Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»
методическая разработка (старшая группа)

Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму  для детей старшего дошкольного возраста  (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего  дошкольного возраста. 

Программа рассчитана на два года обучения детей 5 - 7 лет, предусматрива­ет расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

  1. год обучения – дети 5 – 6 лет.
  2. год обучения дети 6 - 7 лет

Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются подгруппы из 10 – 15 человек. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут старшая группа, 30 минут подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_podgotovke_ruki_k_pismu.docx711.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Мама\AppData\Local\Temp\Rar$DIa1376.1845\фон5.jpg

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Цель, задачи

3

1.2

Условия реализации образовательной программы

4

1.3

Описание форм и методов проведения занятий

5

2.

Содержательный раздел

5

2.1

Учебный план, учебно-тематическое планирование в старшей группе

5

2.2

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

7

2.3.

Учебный план, учебно-тематическое планирование в подготовительной группе

15

2.4.

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

17

3.

Прогнозируемые результаты

28

4.

Материальное, методическое обеспечение программы

28

5.

Список литературы

29

6.

Приложение

30

  1. Пояснительная записка

Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот сколько всего может случиться, если начать … с пальчика! Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся всё актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенностями старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Работа по данной программе направлена на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Актуальность программы

«История  письма  ребенка  начинается  значительно  раньше  того  момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» - считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Данная программа направлена на формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

  1. Цель: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки, развитие слухового внимания ребёнка, развитие определённых графических навыков для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Задачи:

    Образовательные: 

  1. Способствовать развитию пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
  2. Способствовать развитию, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
  3. Способствовать развитию тонкокоординированных движений рук, графического воспроизведения.

Воспитательные: 

  1. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;
  2. Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его;
  3. Способствовать воспитанию культуры деятельности, формированию навыков сотрудничества.

Развивающие: 

  1. Создать условия для развития  и совершенствования  мелкой моторики пальцев рук, координации движений рук, глазомера, зрительного внимания, сосредоточенности.
  2. Способствовать развитию творческих способностей, художественного вкуса, пространственного  воображения, творческого мышления, внимания, памяти, фантазии, изобретательности,  усидчивости и  терпения;
  3. Создать условия для развития  зрительно-моторной координации, мышления, памяти, речи, слухового восприятия.

  1. Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для детей старшего  дошкольного возраста.

Программа рассчитана на два года обучения детей 5 - 7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.

  1. год обучения – дети 5 – 6 лет.
  2. год обучения дети 6 - 7 лет

Программа предназначена для всех детей группы, без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются подгруппы из 10 – 15 человек. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 минут старшая группа, 30 минут подготовительная группа.

Условия приёма – анкетирование родителей (форму анкеты в приложении)

Анализ анкет по дополнительному образованию детей в дошкольном образовательном учреждении на 2020/21 учебный год. 

Были опрошены родители средней группы «Солнышко»: ___ человека.

Анализ анкет родителей, в какой области они хотели бы дополнить развитие ребёнка, получены следующие результаты:  ___% - хотели бы дополнить развитие ребенка в физическом развитии, ___ % - в познавательном развитии, ____3% - социально-коммуникативном развитии, ___% - в художественном творчестве (нетрадиционная аппликация).

  1.    Формы  и методы проведения занятий.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: 

  1. Словесные
  • объяснение;
  • рассказ;
  • художественное слово (загадки, потешки, стихи);
  • описание;
  1.   Наглядные
  • наблюдения;  
  • показ способов действия;  
  • показ видеоматериалов, иллюстраций;
  1.  Практические
  • обследование предметов, готовых образцов;
  •  выполнение творческих работ.
  • организация выставок работ.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

  1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию

  1.  Репродуктивные методы обучения.

В этом случае дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

  1. Частично-поисковые методы обучения.

Участие детей в коллективном поиске.

  1. 4. Исследовательские методы обучения

Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

Возможные формы организации деятельности воспитанников на занятии:

  • Групповая;
  • Индивидуально-групповая;

Формы проведения занятий: Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

  1. Содержательный раздел
  1. Учебный план в старшей группе:

Количество занятий в неделю

Количество недель

Всего

 занятий

Продолжительность одного занятия

(мин.)

