Игропрактикум для педагогов ДОО "Игра - как специфический феномен профессиональной деятельности педагога дошкольника"
методическая разработка

Путилова Наталья Михайловна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch._seminar_dlya_pedagogov.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игропрактикум для педагогов ДОО

«Игра – как специфический феномен профессиональной деятельности педагога-дошкольника»

«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

Цель: формирование профессионально-игровой компетентности педагогов.

Задачи:

- способствовать эффективному овладению педагогами игровыми технологиями;

- развивать способность и готовность к деятельности, основанной на знаниях и опыте;

- искать резервы для более эффективной работы;

- развивать умение организовывать игровую деятельность детей.

Участники: педагоги ДОО

Оборудование: презентация, заготовки для визиток, игровой материал.

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Всем участникам перед началом работы предлагается сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе.

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я очень рада Вас видеть. Меня зовут Наталья Михайловна, я старший воспитатель данного детского сада. Сегодня я хочу представить Вам свой игропрактикум по теме: «Игра – как специфический феномен профессиональной деятельности педагога-дошкольника».

Наш игропрактикум будет состоять из нескольких частей: теоретической, практической (мини-тренинговая работа, мастер-класс) и завершающей (обратная связь)».

  1. Основная часть.

Упражнение-разминка  «Что в нашей жизни игра?».

Участникам предлагается продолжить фразу «Игра – это…».

Теоретический модуль.

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования (ФГО ДО) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ, и как следствие из этого — вопрос о повышении игровой компетенции педагога-дошкольника.

ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень, в котором дидактический компонент будет находиться в игровой оболочке.

В настоящее время лозунги такие как «Учи — играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся нам понятными и очевидными. Однако на практике обстоит совсем по-другому, мы, педагоги, зачастую вводим в стандартные занятия детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что тем самым используем игру в качестве формы организации занятий. А как таковая игра на сегодняшний день редуцирует из  жизни ребёнка в ДОО, а само понятие «игра» заменено на «игровые формы обучения». В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остается времени. 

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей: снижено  или отсутствует произвольное поведение, самосознание, творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Можно наметить ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

  1. Необходимое   условие для появления детской игровой инициативы прежде всего это открытость образовательной программы      
  1. Адекватная развивающая предметно-пространственная среда.

Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов для самостоятельного построения игровой ситуации.

  1. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.

Данное понятие   является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно – серьезное отношение к игровой ситуации.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. 

 Кроме того,  при руководстве игрой необходимо соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство.

И конечно, для педагога дошкольной организации важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. 

 Перечисленные качества и способности должны стать необходимой составляющей игровой компетенции воспитателя. Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей.

Для того чтобы решить эту проблему на сегодняшний день разработан проект профессионального стандарта педагога, который расширяет границы свободы педагога, одновременно повышает его ответственность за результат своего труда.

Анализ современной практики показал, что для значительной части педагогов характерно стереотипное представление об игре как регламентированном процессе, богатейший потенциал игровой культуры не востребован вследствие недостаточного освоения информации о феномене игры отсутствия опыта игрового обучения.

Таким образом, для проведения сегодняшнего занятия была выбрана такая технология как «Игропрактикум».

Мини-тренинговая работа.

Упражнение «Леопольд»

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Ход игры: Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает листочек со своим именем - кличкой, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими кличками. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему разные пакости.

В данном упражнении котам нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно подружиться. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышью. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 1 минута на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мышке», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступление и говорит, кому из котов она поверила.

Вопросы для обсуждения.

Чтобы включить ребенка в игру очень важно, чтобы ребенок вам доверял.

- Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

- Легко ли Вам было находится в роли кота или мыши?

- Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

- Доверяете ли вы людям в жизни? Доверяют ли вам люди?

Игра «Создай то же самое»

Цель: Отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка, выявление значимости точности объяснений педагога.

Материал: 2 больших листа, заготовки геометрических фигур для каждой команды, клей.

Ход игры: Поделившись на две команды, участники получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур на каждую команду. Обеим командам дается задание: на альбомном листе нарисовать композицию из геометрических фигур – двух треугольников, трех квадратов и одного прямоугольника.

Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Когда рисунки готовы, команды обмениваются капитанами. Капитан, придя в чужую команду, смотрит рисунок и уже своей команде начинает объяснять, как изобразить то же самое (при этом задавать дополнительные вопросы нельзя). Потом это же делает второй капитан.

По окончании рисования предлагается сравнить получившиеся рисунки с «подлинниками» и найти отличия. Первое слово для высказывания своих впечатлений от упражнения предоставляется капитанам.

Вопросы для обсуждения:

  • С какими трудностями вы столкнулись, когда диктовали описание рисунка?
  • Хотелось ли Вам затем что-то сказать по-другому, другими словами, более подробно?
  • Чем отличаются рисунки?
  • Как Вы считаете, в чем причина случившихся отличий?

Делается вывод о значимости четкой инструкции.

Идеи, выносимые на обсуждение:

Каждый имеет право на ошибку: и ребенок, и взрослый. Наше старание не обязательно приводит к тому, чего мы ожидаем.

Старания ребенка тоже не всегда приводят к хорошим результатам, успеху.

Если ребенок не понял – это не значит, что он низкого развития, возможно, мы просто не смогли понятно объяснить.

Мастер-класс.

Игра “Дом”.

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Ход игры:

Ведущий дает инструкцию: «Вы сейчас одна большая команда, которая должна стать полноценным домом! Вы можете общаться между собой. Каждый из Вас должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом!».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: 

Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

Почему Вы выбрали именно эту роль?

Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Данную игру можно использовать в работе с детьми с целью определения ролей в группе, а также для группового сплочения.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов. Обратная связь.

Упражнение «Эмоциональное письмо»

Цель: получить обратную связь от участников.

Ход игры:

Ведущий: «Уважаемые коллеги! Прошу Вас оставить свое «Эмоциональное письмо». Нарисуйте образ своей любимой в детстве игрушки и подарите ей ту эмоцию, которая осталась у вас после нашего игропрактикума». Созданные письма вывешиваются на видное место.   

А закончить игропрактикум я хотела бы словами неизвестного поэта:

Я пытался достичь сердца ребенка словами,

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Я надеюсь, что тема игропрактикума никого из Вас не оставила равнодушным, и Вы почерпнули для себя что-то нужное и новое. Благодарю за работу! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Презентация на тему "Экспертная оценка деятельности педагога ДОУ в условиях введения профессионального стандарта "Педагог"

Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (далее &ndash...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»

Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...

Консультация для педагогов «Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагога»

Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами следующие задачи:Это обеспечение доступности и вариат...

Консультация для педагогов "Использование мультимедийных презентаций в профессиональной деятельности педагога"

Консультация для педагогов ДОУ об использовании мультимедийных технологий в педагогической деятельности....