ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья

Лупанова Оксана Петровна

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lupanova_o.p.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лупанова Оксана Петровна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 28»

г Троицк

 «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, свое искреннее отношение к действительности. Познавая красоту и необъятность природы, ребенок с большой радостью пытается остановить и запечатлеть «счастливое мгновение», восхищается результатом своего труда.

Ребенок - это «чистый лист», это – маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей, не бояться учиться и экспериментировать вместе с ними.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей, фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Пластилинография – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал пластилин, а «инструментом» в пластилинографии является рука, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, знакомятся с миром разных предметов, что способствует расширению возможности изобразительной деятельности детей.

Занятия пластилинографиейпредставляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:

-  развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,

-  развитию воображения, творческих способностей;

 -развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей,

- развитию самостоятельности, произвольности поведения;

- реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.

Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Важным условием развития детского творчества при использовании данной техникиявляется создание эмоционально-благополучнойатмосферы. В результате детской деятельности, важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить!

Существует несколько видов нетрадиционной техникиработы с пластилином:

  • Прямаяпластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали

  • Обратнаяпластилинография - (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
  • Контурнаяпластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

  • Многослойнаяпластилинография–объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

  • Модульная пластилинография– изображение лепной картины нагоризонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
  • Мозаичная пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Работая с детьми в нетрадиционной технике – пластилинографии, можно отметить более высокий уровень развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста. Дети научились быстро и самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать и комбинировать различные техники для создания образа, использовать свой прошлый опыт. Их работы стали более оригинальными, выразительными, необычными, что является показателем развития творческих способностей.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.

Творческий ребенок – это «красивый» ребенок, это - «свободный» ребенок, это - «уверенный» ребенок, умеющий воспринимать, созидать, чувствовать окружающую красоту, способный создавать её по-своему и с радостью нести людям!

Список литературы:

1.Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

2.Давыдова Г.Н. Детский дизайн.  Пластилинография- М.: Издательство«Скрипторий 2003г», 2008.

3.Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. ЗАО «Валери СПб», 1997 –
160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая).

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 216с.

5.Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008.

6.Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010.

7.Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на – Дону: Издательсво «Феникс», 2003.

8. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006

9.Шкицкая И.О. Пластилиновые картины. Издательство Феникс, 2009.

10.Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 87с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.

"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...

«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...

Консультация для воспитателей «Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть с...

Пластилинография как средство развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание....

Пейп-арт - как средство развития художественного творчества для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для воспитателей "Зимняя берёза"

Пейп-арт - как средство развития художественного творчества для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для воспитателей "Зимняя берёза"...