Проект "Развитие режиссерской игры"
проект (подготовительная группа)

Смирнова И.С.

Освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности, через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Развитие режиссерской игры"

В отличие от сюжетно-ролевой игры, режиссёрские игры опираются на более широкий социальный опыт – впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, телефильмов. В усложнённых сюжетах участвуют множество взаимосвязанных реальных и фантастических персонажей.

Тип проекта

Социально -личностный, творческий, краткосрочный.

Срок реализации проекта.

2 месяца

Цель проекта.

Способствовать освоению старшими дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссёрской игры.

Задачи проекта.

Создание педагогических условий для нарастания самостоятельности и творчества дошкольников в выдвижении игрового замысла, в использовании сюжетосложения как способа построения игры, в создании выразительных игровых образов, направленности игрового общения на сверстников включает:

  • актуализацию игрового опыта детей в совместной сюжетной игре;
  • накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения, сочетания разнообразных событий, передачи выразительности игровых образов, эмоциональных состояний персонажей;
  • стимулирование самостоятельных игр детей, оптимизацию их игрового общения.

Методы руководства режиссёрской игрой

«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки Чтение и совместный анализ сказок Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий Обыгрывание словесных, настольно-печатных и подвижных игр Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр

Этапы реализации педагогической технологии

развития режиссёрской игры.

Работа ведётся поэтапно.

Участие ребёнка в игре зависит от того, умеет ли он предложить тему игры, содержание игровой роли, повороты сюжета, заинтересовать сверстников своей инициативой и принять предложения партнёра. Эти задачи решались на первом этапе.

I этап.

Цель – актуализация игрового опыта детей в совместной сюжетной игре.

При организации работы на первом этапе, решается несколько задач.

1. Развить у детей умения определять тему будущей игры и планировать игровые события.

В начале работы используется игровой материал, хорошо знакомый детям. В беседах с детьми обращать внимание на игрушки, как знакомые, так и те, которые не использовались ребятами ранее. Предлагается рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками. Используется реклама игрушки воспитателем с рассказом и показом, затем к рекламе привлекаются дети. Задания такого типа помогают детям формулировать тему игры.

2. Для активизации игрового опыта, фантазии детей используется игровое упражнение «Письмо друзьям».

Вместе с ребятами написать письмо детям из нашей группы «Друзья». В нём рассказывается, какие игрушки есть в нашей группе, как мы играем с ними, какие любимые игры у ребят нашей группы, как мы в них играем. Ребят попросим рассказать о своих играх.

Дети присылают ответ, написанный с помощью пиктограмм. Ответ заинтересовывает детей, активно обсуждается. В беседе ребята отвечают на следующие вопросы:

  • Понравилась ли вам игры ребята? Почему?
  • Какие персонажи понравились больше?
  • Какие у них характеры?
  • Какие игрушки и предметы нужны в этой игре?

Далее предлагается детям выбрать необходимые игрушки и материалы, а затем поиграть в такую же игру. После игры подчёркивается, что играть интересно, когда все участники могут договориться и играть вместе. Для осознания успехов совместной игры её описали в ответном письме.

Переписка позволила подготовить введение игр и игровых упражнений, направленных на решение следующей задачи.

3. Развитие умений совместно придумывать сюжет по ходу игры.

Для решения этой задачи использовались приёмы для

развития игры, как совместной деятельности:

  • Включение в игровые подгруппы детей, умеющих более активно организовать игру,
  • включение в игру воспитателя для выполнения второстепенных ролей,
  • предложение детям использовать для согласования темы, хода игры считалочки, установление очерёдности и др.,
  • привлечение детей к совместному обсуждению сюжета,
  • малоактивным детям предложение попробовать себя в качестве исполнителей роли,
  • создание «ситуации успеха» для застенчивых, робких детей.

4. Развитие у детей умения соединять игровые действия в общую последовательную цепочку.

Применялся набор картинок с изображением ситуаций: «Дети гуляют в лесу», «Мама делает мальчикам замечание», «Папа гуляет с детьми в зоопарке».

