Пальчиковые игры в средней группе
картотека (средняя группа)

Колодезникова Наталия Андреевна

В данном материале указана картотека пальчиковых игр в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр.

Сентябрь. Тема: Детский сад».

 1.«Встали пальчики».
Этот пальчик хочет спать (
Поочередно пригибать пальцы к  ладошке, начиная с мизинца.) Этот пальчик -прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул Этот пальчик уж заснул Тише, тише, не шуми, Пальчики не разбуди. (Пожать большой пальчик)
Встали пальчики –«Ура!»
В детский сад идти пора! (
Кулачки разжать и растопырить пальцы)

2.«Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединять пальцы в «замок») С вами мы подружим маленькие пальчики. (касание кончиков пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. (парное касание пальцев от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхнуть кистями)

СентябрьТема: «Игрушки»

 3.«Танины игрушки» На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И весёлый Чипполино, И котёнок, и слонёнок. (Загибают поочерёдно все пальчики) Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочерёдно пальчики) Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

4.«Есть у нас игрушки» 
Есть у нас игрушки
: (Хлопки )
Пластмассовые погремушки
, (Встряхивают кулачки 0.
Мишка мягкий меховой, (
Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (
Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши )


Сентябрь. Тема: «Осень. Признаки осени»

5. «Осень»
Ветер по лесу летал, 
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, 
Вот кленовый 
(Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку 
(Спокойно уложить ладони на стол)

6.«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (
загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. 
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, ( 
загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (
пальчики «шагают» по столу.)

 7.«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики)

  Вышел дождик погулять. (удары по столу пальчиками)

  Шел неспешно, по привычке, (шагают пальчиками)

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке: (грозят указательным пальцем)

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько: (хлопок в ладоши)

  - ОХ!

  И ушел. (хлопки по столу)

  Газон засох.

Сентябрь. Тема: «Овощи – огород».

8. «Огород».
Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца)
Вырос у нас чеснок, (
указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (
безымянный)
Лук и немножко горошка. (
мизинец)
Овощи мы собирали, (
мизинец)
Ими друзей угощали, (
безымянный)
Квасили, ели, солили, (
средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (
большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (
большой палец правой руки)

Сентябрь. Тема: «Фрукты. Сад».

9.«Компот»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

(Опять «варят» и «мешают»)

10. «Апельсин»
Мы делили апельсин. 
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, 
(показывают 10 пальцев)
А он один. 
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. 
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! 
(«бегут» пальцами по столу)

Сентябрь. Тема: «Грибы. Ягоды».

11.«Грибы»

Топ - топ, пять шагов. (пальчики шагают по столу) В туесочке пять грибов: (сжимают и разжимают кулачки) Мухомор красный - гриб опасный, А второй - лисичка, рыжая косичка, Третий гриб - волнушка, розовое ушко, А четвёртый гриб - сморчок, Бородатый старичок, Пятый гриб - белый. (загибают по одному пальчику на каждый гриб) Ешь его смело! (хлопок)

12.«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,                     ( Пальчики обеих рук  здороваются.) 
В лес идем мы погулять.                (Обе руки «идут» указательными ) За черникой, за малиной,              ( и средними пальчиками по столу. )
За брусникой, за калиной.              (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

Октябрь. Тема: «Лес. Деревья».

13. «Дерево».

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка в слезы.
(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырить и поднять вверх. Шевелить кистями и пальцами).

И своей верхушкой острой

 В небо упирается.

14. «Деревья».
В поле дерево стоит,            (руки над головой) Ветер ветки шевелит,          ( качают руками) Весной набухли почки,         (пальцы сжимают в кулаки ) Раскрылись все листочки.   ( разжимают пальцы, шевелят ими) Чтоб деревья подрастали, Чтоб они не засыхали,         (руки опускают вниз ) Корни дереву нужны.           (разводят пальцы в стороны) Для чего они важны?

Октябрь. Тема: «Перелётные птицы».

15.«Перелетные птицы.»

Птицы перелетные (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.)

В стаи собираются,

В края теплые летят, (Сжимают пальцы рук в кулаки.)

