Консультация для родителей «Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной активности»
статья (средняя группа)

Экспериментирование - это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Экспериментирование на прогулке - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам живой и неживой природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Детское экспериментирование на прогулке

и его влияние на развитие познавательной активности»

(средняя группа)

«Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся по воде круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега.

Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать - подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой - то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка пузырек отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато - бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?..»

Примерно такую картину наблюдал однажды весной Николай Николаевич Поддъяков - замечательный психолог, академик РАО, руководитель Лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания.

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н. Н. Поддъякова занимался наисерьёзнейшим делом - экспериментировал.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментирование - это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.

Наша задача - сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности можно разбить по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводится в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если занести в тёплое помещение, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием нужно с детьми проводить различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос проводится ряд опытов:

  • дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки);
  • у нас есть вдох и выдох;
  • сколько весит воздух;
  • можно ли поймать воздух?
  • бывает ли воздуху холодно? 

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

  • песчаный конус (течения песка);
  • свойства насеянного песка;
  • свойство мокрого песка;
  • песочные часы.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз нужно давать детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды можно познакомить детей со свойствами жидкостей:

  • прозрачная вода;
  • вода принимает форму;
  • замёрзшая вода;
  • тающий лёд;
  • где вода?
  • что растворяется в воде?

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются - как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние учить - значит сделать шаг - в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - делать выводы.

Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Детский эксперимент должен иметь следующую структуру:

- постановка проблемы,

- целеполагание (что нужно сделать),

- выдвижение гипотез (поиск путей решения),

- проверка гипотезы,

- анализ полученного результата (подтвердилось, не подтвердилось),

- формулирование вывода.

Должна соблюдаться техника безопасности.

1. Бери только нужные для работы материалы.

2. С сыпучими предметами работай на подносе.

3. Окончив работу, положи все на место.

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать. Опытно- экспериментальная деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям ребенка.

В средней группе работа ведется с небольшим усложнением, чем в младшей, так как дети более осознанно относятся к проведению игр-опытов: со снегом. льдом, деревом, камнями. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность у детей повышается.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т. д.) Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой.

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей трех четырех лет.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотело...

Выступление на педсовете "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"

quot;Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"...

Консультация для педагогов: «Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности»

Деятельность экспериминтирования способствуют формированиюу детей познательного интереса...

Консультация для педагогов " Детское экспериментирование на прогулке, его влияние на познавательное развитие"

quot;Детское эксперементирование на прогулке, его влияние на познавательное развитие"...