1

35

35

25 мин

Учебно-тематический план в старшей группе:

№ п/п

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Детский сад. Безопасность. ПДД

1

«Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

1

 «Осень»

1

 «Фрукты»

1

Октябрь

«Овощи»

1

 «Грибы»

1

Откуда к нам хлеб пришёл.

1

«Перелетные птицы»

1

Ноябрь

«Семья»

1

 «Одежда»

1

Оригами «Платье»

1

«Зимние сугробы»

1

Декабрь

«Зимушка- зима»

1

Снегирь

1

«Дикие животные»

1

«Новый год»

1

Январь

 «Зимние развлечения»

1

«Домашние  животные»

1

«Домашние птицы»

1

Февраль

Чайная посуда

1

«Транспорт»

1

«Защитники Отечества»

1

«Посуда и пища»

1

Март

«Мамин праздник»

1

«Весна»

1

«Комнатные растения»

1

Угощение для друзей

1

Апрель

Ракета летит в космос  

1

«Аквариумные рыбы»

1

«Профессии»

1

«Весенние заботы»

1

Май

«Защитники Отечества» (2)

1

«Первоцветы»

1

«Насекомые»

1

«Лето»

1

Итого часов:

35

  1. Календарно-тематическое планирование в старшей группе.

Месяц

Тема

Цель и задачи

Содержание

Оборудование

Сентябрь

  1. Детский сад. Безопасность. ПДД

Создание условий для развития мелкой моторики рук. Способствовать развитию умения детей понимать словесные установки, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии посередине, слева направо не отрывая карандаш от  бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук. Способствовать формированию умения детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

  1.  Пальчиковая гимнастика «Постовой».
  2. Фигурки из палочек «Качели».
  3. Горизонтальные линии (Дорожки для зверюшек) (см. картотеку)

Счетные палочки, Шаблоны, простой карандаш

  1. «Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

Создание условий для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба», «В гости к пальчику большому».

2.Фигурки из палочек «Кроватка».

 4. Обведение по контуру и раскрашивание «Игрушки» (см. картотеку)

Счетные палочки, Шаблоны, простой карандаш, цв. карандаши

  1. «Осень»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

1.Массаж ладоней «Су - Джок»

2.Проведи линии (см. картотеку)

 3. Пальчиковая гимнастика «Осень»

4. Обведение по контуру листьев, раскраска (см. картотеку)

5. Пальчиковая гимнастика «Осень»

простые карандаши, заготовка листиков.

  1. «Фрукты»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Совершенствовать умение проводить наклонные линии, постепенно         заштриховывая                ими    фигуру.        Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

1.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

2.,Штриховка яблоко, груша(см. картотеку)

3.Рисование пластилином «Яблоко».

Пластилин, заготовка яблока для штриховки и рисования пластилином.

Октябрь

  1. «Овощи»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

С.у. для развития умения рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Продолжать совершенствовать умение детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

1Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»,

2.Фигурка из палочек «Морковка»

3. Штриховка наклонными линиями «Морковка» (см. картотеку)

4. пластилинография «Свекла»

Счетные палочки, пластилин, картон, Шаблоны, пр.карандаш

  1. «Грибы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию умения  детей рисовать вертикальные и горизонтальные  штрихи, увеличивая и уменьшая высоту  и длину линии, постепенно заштриховывая фигуру. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

1.Пальчиковая гимнастика «За грибами

 2.Фигурки из палочек.»Грибок»

3.Обведи Грибок по точкам и раскрась

 4.Штриховка «Грибок» (см. картотеку)

Счетные палочки, Шаблоны, пр.карандаш, цв. карандаши

  1. Откуда к нам хлеб пришёл.

С.у. для развития мелкой моторики рук.

С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
закрепления умения работать с клеем;
С.у. для разв. умения  составлять композицию из шерстяных ниток;
закрепления умения работать с клеем;

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек».

2. Фигурки из палочек (мельница).

3. Ниткография (колоски).

4.  Самомассаж с гранёным карандашом.

