Самообразование «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»
статья (старшая группа)

Соколова Елена Михайловна

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №16  города Шимановска»

Самообразование

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

                                        Составила :

Воспитатель Соколова Е.М.

г.Шимановск 2016 год

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Вторая младшая группа

Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Узнаем, какая вода.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества.

Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки.

3.

Снег

Снеговичок.

Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, емкость

4.

Воздух

Что в пакете?

Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.

5.

Воздух

Игры по обнаружению воздуха.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.

6.

Песок, глина

Мы – волшебники.

Прдемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.


Физические явления

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных.

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

2.

Звук

Угадай, чей голосок?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки,  металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

3.

Теплота

Горячо – холодно.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Емкости с водой разной температуры, ванночка.


Человек

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Органы чувств

Наши помощники.

Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств.

Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.


Рукотворный мир

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Бумага

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Бумага, ножницы,  емкость с водой.

2.

Древесина

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде).

Деревянные предметы, емкости с водой.

3.

Ткань

Ткань, ее качества и свойства.

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

 

Средняя группа

Живая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений

У кого какие детки.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2.

Растения

Что любят растения?

Выявить необходимость света в жизни растений.

Два комплекта растения, картонная коробка.

3.

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

4.

Растения

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

5.

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

6.

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.


Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

3.

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

4.

Воздух

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

5.

Воздух

Поиск воздуха.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

6.

Песок, глина.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

7.

Песок, глина.

Где вода? 

Выявить, что песок и глина по  разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

 

Физические явления

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет

Волшебная кисточка.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

2.

Магнит

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

3.

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

 


Человек

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Орган обоняния.

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

2.

Орган осязания.

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).


Рукотворный мир

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

2.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

 

Старшая группа

Живая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Растение

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

2.

Растение

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

3.

Растение

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

4.

Растение

Где лучше расти?

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние почвы на рост и развитие растений, выделить почвы разные по составу.

Черенки традесканции, чернозем, глина, песок.

5.

Растение

В тепле и в холоде.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки деревьев, цветы с клумбы вместе с частью почвы (осенью).

6.

Растение

Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

7.

Животные

Наверх.

Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Земляные черви, земля,  вода.

8.

Животные

Дышат ли рыбы?

Установить возможность дыхания рыб в воде.

Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки  для коктейля.


Неживая природа

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода

Помощница вода.

Использовать знания детей  о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.

2.

Вода

Как достать предмет, не опуская руку в воду.

Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

3.

Вода

Куда делась вода?

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

4.

Вода

Дождик.

Познакомить детей с процессом конденсации.

Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.

5.

Воздух

Живая змейка.

Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Свеча, «змейка» (круг прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

6.

Воздух

Подводная лодка.

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.

Изогнутая трубочка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.

7.

Почва

Могут ли животные жить в почве? 

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Почва, дождевые черви,  металлическая  тарелка, стекло, емкость с водой.

 

Физические явления

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Магнит

Притягиваются – не притягиваются.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

2.

Магнит

Необычная скрепка.

Определить способность металлических предметов намагничиваться.

Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

3.

Электричество

Волшебный шарик.

Установить причину статического электричества.

Воздушные шары, ткань.

4.

Электричество

Чудо – расческа.

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предмета.

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

5.

Звук

Где живет эхо?

Подвести к пониманию возникновения эха.

Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

 


Человек

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Уши        человека

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.

2.

Глаза

Наши помощники – глаза.

Познакомить со строением глаза.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

3.

Глаза

Большой – маленький.

Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Зеркало.


Рукотворный мир

 

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской  деятельности

Материал и оборудование

1.

Бумага

Мир бумаги

Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой.

2.

Ткань

Мир ткани

Учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление.

Кусочки ткани (вельвет, бархат, лен, шерсть, капрон), ножницы, емкость с водой, алгоритм деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»

Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Перспективный план по самообразованию в старшей группе ДОУ на учебный год....

План работы по самообразованию воспитателя на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию воспитателя   на 2020-2023 г.г. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....