До весны прощаются.

Стаи журавлиные, (загибают по очереди пальцы на руке)

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят, (Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода – (Двигают пальцами рук – «машут, прощаются»).

Не найдется им еда.

16.«Птички».

  Пой-ка, подпевай-ка, (Хлопки руками)

  Десять птичек – стайка!

  Эта птичка  - соловей, (сжимают и разжимают пальчики)

  Эта птичка – воробей,

  Эта птичка – совушка,

  Сонная головушка. (складывают ладошки под щёчку)

  Эта птичка свиристель,

  Это птичка коростель.

  Эта птичка – скворушка,

  Серенькое пёрышко,

  Это зяблик, это – стриж,

  Это развесёлый чиж. (загибают пальчики)

  Ну а это -  злой орлан. (сгибают пальчики как когти)

  Птички, птички, по домам. (машут ручками и прячут ладошки под мышки)

 

ОктябрьТема: «Домашние животные и птицы».

 17.«Котик»

Беленький,  пушистый котик

Моет язычком животик. ( Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь. )

Моет ушки,  моет лапки,  (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь. )

А на лапках цап-царапки.

(Ребёнок сцепляет по очереди указательные,  средние,  безымянные,  мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза. )

 «Домашние птицы»

18. «Гуси.»
Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (
пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (
пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет. (
раскрываем пальчики ладошками вверх)

19.«Петушок»

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв») Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук) Шелкова головушка (гладим по голове) Маслена бородушка (гладим по подбородку) Что ты рано встаешь? (руки вверх, сложены "клювом", то открывается, то закрывается) Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

20.«Домашние птицы.» 
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. 
(Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета 
Начинается с утра: 
(Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут 
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. 
(Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).

21.«Птицы»
Есть у курицы цыплёнок, 
(Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок, 
У каждой мамы малыши 
Все красивы, хороши! (
Показывают пальчики, играя ими.)

Октябрь. Тема: «Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме».

 22.«Сидит белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

23.«Дикие животные».
На лужок пришли зайчата, 
(Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, 
(При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

24.«У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, (загибают пальчики по одному)
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (
складывают ладошки вместе и качают ими)
И погода хмурая.

«25.Лиса»

Лиса близко затаилась —         (Соединить ладони такчтобы большие   пальцы оказались поднятыми вверх и  слегка разведенными в стороны.  Указательные и средние пальцы согнуть.)

Лиса кустиком закрылась       (Дети закрывают ладонями лицо.)

Лиса носом повела —  (Соединить ладони такчтобы большие   пальцы оказались поднятыми вверх и слегка  разведенными в стороны. Указательные и  средние пальцы согнуть).                      

 Разбегайся, кто куда!          (Хлопают руками«бегают» пальцами по столу.)

26.«Дикие животные».

Еж, медведь, барсук, енот-

(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису- (В обратном направлении)

Их зимой найдешь в лесу.

Ноябрь. Тема: «Моя страна. Моя Родина – Россия»

«День народного единства».

27.«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (
поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия, (
крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (
прикладывают руки к груди)

Ноябрь. Тема: «Рыбы. Животные морей, океанов, водоёмов»

28.«Рыбка».

Рыбка плывет в водице,                             (Сложить ладони вместе и показать,)

Рыбке весело играть.                             (Как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,                      ( Погрозить пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.                      (Медленно сблизить ладони.)

Рыбка спинку изогнула,                       (Снова показать, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла      ( Сделать хватательное движение    двумя руками. )  

Рыбка хвостиком махнула,                  (Снова показать, как плывет рыбка).

Рыбка быстро уплыла.

Ноябрь. Тема: «Зимующие птицы»

29.«Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. ( 
Загибание пальчиков, начиная с большего) Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки. )

НоябрьТема: «Семья. День Матери».

30.«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, А вот этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! (На каждую строчку загибать по одному пальчику.)

31. «Семья» 
Раз, два, три, четыре! (
хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я 
(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
 

32.«Мамин День».