Счетные палочки, шерстяные нитки, граненные карандаши, клей ПВА, крупа иперловая

  1. «Перелетные птицы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

С.у. для развития умения рисовать волнистые линии,  умения постепенно заштриховывать вертикальными линиями  фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

1.Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»

2. Нарисуй волны для уточки». (см. картотеку)

3. Штриховка «Утенок». (см. картотеку)

Шаблоны, пр.карандаш, цв. Карандаши  

Ноябрь

  1. «Семья»

С.у. для развития мелкой моторики рук, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»

2. Фигурки из палочек (рожица)

3. «Обведи и раскрась рисунок» (см. картотеку)

Счетные палочки, цв.карандаши

  1. «Одежда»

С.у. для развития мелкой моторики рук Способствовать развитию умения  «разматывать» и  «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формированию восприятия форм предмета, зрительно-двигательную        координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ. Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

1. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»

2. Спираль

(Волшебные клубочи) (см. картотеку)

3. Обведи и раскрась рисунки(см. картотеку)

цв.карандаши, шаблоны

  1. Оригами «Платье»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию умения  детей рисовать вертикальные и горизонтальные  штрихи, увеличивая и уменьшая высоту  и длину линии, постепенно заштриховывая фигуру. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Способствовать развитию умения складывать бумагу способом оригами.

1.Пальчиковая игра «Кто   приехал?»

2.Обведи по контуру и раскрась (см. картотеку)

3.Оригами «Платье»

Цв. Карандаши, цв. Бумага, шаблоны

  1. «Зимние сугробы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Формировать умение детей проводить волнистые линии, не отрывая карандаш от листа бумаги. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

1.Пальчиковые игры «Мороз»

2.Самомассаж ладошек

3.Обведи по пунктирным линиям

4. Заштрихуй фигуры

Постой карандаш, шаблоны

Декабрь

  1. «Зимушка- зима»

Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать    на    листе    бумаги   направление

линий. Способствовать развитию умения  «разматывать» и  «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формированию восприятия форм предмета, зрительно-двигательную        координацию.

1.Пальчиковая гимнастика «Зима»

2.Штриховка «Снеговик» (см. картотеку)

3. Дорисовка  узоров. Линии разных направлений (Мороз рисует узоры на стекле) (см. картотеку)

Шаблоны, цветные карандаши,

  1. Снегирь

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

1.Пальчиковые игры «Покормите птиц зимой»

2.Сказка про снегиря.

3. «Снегирь» Обведи и раскрась (см. картотеку)

Цветные карандаши, шаблоны

  1. «Дикие животные»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

1.Пальчиковая гимнастика «Зайка»

2.  Выкладывание  из счетных палочек домика зайчиков.

3. Штриховка (см. картотеку)

Счетные палочки, простой и цветные карандаши, шаблоны

  1. «Новый год»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

1.Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка).

3. Штриховка «Ёлочка»

4. Дорисуй картинку. (см. картотеку)

Счетные палочки, простой карандаш, шаблоны новогодней елки

Январь

  1. «Зимние развлечения»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Способствовать развитию умения раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики.

1.Пальчиковая гимнастика «Мы слепили снежный ком», «Снеговик»

2.выкладывание из счетных палочек «Ёлочка»

3. Штриховка «Шарфики для снеговиков» . (см. картотеку)

Счетные палочки, простой карандаш, шаблоны, цветные карандаши.

  1. «Домашние  животные»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Способствовать развитию умения  детей рисовать горизонтальные  штрихи, увеличивая и уменьшая длину линии, постепенно заштриховывая фигуру. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Способствовать формированию умения обводить фигуру по точкам и раскрашивать, не выходя за контур.

1.Пальчиковая гимнастика «Кошка»

2. выкладывание из счетных палочек «Кошка»

3. Обведи по точкам и раскрась картинки. (см. картотеку)

4. Проведи линии . (см. картотеку)

Счетные палочки,  простой и цветные карандаши

  1. «Домашние птицы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Способствовать формированию умения проводить ломанные линии по точкам, раскрашивать фигуры, не выходя за контур.

1. Пальчиковая гимнастика «Петушок проснулся»,

2.Выкладывание из счетных палочек забор  для петушка.

3. Помоги птицам добраться домой по дорожкам.. . (см. картотеку)

Счетные палочки, раскраски с домашними птицами, простой карандаш

Февраль

  1. Чайная посуда

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Способствовать формированию умения обводить фигуру по точкам и раскрашивать, не выходя за контур.

1. Пальчиковая гимнастика:  «Мы посуду мыли»

2. Д/И "Чудесный мешочек".