Рассмотрев картинку, ребята придумывают, что было до этого события, и что произойдёт потом. После совместного обсуждения дети выбирают персонажей и обыгрывают эти ситуации в игре.

5. Для совершенствования у детей интенсивного игрового общения, согласования замыслов организовывалась игра «Весёлое путешествие». Для этой игры дети приносят из дома любимые игрушки. Разделиться на две команды «Игралочки» и «Фантазёры», ребята отправляются в воображаемое путешествие на «двух пассажирских поездах». «Поезда» делали в пути остановки, где каждой команде давались одинаковые задания.

  1. Придумать интересные темы игры.
  2. Рассказать о том, как они будут играть в эти игры.
  3. Распределить роли, игрушки, подобрать материал, развернуть придуманную игру и показать её другой команде. Выигрывает та команда, которая придумает не только самую интересную игру, но и будет самой дружной.

На первом этапе, дети с помощью воспитателя, а некоторые самостоятельно могут формулировать тему игры, развивать по ходу игровой сюжет, подбирать необходимый игровой материал, объяснять партнёрам свой замысел. У детей появляются умения, необходимые для участия в совместных играх, умение согласовывать тему игры с партнёрами по деятельности

Важным результатом первого этапа является то, что дети с низким уровнем инициативы, самостоятельно подготавливаются к участию в совместной игре со сверстниками.

II этап.

Цель – накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения и создания новых образов игровых персонажей.

Чтобы обогатить содержание игровой деятельности используют Не отнимать игрушки друг у друга.

  • Уметь договариваться о том, как играть.
  • Распределять роли считалочкой.
  • Нарушитель правил выбывает из игры.

Использование разнообразных макетов и героев в игре помогает «расшатать» закрытые игровые объединения и включить в них новых членов. Некоторые дети управляют несколькими персонажами, что способствует развитию интереса к игре.

Для дальнейшего развитие сюжетосложения вводятся новые макеты: «остров на море», «замок Сказочное королевство», «болото», «рыцарская крепость» и др. Макеты, как «маркеры пространства воображаемого мира» выступают в качестве «пускового механизма», которые помогают раскрыть новое содержание игровой деятельности, основанной на борьбе добра и зла.

Введение новых макетов, широкое использование предметов-заместителей способствует обогащению сюжетов детских игр.

На 2-ом этапе дети постепенно овладевают умением сюжетосложения, содержание игр расширяется. Ребята активнее общаются друг с другом по поводу игры, устанавливают договорённости о поворотах сюжета.

III этап.

Цель – создание условий для дальнейшего развития самостоятельных игр детей, оптимизация их игрового общения.

Для решения этой задачи детям предлагалось придумать новую страну, где можно найти Синюю птицу, которая поможет в трудной ситуации.

Дети активно участвуют в создании новых игровых макетов на правах соавторов. На основании их предложений создается «Страна Счастья».

Дети придумывают, кто в ней может жить. Самостоятельно ребята изготавливают дороги «Счастья», вырезают цветы для цветочной поляны, бабочек, божьих коровок, райские яблоки для сада, диковинных птиц.

Подготовив материал, дети сами разыгрывают новый сюжет сказки, который заканчивался нахождением.

Роль воспитателя на данном этапе меняется. На смену позиции «партнёра», «помощника» выступает позиция «наблюдателя» за ходом событий, «консультанта», к которому дети обращаются при затруднениях. Это связано с проявлениями детьми большей самостоятельности в игре.

VIII. Результаты реализации проекта.

По результатам проведённой работы можно отметить, что все воспитанники группы освоили позицию субъектов игровой деятельности.