Мне сегодня просыпаться, (щепотки рук на уровне глаз резко раскрываются и закрываются)
Подметать и улыбаться, (
одна рука "держит" совок, вторая "подметает")
Чашки мыть - совсем не лень (
трём руки)
Потому что мамин день! (
хлопаем в ладоши, зажимаем пальцы в кулачок, а большой оттопыриваем)

33.«Мамочка»

Мамочка, мамочка ( Поочерёдно загибаем пальчики 
Любимая моя, 
правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, 
затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. (Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить.)

34.«Мамы»

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (
поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (
сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (
разводят руки, поднимают ладошками вверх)

ДекабрьТема: «Части тела. Предметы гигиены».

 35.«Дружные пальчики» (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) Пальчик, пальчик, где ты был? С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик)

36. «Пальчики» Этот пальчик хочет спать. (Загибать пальцы на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
И тихонечко сопит. 
(Руки кладём под щёку.)
Солнце красное взойдет,
 (Поднять левую руку и
Утро ясное придет,
 распрямить все пальчики)
Будут птички щебетать,
 (Шевелить пальцами.)
Будут пальчики вставать!


 37.«Отдыхаем» Мы сегодня рисовали, (Имитировать рисование) Наши пальчики устали, (Плавно поднимать руки перед собой) Наши пальчики встряхнем, (Встряхивать кистями) Рисовать опять начнем. (Снова имитировать рисование).

38.«Части тела»

Вот рука, и вот рука –

Хлоп, хлоп, хлоп.

(Вытянуть вперед правую, затем левую руку; хлопнуть в ладоши)

Вот нога, и вот нога –

Гоп, гоп, гоп.

(Выставить вперед правую ногу, затем леву; шагать на месте)

Ну а это – голова.

(Обхватить голову руками)

Можно сделать два кивка.

(Выполнять наклоны головы вперед)


ДекабрьТема: «Одежда. Головные уборы. Обувь».

39.«Стирка» Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки) Платье, брюки и носочки, (загибаем пальчики, начиная с большого, Юбку, кофточку, платочки. на обеих руках) Шарф и шапку не забудем – Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)

40.«Обувь» Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

 

ДекабрьТема: «Зима. Признаки зимы».

41.«Пришла зима»
Пришла зима, ( 
трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (
пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (
трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа )
Снег, ( плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (
ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)

42.«Зима»
Наши ручки замерзают. (
Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (
Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем, (
Греем руки круговыми движениями,)
Их сжимаем – разжимаем! (
сжимаем и разжимаем кулачки.)

  

ДекабрьТема: «Новый год»

43.«Ёлочка»

Перед нами ёлочка

(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки.

(кулачки; указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики,

(«шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки,

(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки.

(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

44.«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (
Трём ладошку о ладошку.)
Наконец пришла зима. (
Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)
Наконец пришла зима (
Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются )
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (
Круговые движения кистями рук).
Покружились, поплясали, ( 
Кисти рук опустить, расслабить.)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (
Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)
Нам подарки принеси.

Речевая подвижная игра

ДекабрьТема: «Новогодний калейдоскоп. Зимние забавы».

45.«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками) Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями) 

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками) 

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) 

А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки) 

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)


ЯнварьТема: «Сказки».

 46.«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

47.«Колобок»

Лепим, лепим колобка,  (имитация лепки)

тесто месим мы слегка.  (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем,  (катаем)

на окошко сажаем.  (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник!  (вращение кистями)

ЯнварьТема: «Электробытовые приборы»

48. «Пылесос.»
Пылесос, пылесос, (
Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд))
Ты куда суёшь свой нос? (
то же, но ладони обращены друг к другу).
Я жужжу, я жужжу, ( Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу. 

ЯнварьТема: «Дикие животные жарких стран. Животные севера».

49.«В жарких странах».
Если в жаркую страну
Я случайно попаду
, (Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала, (Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам).
Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.)
Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.)
Хорошо живется им – (
Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки.)
Не бывает снежных зим. (
Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны.)

50.«Белые медведи.»
Белые медведи мороза не боятся, (
Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять).
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.)
Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи, (
Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого).
На рыбу и тюленей охотятся они. (
Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого).

