Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры
материал (средняя группа)

Припутень Лидия Ивановна

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на

материале русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno.docx14.69 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на

материале русской народной культуры

В замечательной философско-лирической сказке,

подаренной человечеству мудрым и добрым Антуаном

де Сент-Экзюпери, есть диалог Маленького принца

с цветном. Помните: "А где же люди?" - вежливо

спросил Маленький принц.

-"Люди?.. Их уносит ветром. У них нет корней..."

Мы живём в сложное время. Восстановить связь времён, вернуть

утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной

культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству,

красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и

своеобразности декоративно-прикладного искусства. И не случайно, начиная

с 2011 года, наш детский сад является опытно-экспериментальной

площадкой по художественно-эстетическому воспитанию детей на материале

народного фольклора, что является неотъемлемым условием формирования

духовности и эстетической культуры личности и приводит к освоению

каждым дошкольником наследий предыдущих поколений.

Моя личная педагогическая концепция заключается в том, что в

процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы

жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой

атмосферы будут красота, добро, радость, терпение, стремление понять

ребёнка, уважение его личности и результатов его творческого труда.

Методика моей работы с детьми строится на эмоциональном

воздействии произведений народной культуры на чувства ребёнка.

Доказано, что чем больше развита сфера чувств ребёнка, тем он одарённее.

Вот почему особый акцент в ознакомлении детей с лучшими и доступными

детскому пониманию произведениями народного творчества я делаю на

чувственном познании мира ребёнком. Так музыка, художественное слово,

изобразительная деятельность способствуют объединению всех видов

художественной деятельности в единый, целостный педагогический

процесс формирования у детей эстетической культуры, духовности и

развития самостоятельного художественного творчества.

В нашем детском саду художественно-эстетическое развитие детей

является приоритетным. В своей деятельности педагоги детского сада

решают следующие задачи:

 Воспитание эстетических и нравственных и чувств;

 Формирование базисных основ личности;

 Создание условий, обеспечивающих эмоциональное

благополучие каждого ребенка;

 Обеспечение обогащенного художественно-эстетического,

познавательного развития, выявление ранней одаренности.

Поставленные задачи реализуются через следующие формы

воспитательно-образовательного процесса:

 Организованная образовательная деятельность;

 Педагогические проекты («Влияние синтеза искусства на развитие

личности дошкольника», «Образ природы в музыке», «Отвори дверь

в мир искусства», «Краса России», «Сказка ложь, да в ней намек», «

Расскажи ребенку сказку»);

 Мастер-классы;

 Творческие объединения педагогов «Родничок» и «Гармония»;

 Досуги, развлечения;

 Экскурсии;

 Конкурсы, выставки.

В дошкольном учреждении осуществляют свою деятельность

творческие группы педагогов «Родничок» и «Гармония». В группе

«Родничок» целенаправленно ведется работа по нравственно-

патриотическому воспитанию. Педагоги, помимо основной

общеобразовательной программы реализуют дополнительную программу

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры», которая

представлена следующими разделами:

«Как жили люди на Руси»;

«Декоративно-прикладное искусство»;

«Устное народное творчество»;

«Народная игра»;

«Народное творчество»

В группе «Гармония» ведется работа по эстетическому воспитанию,

которое несет степень высшей актуальности в современном дошкольном

образовании. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его

культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность,

цивилизованность и образованность, душевную утонченность и творческую

активность. Ключевую роль мы видим в создании условий для формирования

гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей

эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими

способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы

творческой деятельности.

Народное искусство включается в повседневную жизнь детей как

неотъемлемая часть эстетической среды; народное искусство составляет

содержание образования; народное искусство используется в различных

видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

Положительные результаты деятельности детского сада по данным

направлениям позволяют продолжить работу и в дальнейшем, работая в

инновационном режиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на материале русской народной культуры

В процессе работы с детьми надо стремиться к созданию особой атмосферы жизни и активного сотворчества с детьми. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпени...

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры Автор В.В. Малова

В пособии приводятся конспекты занятий с дошкольниками всех возрастных групп. Цельзанятий – знакомство с материалом русской народной культуры (песнями, потешками,прибаутками, сказками, хороводам...