4. Обведи по контуру и раскрась чашку. . (см. картотеку)

чудесный мешочек, игрушечная посуда, цветные карандаши, шаблоны, простые карандаши

  1. «Транспорт»

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать развитию умения  детей рисовать вертикальные и горизонтальные  штрихи, увеличивая и уменьшая высоту  и длину линии, постепенно заштриховывая фигуру. . Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

1.Пальчиковая гимнастика «Светофор»

2. Фигурка из палочек «Лодка»

3.Нарисовать вертолет по точкам и раскрасить.

4. Штриховка «пароход» . (см. картотеку)

цветные карандаши, шаблоны, простые карандаши, счетные палочки

  1. «Защитники Отечества»

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. . Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2.Фигурки из палочек «Флажок».

 3. Дорисуй рисунок и раскрась . (см. картотеку)

Счетные палочки, пр.карандаш, тематическая заготовка для штриховки

  1. «Посуда и пища»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Способствовать развитию воображения, зрительно- моторной                координации,                чувства пространства, умения соблюдать направление

линии. Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

1.Пальчиковая гимнастика: «Тень - потетень»

2.  Штриховка «Сыр для мышат»

3. Дорисуй чашку с блюдцем и конфеты: обведи по пунктирным линиям и раскрась (см. картотеку).

пр.карандаш, тематическая заготовка для штриховки

март

  1. «Мамин праздник»

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. . Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;      Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его;

Способствовать воспитанию культуры деятельности, формированию навыков сотрудничества

1.Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?».

2. Фигурки из палочек «Тюльпан».

 3.Дорисуй  узор и раскрась (см. картотеку).

Счетные палочки, пр.карандаш, заготовка для штриховки, цв. карандаши

  1. «Весна»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать развитию умения  детей рисовать вертикальные и горизонтальные  штрихи, косые и волнистые линии, увеличивая и уменьшая высоту  и длину линии, постепенно заштриховывая фигуру.

1.Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Падал снег на порог».

 2.Дорисуй картинку по пунктирным линиям и раскрась (см. картотеку).

3.Штриховка. (см. картотеку).

пр.карандаш, заготовка для штриховки, цв. карандаши

  1. «Комнатные растения»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать развитию умения  детей дорисовывать картинку в зеркальном изображении.

1.Пальчиковые игры «Сказки»

2.Дорисуй лейку по пунктирным линиям и раскрась

3.Дорисуй узор (зеркальное изображение)

пр.карандаш, заготовка для штриховки, цв. карандаши

  1. Угощение для друзей

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по точкам, проводить прямые и волнистые линии и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;      Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его

1. Пальчиковые игры «Дом»

2. Игра с горохом «Выкладывание по контуру» (выложить любую чайную посуду).

3. Дорисуй узор.

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши, горох, шаблоны для выкладывания из гороха.

апрель

  1. Ракета летит в космос  

С.у. для развития мелкой моторики рук Способствовать развитию умения  «разматывать» и  «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формированию восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ. Создать условия для развития умения  правильно раскрашивать фигуру, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

  1. Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
  2. Фигурки из палочек «Звезда».
  3. Спираль (см. картотеку)

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши, Счетные палочки

  1. «Аквариумные рыбы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по контуру и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать формированию умения проводить волнистые линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».
  2. Фигурки из палочек (рыбка).
  3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
  4. Обведи линии

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши, Счетные палочки

  1. «Профессии»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать развитию умения  детей обводить рисунок по контуру, раскрашивать не выходя за контур.

  1. Пальчиковые игры «Строители»
  2. Проведи линии
  3. Обведи по контуру и раскрась. (см. картотеку)

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши, Счетные палочки

  1. Весенние заботы

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по точкам и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;      Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его

Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы»

  1. Обведи по точкам и раскрась картинку «Бабушкин сад»

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши,

май

  1. «Защитники Отечества» (2)

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по точкам и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;      Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его

1. Пальчиковая гимнастика  «Бойцы»

2.Соедини по точкам «Салют».