ФевральТема: «Дом. Части дома».

51.«Строим дом» Целый день тук да тук (Ударять кулачками в ладошку) 

Раздается звонкий стук Молоточки стучат, (Стучать кулачками друг о друга) 

Строим домик без бельчат: Этот дом для белочек, (Загибать указательный палец)

 Этот дом для зайчиков, (Загибать средний палец) 

Этот дом для девочек, (Загибать безымянный палец) 

Этот дом для мальчиков. (Загибать мизинец)

 Вот такой хороший дом, (Строят дом -руки над головой) В нем мы славно заживем.

52.«Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)


ФевральТема: «Мебель».

 53.«Мебель я начну считать»

Мебель я начну считать:                          ( Дети делают ритмичные хлопки.)

Кресло, стол, диван, кровать,         На каждую строчку пальчики  «здороваются».)

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал —                          (Показывают десять пальцев.)

Десять пальчиков зажал.                           ( Сжимают пальцы в кулак)

ФевральТема: «Профессии».

54.«Много есть профессий знатных»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

55.«Что принёс нам почтальон?»

Что принёс нам почтальон?

(сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он.

(«шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тёти Вали,

Чтоб её приезда ждали.

(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого)

ФевральТема: «Наша Армия».

 56.«Солдаты на параде»

Аты-баты, шли солдаты,                         ( Дети ходят на месте.)

Аты-баты, на базар,                                  (Ритмично хлопают.)

Аты-баты, что купили?               (Рисуют правой рукой в воздухе вопрос.

Аты-баты, самовар.                     

(Руки кладут на пояс, слегка наклоняются назад, выпятив живот вперед.)

 Аты-баты, сколько стоит?        (Рисуют правой рукой в  воздухе вопрос)

Аты-баты, три рубля.          ( Изображаютчто  отсчитывают деньги.

Аты-баты, кто выходит?     ( Рисуют правой рукой в воздухе  вопрос.)

Аты-баты, это я.                ( Указательным пальцем   показывают на себя)


57.«Наша армия.»
Аты - баты, аты - баты!

(Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 

Март. Тема: «Инструменты».

58. «Слесарь» Мне нужны такие вещи: (Дети «шагают» пальчиками по столу)

 Молоток, тиски и клещи, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого). 

Ключ, Напильник и ножовка,

А всего нужней – (Попеременно ударяют кулачками и ладонями друг о друга) 

Сноровка!


Март. Тема: «Мамин праздник. Профессии мам».


59. «Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю,                                 обнимают себя за плечи

Я всегда ей помогу:                                    хлопают в ладоши

Я стираю, полоскаю,                                  (движения по тексту)

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету,                                 ладошками гладят по столу

И дрова ей наколю.                                    ладошки «ребром» стучат по столу 

Маме надо отдыхать,                                 прикладывают ладошки к уху

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,                                 идут пальчиками по столу

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка не скажу.                               прикладывают указ. палец к губам

Март. Тема: «Посуда».

60.«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)


61.«Помощник» Посуду моет наш Антошка,                 ( Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).) Моет вилку, чашку, ложку,                 ( Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.) Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран. ( Выполнять имитирующие движения.)


Март. Тема: «Продукты питания. Витамины. Хлеб».

 62.«Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! (
руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно))
Пироги мы испечем. (
руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

63.«Салат».
Мы морковку чистим- чистим, (
Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. 
(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (
Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! 
(Поглаживают ладошкой живот)

64.«Хлеб». Бублик, ( Большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку, (Большой и средний пальцы образуют круг)

Батон (Большой и безымянный пальцы образуют круг) 

И буханку (Большой и мизинец образуют круг) 

Пекарь из теста Испёк спозаранку. ( Имитация лепки хлеба).

Март. Тема: «Транспортные средства. ПДД».

65.Будем транспорт называть»
Будем пальчики сгибать – 
(Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. 
(«Встряхиваем» ладонями)

 

«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. 
(«грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (
хлопки руками)
И всегда их выполнять
. (показывают «класс!» большим пальцем)

Апрель. Тема: «Весна. Признаки весны».

