«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
консультация

Миллер Элла Викторовна

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с

взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных профессиях.У детей формируется система знаний о профессии, интересы и

отношение к определенным видам деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_u_doshkolnikov.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф

тел.446-59-46

Консультация к семинару:

«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

                                                                        Ст. воспитатель: Миллер Э.В.

«Большое значение в формировании  образа мира  ребенка имеет игра. И именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности,……Образно говоря, детская игра – это профориентатор ребенка….»

( А. Г. Асмолов)

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.

В соответствии с Федеральный закон  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» глава 5, статья 48 «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны «формировать у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира».

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей позитивных установок по отношению к различным видам труда». Поэтому в дошкольном образовании особое значение приобретают вопросы раннего трудового ориентирования детей. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека.

В наше время ориентация детей дошкольного возраста в чудесном мире

профессий, и вообще в разнообразном труде взрослых, стала очень важным

условием их всестороннего, полноценного развития. Это сложная,

динамичная, постоянно развивающаяся система.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит

уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с

взрослыми и через средства массовой информации узнают о разных

профессиях. Они примеряют на себя роли окружающих их взрослых:

доктора, парикмахера, водителя и других. Дети в играх подражают взрослым

и воспроизводят их действия, присваивают себе роль. Ярко выраженная

склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой

деятельности свидетельствуют о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

У детей формируется система знаний о профессии, интересы и

отношение к определенным видам деятельности. Поэтому тема ранней профориентации дошкольников сориентирована на выполнение основной

задачи базового компонента нашей образовательной программы.

Внедряя различные формы работы с воспитанниками, нами

используются дифференцированный и индивидуальный подходы.

Знания о труде взрослых занимают одно из ведущих мест в

образовательной работе нашего детского сада.

На первом этапе работы, чтобы качественно и успешно решались

задачи профвоспитания, создаем предметно-развивающую среду в группах.

Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет

нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с

профессиями взрослых. Такое пространство обеспечивает проявление у

воспитанника «творчества» и «креативности», которые на сегодня являются

базовыми качествами личности.

Правильно созданная предметно-развивающая среда позволяет:

• углубить практические знания воспитанников;

• выявить интересы и склонности воспитанников;

• развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

• индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;

• актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;

• позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;

• помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;

• использовать полученные знания в практическом применении;

• принимать во внимание деятельность других воспитанников;

• предусматривать игровой замысел;                                                                 • корректировать и развивать игровой сюжет.

Второй этап работы - совместная работа воспитателя с

воспитанниками.

При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся

использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды

деятельности, тем самым повышая познавательную активность

воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы

работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

• комплексные и интегрированные занятия,

• трудовая деятельность и различные виды игр,

• решение проблемных задач и ситуаций,

• наблюдения и экскурсии,

• экспериментальная деятельность,

• встречи со специалистами,

• тренинги, дискуссии,

• театрализованная деятельность,                                                                            • развлечения,                                                                                                                                      • чтение художественной литературы и беседы за ней,                                                    • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,                                          • имитационные упражнения,                                                                                            • изобразительная деятельность,                                                                                       • обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,                                                     • разгадывание кроссвордов и загадок,                                                                              • просмотр мультфильмов.

Нетрадиционные формы:

• творческое моделирование и проектирование,

• разработка и составление алгоритмов,

• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,

• изготовление технологических карт.

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с

профессиями взрослых, нами учитываются возрастные особенности

воспитанников. При подготовке к занятиям мы используем алгоритм

ознакомления воспитанников с профессиями.

Игровая деятельность.

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра -

исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении

действий взрослых и отношений между ними.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии,

в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание

деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя,

водителя, парикмахера, педагога и т.д.)

В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа

различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников

совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии

(продавца, почтальона, актера, врача, милиционера, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.

Значение дидактических игр - способствовать усвоению, закреплению у

воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей.

Дидактическая игра является средством всестороннего развития

ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам

окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине ,людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует

правильное произношение, развивает связную речь.

В формировании профориентации воспитанников важную роль играет

чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью,

образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда:

пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям

литературных произведений, подобно им, хорошо работать.

Воспитанникам очень понравились герои прочитанных мною

произведений С. Маршака - "Пожар", "Почта"; С. Михалкова «Дядя Степа-

милиционер»; В. Маяковского «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут

ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет

хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие. Итогом

усвоения прочитанных произведений является театрализованные игры.

Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают

сюжет из литературного источника.

Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам

театрализованные представления, где дети и актеры, и зрители. Такая

нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных,

неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Совместно с

воспитанниками разыгрывались такие спектакли, как «Путешествие сумки на

колесах», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко».

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-

печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где

самая простая задача - нахождение среди разных картинок двух совершенно

одинаковых; постепенно задача усложняется - воспитанник должен

объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию.

В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?»,

воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают

связь между предметами.

Наблюдения и экскурсии

Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё

трудно понять, но в каждой профессии есть такая область, которую можно

представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных

ситуаций из жизни, историй.

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с

их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы, где на практике дети проявляют и закрепляют полученные знания.

Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение

воспитанников, их отношение к людям, животным, к вещам.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде

взрослых – это необходимое направление деятельности любого детского сада.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего

периода дошкольного детства. Оно реализуется в разнообразных формах

работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих

родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают

родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда.

Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах.

Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у

них определенный элементарный опыт профессиональных действий,

способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе

интересующего их вида деятельности, получат представления о мире

профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут

проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их

дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать

профессионалами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метеостанция - как эффективное средство для ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС.

Наша переносная метеостанция имеет свое оригинальное оборудование необходимое для наблюдения за погодой. Метеорологические приборы, красиво оформлены и объединены в переносную метеостанцию.Мы ис...

«Ранняя профориентация дошкольников в условиях детского сада» (из опыта работы)

Дошкольный возраст, это подготовительный этап для дальнейшего профессионального самоопределения, в обществе! Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным явля...

Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации

Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высок...

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...

«Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения свзрослыми и через средства массовой информации узнают о разных професси...

Консультация "Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития"

laquo;Большое значение в формировании  образа мира  ребенка имеет игра. И именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности,……Образно говоря, детская игр...

«Ранняя профориентация дошкольников, как условие успешной социализации»

Одним из актуальных вопросов в современном обществе начиная с детского возраста является  ранняя профориентация личности. Поэтому трудовое воспитание - одно  из главных направлений социально...