приобретению детьми знаний, умений, развития у них познавательных интересов, большую роль играет стиль общения воспитателя ласковое, доброжелательное отношение к детям повышает у лих познавательный интерес и желание достичь больших результатов познавательной деятельности.

Список использованной литературы

1.        Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева,      Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – 578 с. 

2.        Боно Э. Серьёзное творческое мышление. Минск: Попурри. 2005.    

3.        Иванова, А.И. Организация дидактических игр, наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2009.

4.        Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007.  -  400 с.

5.        Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. – №  9.– С. 56.

6.        Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей  раннего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

7.        Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2000.

8.        Ладывир, С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей, Дошкольное вопитание,2004, № 5 С. 4.

9.        Литвиненко И. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, С. 22.

10.        Локтионова, З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8. - С.60.

11.        Михайленко И., Короткова И. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2008. – 269 с.

12.        Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

13.        Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2010.

14.        Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – CПб.: Питер, 2009. – 140 с. 

Приложение 1

Приложение

«Цветные коврики» — определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Материал: 4 цветных карточки (красная, синяя, жёлтая, зелёная)

Ребёнку предлагают выбрать поочерёдно карточки-«коврики» называемых цветов. Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

Для детей 3-х лет высокая оценка даётся тому, кто правильно выполнил всё задание. Средняя оценка тому, кто выбрал 2-3 цвета и назвал 1-2 цвета. Низшая оценка-- кто выбрал 1-2 цвета и назвал 1 и менее цветов.

«Конструирование по образцу» — определение особенностей развития пространственного восприятия и наглядно действенного мышления. Материал: 3 детали разной формы из строительного набора в двух экземплярах.

Взрослый перед ребёнком создаёт конструкцию из строительных деталей, затем просит его построить точно такую.

Для ребёнка 3-х лет удовлетворительным считается самостоятельное выполнение задания.

Приложение 2

«Постройка лесенок из кубиков или кирпичиков»

Воспитательница строит лестницу из трех кубов, приговаривая: «Сделаем лесенку: положим кубик, рядышком кубик и сверху еще кубик — вот и лесенка получилась! Что я сделала? Лесенку. А теперь наша Катя по лесенке пойдет «топ-топ» и вниз спустится «топ-топ». Затем строят дети. На последующих занятиях вместо кубиков берутся крупные кирпичики.

Если дети хорошо справляются с постройкой лесенок из трех кубов, можно показать им, как строить лесенку из шести кубов — три ступеньки.

«Постройка домика»

Цель занятия: упражнение детей в умении делать перекрытие с использованием нового элемента — треугольной призмы; запоминание детьми слов «окошко», «крыша», «дверь».

Даются два варианта постройки: первый дом с окошком, второй — с окном и дверью.

Воспитательница предлагает детям построить домики для матрешек или для животных, показывает, как строить: два кирпичика располагает вертикально, сверху крыша из трехгранной призмы и еще один кирпичик соединяет стены, образуя. В домик вводят матрешку (куколку, собачку), она смотрит в окошко. Во втором варианте к постройке прибавляется еще один кирпичик, изображающий дверку.

Дети играют с постройками, выводят и вводят игрушки, водят их в гости друг к другу.

После занятий надо обеспечить детям условия для сооружения построек во время самостоятельных игр, побуждать к ним детей, напоминая о показанных на занятиях постройках и игре с ними.

Во время самостоятельной игры дети часто не точно копируют выполненные ими на занятиях постройки, а несколько их видоизменяют. Это показатель формирующейся самостоятельности и зародыш будущих творческих проявлений.

На повторных занятиях с детьми конца второго — начала третьего года жизни не всегда нужен наглядно-действенный показ, следует чаще прибегать к словесным указаниям, например: «Сегодня построим лесенку. Мы уже умеем ее строить, и куклы будут ходить по лесенке. Возьмите кубики и стройте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Для лучшего развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить с ними театрализованные игры. В данной методической разработке представлены виды игр, а также даны реко...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста.(презентация)

Дидактическая игра как средство развития  познавательной активности у детей  раннего  дошкольного возраста.(презентация)...

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный ин...