Консультация для воспитателей ДОУ по театрализованной деятельности дошкольников.
консультация

Миркина Светлана Васильевна

Театрализованная игра является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для интеграции содержания дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx243.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55»

https://st2.depositphotos.com/4277489/6408/v/950/depositphotos_64082797-stock-illustration-arts-symbols.jpg

Консультации для воспитателей

Подготовил воспитатель:

I кв. категории Миркина С. В.

ЗАТО Северск

Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования, актуальным и приоритетным моментом является создание условий развитие дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка.  Основными целевыми ориентирами для его личностного развития является инициативность, самостоятельность и раскрытие творческих способностей.

ФГОС выделяет 5 образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Современному воспитателю необходимо научиться интегрировать содержание данных областей в различных видах деятельности детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра является одним из эффективных средств не только самовыражения и самореализации ребёнка, но и возможностью для интеграции содержания дошкольного образования.

Целью моей деятельности является создание условий для всестороннего развития личности ребёнка посредством театрализованной деятельности в процессе интеграции образовательных областей.

Задачи:

·      Развивать кругозор детей, память, внимание, умение планировать свои действия для достижения результатов, формировать положительные взаимоотношения между детьми в совместной деятельности.

·         Развивать монологическую и диалогическую речь, выразительные средства общения, обогащение словаря.

·         Развивать движения, умение согласовывать их с речью, импровизировать, выразительно выполнять движения.

·         Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, желание создавать выразительно-художественный образ, развивать творческий потенциал.

Каким образом я решала эти задачи? Для этого я выделила 3 этапа.

1 этап. Подготовительный, который включал в себя: подбор предметно-развивающей среды (кукольный, настольный театр), изготовление пальчикового, теневого театра, театра на фланелеграфе), знакомство детей с разными типами театров, беседы о театре и профессиях (актеры, декораторы, гримеры, осветители).

2 этап. Основной, включал в себя организацию сцены, изготовление декораций, создание костюмов и атрибутов, знакомство с театром данного жанра, с текстом художественного произведения, освоение выразительных средств передачи образа, изготовление макетов, атрибутов, декораций, проигрывание содержания на макете, организация театральной постановки.

3 этап. Заключительный - показ театральной постановки зрителю.

По данной теме начала работу в старшей группе. Так, совместно с детьми поставили кукольный спектакль по русским народным сказкам «Колобок», «Репка», музыкальную сказку «Наши добрые соседи» (продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»).

В подготовительной группе продолжаю обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачным получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали все дети, музыкальный спектакль «Алёнушка и лиса», где дети более свободно вели себя на сцене. Для постановки музыкальных сказок большое значение имеет выбор литературного произведения как основы постановки. Стараюсь, чтобы каждый ребёнок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки провожу с детьми беседу, с помощью которой учу детей вникать в суть поведения персонажей. Это позволяет перенестись им в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваю с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитывала индивидуальные особенности детей, их возможности. Решила на каждую роль назначать дублёра. Это даёт возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. В подготовительной группе стала ребятам предоставлять возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с моим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учила детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные особенности литературных персонажей в спектаклях. Свои спектакли мы показываем не только родителям, но и ребятам других групп, которые с удовольствием смотрят наши постановки.

В сценарии утренников и вечеров развлечений вместе с музыкальным руководителем включаем короткие сказки и инсценировки. Например, на празднике, посвященном ко дню матери показали инсценировку стихотворения Е.Серовой «Три матери», на выпускном празднике сценка «Маша и медведь», на осеннем вечере сценка «Происшествие в осеннем лесу». Участвовали с детьми в конкурсе «Моя первая книжка», где были представлены стихотворение и инсценировка.

Чтобы развивать у детей воображение, фантазию, нужны занятия по музыке, праздники, игры, общение с окружающим миром, повседневное взаимодействие ребёнка со взрослым и т.д.

Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Таким образом, в своей работе я убедилась, что в театрализованной игре можно реализовать содержание всех образовательных областей ФГОС ДО.

«Как организовать театральную среду в группах?»

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. (Более подробно рассмотрим среду для театральной деятельности). Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство для театральной деятельности. Как же организовать и оформить предметную среду для театральной деятельности в соответствии с ФГОС? Определяющим моментом при организации предметно-пространственной среды для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы еѐ реализации.

Цель: Создать условия для того, чтобы включить ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению у него чувства уверенности в себе, проявления самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества Задачи: 

1. Оформить предметную среду для театральной деятельности.

2. Создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, куклы, игрушки, декорации для различных видов театра).

3. Сформировать у детей представление о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального и т. д. (Видеомагнитафон, видеокассеты с записями спектаклей, телевизор, игрушки и декорации для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, кукольный и т. д.).

4. Организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближѐнных к сюжету спектакля - сказки (декорации, сказочные атрибуты, аудиозаписи природных явлений: шума ветра, дождя, реки, моря и т. д.).

5. Создать условия для формирования у детей интереса к театральному искусству (маски, атрибуты, персонажей спектаклей, костюмы)

6. Создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов (ширмы, иллюстрации, костюмы, маски, грим, парики, макет театра, афиши, программки, билеты)

7. Создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов (зеркала, грим, парики, костюмы, маски, атрибуты и т. д.).

8. Организовать «мастерскую» для участия детей в изготовлении театральных атрибутов, масок, афиш и т. д. ;

9. оборудовать еѐ необходимыми материалами: красками, кистями, карандашами, бумагой, ножницами, бросовым материалом, тканью, фольгой и т. д.

10. Создать условия для уголка уединения (тихого уголка, где ребѐнок сможет побыть один, выбрать себе занятие по выбору.

11. Подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие полоролевые и возрастные интересы и потребности детей.

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитываются: особенности эмоциональной личности ребенка, его индивидуальные социально-психологические особенности; индивидуальные предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; поло-ролевые особенности. Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе возрастную адресованность оборудования и материалов: Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок. В группе же для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям, а также зона должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья. В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы: театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр математики; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головкаминасадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы); готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства; уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье); для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности следует опираться на следующие принципы.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, которые позволят детям в соответствии с желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу.

• Принцип активности, стимулирующей активность и познавательную деятельность ребенка. Стимулирующими факторами является ситуация свободного выбора цели действия. Кроме того, соблюдаемый принцип активности, самостоятельности и творчества детей, потребует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими - доставать, играть, выполнять другие какие-либо действия и убирать на место.

• Принцип свободы и самостоятельности, позволяющей ребенку самостоятельно определять свое отношение к среде (воспринимать, подражать, создавать и т. д., выбирать то, что ему по душе.

• Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

• Принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий детям получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами. В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссѐрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются: - различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др. ; - реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссѐра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания. Хотелось бы пожелать воспитателям при оформлении игрового пространства для занятий театральной деятельностью помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому – театр!

Технология организации театрализованных игр

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусствувоспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе, но приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских, других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров»«режиссеров»«художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О. С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята»«Медведица и медвежата»«Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям«Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например: «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники — сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

«Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

gFGqT58sBo

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

 В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.

 Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

 Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

 Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

 Коммуникативная деятельность предполагает:

 1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

 2. Освоение детьми разными видами деятельности.

 3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

 В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

 У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

 Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

 Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

 Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

 2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

 3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

 4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

 5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

 6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

 7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

 8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

 9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

 Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

 Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

 Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

 Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

 Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

 1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

 2. Разнообразие тематики и методов работы.

3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

7. Принцип игровой подачи материала.

 Виды мотиваций в театрализованной игре:

  •  Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
  • Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).

 Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

 Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).

 Принципы организации театральной среды:

 1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

 3. Принцип стабильности-динамичности.

 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).

 5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).

 6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).

 7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности).

 Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

 Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

 Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

 

«Театрализованные игры в работе с неуверенными детьми»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Важным является и то, что - надо вовремя помочь ребенку справиться с возникшими проблемами. Иначе боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, страх быть осмеянным сверстниками, нежелание получить негативную оценку своей деятельности со стороны взрослых - все это как снежная лавина обрушивается на маленького человека. Загоняя его в мир страхов и сомнений.

В этой ситуации на помощь ребенку могут прийти театрализованные игры, так как они никого не могут оставить равнодушными.

В процессе театрализованных игр:

• расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

• развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

• происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;

• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

• совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

• развивается эмоционально - волевая сфера;

• происходит коррекция поведения;

• развивается чувство ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Театрализованная игра для детей дошкольного возраста – это возможность стать героем, побороть свой страх и поверить в себя, услышать первые аплодисменты. Это средство, позволяющее решить актуальные проблемы психологии, связанные с обучением и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативности. Благодаря театрализованной деятельности можно помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе и своих возможностях. Неуверенный в себе воспитанник получает главную роль. За время репетиций ребёнок вживается в образ, играет, проживает новые ощущения и чувства, а в итоге – избавление от страха «быть неуслышанным», коррекция застенчивости. Дети агрессивные, активные получают роли слабых и беззащитных. Через некоторое время благодаря проигрыванию, беседам о пережитых чувствах в новых ролях, они владеют чувством сопереживания к тем, кого до недавнего времени обижали и старались подавить. Это действенный приём, проверенный временем, работает всегда.

Ни для кого не секрет, что все дети любят играть в театр кукол. Благодаря методу куклотерапия, дошкольники могут выразить свои эмоциональные переживания от имени куклы, а ширма позволяет спрятаться от других, снять скованность, застенчивость, неуверенность. Ребёнок в такой игре переносит свои эмоции и качества детской личности на игровой образ. Данный метод действенный и удовлетворяет потребность дошкольника в желаемой для него модели поведения. Ребёнок на какое-то время может стать смелым и уверенным, ловким и остроумным, общительным и понимающим. Как один из вариантов данного метода – это использование масок в проигрывании этюдов на имитацию страха, гнева, удивления и других эмоций. Куклотерапия помогает детям повысить уверенность в собственных силах и возможностях, а также принять себя таким, какой есть.

Основная цель театрализованной деятельности – это развитие эмоциональной отзывчивости, творческих способностей детей и формирование эмоционального восприятия действительности.

Важно отметить, что с помощью театрализованной деятельности расширяется кругозор детей, обогащается опыт сотрудничества воспитанников, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дошкольники учатся ставить перед собой цель и планировать средства её достижения, свои действия. Проигрывая различные роли, дети приобретают опыт взаимоотношений, эмоционально переживают поступки персонажей, что необходимо для их саморазвития и развития сферы чувств.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, помогая повысить психологическую устойчивость, оптимизировать становление социально-адекватного поведения.

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников

«Театр – это волшебный мир, он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» Б. М. Теплов

Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Почему именно театрализованная деятельность? Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в дошкольном учреждении, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии ФГОС ДО:

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

Театрализованная деятельность помогает:

• сформировать правильную модель поведения в современном мире;

• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами, традициями;

• совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Русские народные сказки знакомы и любимы с детства каждому ребенку. В своей разработке я предлагаю педагогам организовать театрализованную деятельность на основе этих сказок....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

А.В.Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Можно смело утверждать, что театрализованная деятел...

Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников

Консультация для воспитателей на тему: Театрализованная деятельность дошкольников...

Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"

Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....