Методическая разработка на тему: "Умелые руки не знают скуки"
методическая разработка

Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._umelye_ruki_ne_znayut_skuki.docx140.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 36»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 «УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ»

Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами

                                     

Автор проекта:

                                                            Воспитатель М.В. Артамонова

                                                                   

Кострома

2019

 «Развитие тонкой моторики у дошкольников

посредством использования нетрадиционных техник

 в домашних условиях»

(программа по развитию мелкой моторики для родителей и детей)

Актуальность проблемы

Разностороннее изучение задержки психического развития, как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики.

Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Но, как правило, занятия продуктивными видами деятельности в семье мало используются, не учитывая возможности и потенциал детей с ЗПР. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает детям сама жизнь. Мы создали комплекс, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода для того, чтобы играть с ребенком. Нам не нужно ничего покупать специально – у родителей все под рукой.

Это побудило заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР через использование нетрадиционных техник, именно для занятий дома с родителями. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота использования и новизна способа, как фактор удержания внимания. В связи с этим, мы попытались разработать цикл занятий по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник на дому, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.

                                     

Идея проекта

Использование наиболее эффективных нетрадиционных техник развития мелкой моторики в домашних условиях (используем крупы, фасоль, горох, макароны, муку и многое другое) в игровой форме.

Цель: развитие мелкой (тонкой) моторики и ловкости рук у детей с задержкой психического развития

Программные задачи: 

1. Коррекционные:

- Стимулировать речевое развитие ребенка.

- Способствовать улучшению артикуляционной моторики.

- Подготовить кисти руки к письму.

- Повышать работоспособность коры головного мозга.

2. Воспитательные:

- Укрепление союза с родителями в процессе сотворчества.

- Воспитывать у детей чувства аккуратности, усидчивости и терпения.

- Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем

мире.

3. Развивающие:

- Развитие воображения.

- Развитие эмоционального мира ребенка.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Развитие эстетического восприятия мира.

4. Оздоровительные:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Гармонизация психоэмоционального состояния.

- Совершенствование функций организма, повышение его защитных

свойств.

- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

5. Образовательные задачи:

- Формирование необходимых двигательных умений и навыков

ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

- Создание условий для реализации потребности детей в развитии

активности тонкой моторики.

- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в

двигательной деятельности.

Методы и приемы:

- Наглядный (показ, наблюдение)

- Словесный (указания, беседа)

- Практическая деятельность детей

- Игровой (применение нетрадиционных методов)

К методическим особенностям построения упражнений мы отнесли:

- Авторские пальчиковые игры (массажи),  с использованием на данном занятии нетрадиционных материалов;

- Возможное использование музыки;

- Постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);

- Включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений.

Планируемые результаты программы:

1. Разрядка накопившейся напряженности, восстановление сил и здоровья детей.

2. Приобретение детьми знаний о новых средствах и видах развития моторики.

3. Реализация личных потребностей в творческом самовыражении.

4. Умение использовать результаты своего творчества в других видах деятельности (театральной, игровой и т.д.)

5. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Практические упражнения

Развитие мелкой моторики рук или несколько идей,

как занять ребенка дома.

1. Массаж

Катание грецким орехом по ладони, по поверхности стола, между ладоней.

2. Перебирание зерна

- Мешочки с зерном. Несколько мешочков из ткани разных фактур с разными же наполнителями (фасоль, горох, соль, пшено, гречка).

- Игра-упражнение «Золушка». Смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите ребенку рассортировать их по разным тарелкам. Сортировать можно и макароны нескольких видов.

- Набрать в ложку крупу и пересыпать ее в другую (пересыпание в пустую посуду).

- Крупа на тарелочке. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает.

- Самые вкусные игры – ссыпать вместе два, три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И путь ребенок их разбирает.

- Пластиковая бутылка. Ребенку необходимо засовывать в горлышко кусочки оторванной бумаги. (Предварительно их можно скатывать в шарики).

3. Нанизывание: 

- Развивающая игра «Делаем бусы». Задача для ребенка: нанизать макароны на шнур

4. Рисование:

- Рисование на манной крупе, рассыпанной ровным слоем на подносе. Ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры, линии, круги. Рисовать можно кулаком, ладонью, ребром ладони, щепотью, симметрично двумя руками. Если в правую руку взять трубочку для коктейля, поднести её к подносу с манной крупой, слегка прикоснуться к трубочке губами и тихо подуть в неё, получается  легкий ветерок, который поднимает и кружит крупинки, как снежинки.

Стихотворение И. Плагина «Дует, дует ветер».

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Белые снежинки

В воздухе играют.

И летят снежинки

Прямо на дорожки.

И бегут по снегу

Маленькие ножки.

Рисование манной крупой при помощи трафарета – интересное занятие. Берем трафарет, кладем его на поднос. В ладонь одной руки набираем манную крупу и насыпаем внутрь трафарета. Убираем трафарет, получилось

5. Аппликация:

- Выкладывание узоров на тонком слое теста.

- Лепка из соленого теста.

- Лепка пельменей и вареников.

- Чистка вареных овощей.

IMG_0862.JPGIMG_0861.JPG

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть  человеческого тела.Сохранять и  ...

Конспект познавательного занятия с родителями в подготовительной группе Тема: Умелые руки - не знают скуки

Познакомить детей с работой пекаря. Упражнять в словоизменении существительных...

Технологическая карта по хозяйственно-бытовому труду. Тема: «Умелые руки не знают скуки»

Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки».Возрастная группа: средняяЦель: нравственно - психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду, формирование начал трудолюбия.Задачи: ...

Тема: « Умелые руки не знают скуки».

Цель: учить поддерживать в группе порядок, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно её выполнять.Задачи: 1.Формировать умение планировать последовательность своей работы....