  • По своей инициативе дети вступают в совместные режиссёрские игры. Малоактивные дети охотно принимают участие в совместных играх с товарищами по группе.
  • Выдвигать игровой замысел умеет большинство детей группы.
  • Успешно освоен ребятами приём сюжетосложения. Дети активно обсуждают возможные варианты игровых событий, последовательно выстраивают целостные игровые ситуации.
  • Удачно справляются с взятой на себя ролью, действуют и говорят от лица персонажей. Проявляют фантазию и творчество в создании образов персонажей, используют выразительные жесты, мимику, речевые интонации, комментирующую речь.
  • Большинство ребят самостоятельно создают игровую обстановку, расставляют макеты, используют предметы-заместители.
  • Общение ребят носит положительно направленный характер. Дети обращаются друг к другу по имени, стремятся согласовать замыслы, учитывать интересы и желания партнеров. Характерно использование просьб, предложений в общении с товарищами, положительный эмоциональный настрой.

Внедрение педагогической технологии в работе с детьми подготовительной группы, способствует получению положительного результата. Он заключается в возможности самораскрытия детей в игре, основанной на их индивидуальных особенностях, становлении детского игрового сообщества, в котором каждый ребёнок может найти своё место.

Реализация данного проекта способствует развитию у воспитанников таких базовых личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество на основе социально ценностных способов общения.

Конспект режиссерской игры

«Зимняя сказка»

Цель: Вызвать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку наладить взаимодействие между ребятами, выбравшими определённые роли.

Задачи: Способствовать формированию умения подбирать игровой материал, распределять игрушки. Содействовать развитию диалогической речи, воображения, мышления. Обеспечить воспитание дружеских взаимоотношений в процессе игры.

Материал: посылка с игрушками, письмо, деревья, разные домики.

Предварительная работа: Изготовление и подбор атрибутов для игры, дидактические игры, чтение и драматизация,  сказок.

Ход.

Ребята, когда я сегодня пришла в группу, на столе увидела посылку. А хотите узнать от кого посылка? Да(достаю письмо)Эта посылка пришла от ребят из группы № 8 детского сада. Вот, что они пишут: Здравствуйте, ребята! Мы в детском саду очень любим  играть. У нас есть много интересных игрушек, с которыми мы придумываем интересные игры, и мы решили отправить несколько игрушек, чтобы вы смогли придумать зимнюю сказку с этими игрушками.

Как вы думаете, а у нас с вами получится такая игра?

В каждой игре есть свои правила, давайте, и мы тоже придумаем правила для нашей игры, как надо играть и как не надо.

Правила:

  1. Придумывать вместе.
  2. Говорить по очереди.
  3. Слушать друг друга.
  4. Приглашать в игру всех желающих.
  5. Нельзя кричать друг на друга и ссориться.
  6. Нельзя перебивать друг друга.

Сейчас пришло время распределить роли в спектакле,

 подготовить декорации. И как самые настоящие актеры, покажем спектакль: «Зимняя сказка».

Показ спектакля. (Во время показа использовать вопросы)

Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?

Ребята, понравилась ли вам наша игра?

Что понравилось?

Давайте похлопаем друг другу за актерский успех.

Литература

  1.  Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г.;
  2.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. М., 2008 г.
  3.  Этические беседы с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М., 2010г.
  4.   Конструирование из бумаги в детском саду И.В.Новикова М., 2008г.

  1. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду Е.А.Короткова М., 2009г.
  2. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ Е.В.Потапова Детство – Пресс 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

Творческие игры: режиссерская игра.

Старший дошкольный возраст - период расцвета игры - фантазирования. Отмечается ее ценность как особой творческой деятельности, в ходе которой ребенок созидает новый сюжет в идеальном плане (в виде пре...

Мастер-класс Режиссерская игра - сотрудничество взрослого и ребенка в игре

Данная разработка раскрывает потенциал режиссерской игры, потенциал сотрудничества взрослого и ребенка в игре...

Режиссерская игра - первый вид игры детей дошкольного возраста

Игра – это основной вид деятельности ребенка, который ведет за собой развитие. Развитие игровой деятельности идет постепенно и для каждого возраста характерен определенный вид игры. Первый...

Технология поддержки и развития игровой деятельности детей 6-7 лет. Игра с правилами и режиссерская игра высокого уровня по Е.Е.Кравцовой.

В свои дошкольные годы ребенок проходит достаточно большой путь развития. К семи годам дошкольнику предстоит многое узнать и многому научиться. От того, чему научится ребенок в дошкольном возраст...