3. Обведи по точкам и раскрась «Самолет»

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши,

  1. «Первоцветы»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по точкам и раскрашивать, не выходя за контур. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Способствовать воспитанию у детей аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом;      Способствовать воспитанию желания организовать своё рабочее место и убрать его

1.Пальчиковая гимнастика

«На лугу растут цветы»

2. Обведи по точкам и раскрась «Подснежники»

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши,

  1. «Насекомые»

С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по пунктирным линиям и раскрашивать, не выходя за контур. Способствовать развитию умения рисовать  круги разных размеров. С.у. для развития мелкой моторики рук.

Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по пунктирным линиям и раскрашивать, не выходя за контур.

  1. Пальчиковая гимнастика «Гусеничка»
  2. Укрась крылья бабочки узором
  3. Обведи по пунктирным линиям и раскрась картинку «Насекомые на лугу»

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши,

  1. «Лето»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Создать условия для развития умения  правильно обводить фигуру по пунктирным линиям и раскрашивать, не выходя за контур. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

1. Пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
2. Обведи по пунктирным линиям и раскрась картинку.

пр.карандаш, заготовка для рисования, цв. Карандаши,

Итого:

35

  1. Учебный план в подготовительной группе:

Количество занятий в неделю

Количество недель

Всего

 занятий

Продолжительность одного занятия

(мин.)

1

35

35

30 мин

Учебно-тематический план в подготовительной группе:

№ п/п

Тема

Количество занятий

Сентябрь

Рисование графических элементов Детский сад. Безопасность. ПДД Рисование графических элементов

1

Рисование по образцу «Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

1

Наклонная штриховка «Осень»

1

Наклонные линии «Фрукты»

1

Октябрь

Овощи. Наклонные  линии. Клетка.

1

«Грибы». Сложная штриховка

1

Копирование образца

1

«Перелетные птицы» Симметричное рисование

1

Ноябрь

«Дом».

1

Человек

1

Одежда

1

Мамин день Симметричное рисование

1

Декабрь

Зимушка – зима. Рисование по образцу (Дорисуй по клеткам)

1

. Зеркальное копирование. Зимующие птицы

1

«Дикие животные»

1

«Новый год»

1

Январь

«Зимние развлечения»

1

«Домашние  животные» Графический диктант

1

«Домашние птицы». Графический диктант

1

Февраль

Животные Африки. Графический диктант

1

«Транспорт»

1

«Защитники Отечества»

1

«Посуда и пища»

1

Март

«Мамин праздник»

1

«Весна»

1

«Комнатные растения»

1

Угощение для друзей

1

Апрель

Ракета летит в космос  

1

«Аквариумные рыбы»

1

«Профессии»

1

«Весенние заботы»

1

Май

«Защитники Отечества» (2)

1

«Первоцветы»

1

«Насекомые»

1

«Лето»

1

Итого часов:

35

  1.  Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Тема

Цель и задачи

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1. Детский сад. Безопасность. ПДД. Рисование графических элементов

С.у. для развития мелкой моторики рук. Совершенствовать навыки детей в рисовании графических элементов: прямых, наклонных, округлых линий различного  размера, умение проводить ровные линии по пунктирным линиям; совершенствовать мелкую моторику кистей рук. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

  1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»
  2. Фигурки из палочек. «Машина», «Лодка», «Самолет».
  3. Обведи пунктирные линии и раскрась картинку. (см. картотеку)
  4. Продолжи ряд (клетка)»Нарисуй разные дорожки»

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши

2. «Веселые пальчики. Детский сад и игрушки»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

  1. Пальчиковая гимнастика «Наша группа»
  1. Фигуры из палочек «Башня» 
  2.  Повтори узор по клеткам

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши

3.  «Осень» Наклонная штриховка

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; упражнять в рисовании наклонных штриховок разных размеров, соблюдая направление и интервал. Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»,  «Грабли». 
  2. Фигурки из палочек. 

Мельница крыльями машет вдали –  

Будет мука, чтоб пирог испекли. 

  1.  Самомассаж с шариками. 
  2. Дорисуй узор по клеточкам «Помоги карандашу нарисовать зонтики по клеточкам»
  3. Обведи по точкам и раскрась

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шарики массажные,  шаблоны

4.«Фрукты» Наклонные линии

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; упражнять в рисовании наклонных штриховок разных размеров, соблюдая направление и интервал. Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Знакомить      с      элементами прописного письма.