66. «Иди, весна, иди, красна».

Иди, весна, иди, красна,                               ( Дети «ходят» пальцами по столу.)

Принеси ржаной колосок,  

Поочередно загибают пальцы на обеих рукахначиная с большого.)

Овсяной снопок,  

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край!

67.«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

Апрель. Тема: «Космос».

68. «В космос полетим опять»

 Раз, два, три, четыре, пять – (По одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетим опять. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)
Командир в бинокль глядит, (
Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (
Загибают пальчики обеих рук)
Большую желтую луну. 

Апрель. Тема: «Земля – наш общий дом».

69.«Моя земля»

Как велика моя земля ( сжимают и разжимают пальцы), Как широки просторы! Озера, реки и поля, леса, степь ( загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших) и горы (делаем из рук «горы» над головой).


Апрель. Тема: «Наш город. Моя улица».

70.«Город- это улицы…» Город – это улицы, проспекты и дома,

(Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу).
Площади, музеи, парков тишина, (
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (
Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье (Круговые движения руками, согнутыми в локтях).
Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

Май.. Тема: «День Победы».

71 «День Победы»

Что такое День Победы, (Рисуем пальчиками в воздухе вопрос)

Это праздник, ордена, (кулачок прикладывают к груди)

И награды боевые,

И салюты золотые, (руки вверх, пальцы растопырив на обеих руках)

Тюльпанчики цветные, (показываем руками бутон)

И чистая земля! (рисуем в воздухе большой круг)

Май.. Тема: «Цветы. Растения луга и леса».

72. «Цветы»

Наши алые цветы
Распускают лепестки, 
(Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. 
(Машут перед собой руками.)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, 
(Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают. (Качают головой.)

73.«Подсолнух».
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,
(ладоши раскрыть)
Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна)

Май.. Тема: «Насекомые».

 74.«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –

(Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.)

Май. Тема: «Лето».

75. «Летом».

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики)

Будем летом мы играть: (хлопки в ладоши)

Будем плавать и качаться, (плавные движения ладонями)

Будем прыгать и кататься, (стучать пальчиками по столу)

Будем бегать, загорать (пальчики бегут по столу)

И грибочки собирать. (сжимать и разжимать кулачки)

76. Пальчиковая гимнастика: «Кап-кап, кап вода»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, пространственного мышления, внимания, воображения.

Кап-кап, кап вода.                 Ритмично и плавно двигают кистями рук сверху вниз

На дворе весна, весна,                 Хлопают в ладоши.

Солнышко пригрело,                 Поднимают руки вверх, тянутся.

Птички прилетели.                 Машут руками, как крылышками. 

Чив-чив-чив, чив-чив-чив,          Ритмично соединяют большие пальцы с  остальными пальцами.

Распевают ласточки.                 Хлопают в ладоши.

Весело летают,                         Машут руками, как крылышками.

Зёрна собирают.                          Стучат большим и указательным пальцами по коленям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-пальчиковая игра для средней группы "Жили-Были"

Жили-были два цветочка,Жили-были два листочка,Жили-были два грибочка,Жили-были два пенечка...

Пальчиковые игры для средней группы

Иллюстрированная картотека....

Пальчиковые игры для средней группы

Домашние животные. Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат: За кадушкой – один. За кормушкой – один. Под листом – один, под кустом – один. Как детей ...

Пальчиковые игры в средней группе

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи посредством пальчиковых игр. Задачи: 1) Направление ребенка на развитие пальцев рук, способствовать положительной динамике развития речи. 2) Способст...

Пальчиковые игры в средней группе

quot;Ум ребенка  находится на кончиках его пальце" В.А. СухомлинскийУже давно ученые доказали тесную взаимосвязь между руками (пальчиками ) и речевым отделом мозга. Пальчиковые игры -...

Картотека. Пальчиковые игры для средней группы

Пальчиковые игры для средней группы...

Пальчиковые игры в средней группе по темам недели

В картотеке собран материал в соответствии с темами недель на год....