Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Ерзамаева Елена

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста.

Робототехника в последнее время становится одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста.

Робототехника в последнее время становится одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Конструирование, как вид познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста способствует решению следующих задач:

  • Развитие навыка различать элементы в цельной конструкции (не только созданных из деталей конструктора, но и зданий вокруг);
  • Формирование умения строить из конструктора один и тот же объект в разных вариантах в зависимости от назначения;
  • Учить создавать комплексные сооружения из конструктора;
  • Стимулирование навыка работы в коллективе .

Процесс конструирования влияет на становление интеллекта в целом. Дети знакомятся с миром техники, его особенностями и многообразием через технические и роботизированные игры. По мере нарастания и усложнения опыта ребенка в конструкторском деле происходит постепенное превращение предметных действий в умственные операции. По мере формирования этих операций взаимодействие ребенка с миром приобретает все в большей мере интеллектуальный характер. Робототехника также обеспечивает интеллектуальное развитие.

Робототехника является универсальным инструментом для образования. Она вписывается и в дополнительное образование, и в непосредственную образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Использование робототехники позволяет развивать, обучать и воспитывать одновременно в процессе игровой и творческой технической деятельности, что способствует воспитанию активных, увлеченных людей

Возможности формирования познавательной активности с помощью робототехники связаны с идеей оживления неживого, что очень притягательно для детей. Для ребенка это связано с идеей самопознания, причем он должен пройти этот этап самостоятельно. Если ребенку предлагается готовый робототехнический продукт, то у него сформируется впечатление, что механизация недостижима для него, что у него нет способностей, что приведет к пассивному созерцанию робота .

Важным при формировании познавательной активности с помощью робототехники является опора на экспериментирование, исследование и наблюдение. Ребенок ищет инженерную идею, развивает свою фантазию, провоцирует моделирование. Ребенок идет к решению и постановке инженерных задач через осмысление себя .

Робототехника относится к техническому типу конструирования. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Робототехнические конструкторы, типа LEGO, обладают следующими свойствами: стремление к бесконечности, идея сложности, полный смысл и знания. Созданные роботы дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализации, используют LEGO-элементы в дидактических играх и упражнениях, при исследовании окружающего мира. Дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играют, придумывают и воплощают свои идеи. В группе старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) дети могут создавать собственные идеи и модельные проекты в виртуальном конструкторе LEGO-в программе LEGO Education. Конструкторы типа LEGO Education призваны начать формирование у старших воспитанников ДОУ целостного представления о мире технологий, структуре конструкций, механизмах и машинах, их месте в мире .

Конечно, конструктор роботов для детей 4-6 лет не предлагает малышу собрать и запрограммировать человекоподобного андроида. Робототехника на начальных этапах – это изучение различных моделей, простая работа с моторами и т.д. 

С 4 до 6 лет используются понятные модели, крупные и яркие детали, увлекательное содержание – вот основные черты наборов для дошкольников. Как правило, здесь малышу предлагается собрать различные машинки, самолетики, животных, понять, что такое механизм. Задача таких комплектов, помимо прочего, развить мелкую моторику, внимательность, усидчивость, фантазию и креативность, научить работе в команде .

Для детей 5-7 лет могут использоваться «Первые механизмы» или «Простые механизмы». Игра с этими конструкторами не требует дополнительных знаний, а сам набор познакомит ребенка с тем, как механизм функционирует. Будущий инженер узнает о принципах работы рычагов, зубчатых колес и о многом другом .

Таким образом, актуальность использования робототехники с детьми старшего дошкольного возраста обусловлена ее высокой воспитательной и развивающей способностью, многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, различной учебной и игровой деятельностью ребенка. Робототехника позволяет развить такие качества, как оригинальность мышления, гибкость ума, исследовательский интерес, хорошая пространственная осведомленность, навыки стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, влияющих на развитие общих способностей ребенка. Это также воспитание социально активной личности. Робототехническая технология, без сомнения стимулирует познавательную активность старших дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...