  1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Компот»
  2.  Фигурки из палочек «Баночка для варенья»
  3. Обведи по контуру.
  4. Штриховка
  5. Продолжи ряд (клетка)

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны

Октябрь

5. Овощи. Наклонные  линии. Клетка.

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; упражнять в рисовании наклонных штриховок разных размеров, соблюдая направление и интервал. Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Знакомить      с      элементами прописного письма.

  1. Пальчиковая гимнастика «Приходите в огород, посмотреть, что как растет»
  2. Массаж Су - джок
  3.  Фигурки из палочек «Морковка»
  4. Обведи по контуру.
  5. Штриховка
  6. Продолжи ряд (клетка)

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны, шарики Су - джок

6. Лес.  Грибы. Сложная штриховка

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; упражнять в рисовании наклонных штриховок разных размеров, соблюдая направление и интервал. Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Знакомить      с      элементами прописного письма.

  1. Пальчиковая гимнастика «Грибы»
  2. Массаж Су - джок
  3.  Фигурки из палочек «Гриб»
  4. Обведи по контуру.
  5. Штриховка
  1. Продолжи ряд (клетка)

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны, шарики Су - джок

7.Копирование образца

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Способствовать развитию восприятия формы и величины, умению составлять геометрические фигуры из палочек. Знакомить      с      элементами прописного письма.

  1. Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите» 
  2.  Фигурки из палочек
  3.  Массаж Су - джок
  4. Рисуем по клеточкам «Заборчики по точкам»
  5. Штриховка

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны, шарики Су - джок

8. «Перелетные птицы» Симметричное рисование

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение симметричного рисования; ориентироваться на

плоскости и на листе бумаги.

  1. Пальчиковая гимнастика«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
  2. Фигура из палочек «Скворечник»
  3. Нарисуй по клеточкам
  4. Симметричное рисование по клеточкам «Сова»

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны,

Ноябрь

9. «Дом».

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, выполнять штриховку.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мой дом. Мебель; электрические приборы».
  2. Фигура их счетных палочек «Дом»
  1. Нарисуй по клеточкам
  1. Штриховка

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны,

10. Человек.

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку, продолжать знакомство с симметричным изображением, знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика

«ПРОГУЛКА»

  1. Симметричное изображение «Построим замок»
  2. Графический диктант «Человечек»

Простой и цветные карандаши, шаблоны,

11. Одежда

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, выполнять штриховку.

1. Пальчиковая гимнастика «Кто во что одет? Кто во что обут?»

2. Фигурка из палочек

3. Копирование узора (петельки, крючочки)

4. Нарисуй по клеточкам

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны,

12. Мамин день

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку и линейку,  выполнять штриховку.

  1. Пальчиковая гимнастика «Мамочка любимая, родная!»
  2. Фигура их счетных палочек «Ваза с веточками»
  3. Штриховка «Украсим платье маме кошке»
  4. Продолжи ряд (работа на листе в линейку
  5. Симметричное рисование по клеткам (ваза с цветами))

Счетные палочки, Простой и цветные карандаши, шаблоны,

Декабрь

13. Зимушка – зима. Рисование по образцу (Дорисуй по клеткам)

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку и линейку

1. Пальчиковая гимнастика  «Здравствуй, зимушка-зима!».

2. Массаж Су – джок

3. Фигурка из палочек

4. Симметричное рисование «Дорисуй по клеточкам дома лисы и зайца»

5. Нарисуй узоры на листе в линейку

Су - джок, Простой и цветные карандаши, шаблоны Счетные палочки,

14. Зимующие птицы Зеркальное копирование

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку и линейку. Знакомить с зеркальным изображением.

  1. 1. Пальчиковая гимнастика«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»
  2. Фигурка из палочек
  3. Зеркальное изображение «Дятел».
  4. Массаж Су -джок
  5. Нарисуй узоры на листе в линейку

Су - джок, Простой и цветные карандаши, шаблоны Счетные палочки,

15. «Дикие животные»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку

  1. Пальчиковая гимнастика «В гости к северным оленям»
  2. Фигурка из палочек
  3. Обведи рисунок по точкам. Какие животные спрятались?
  4. Нарисуй лесных животных по клеткам

Простой и цветные карандаши, шаблоны Счетные палочки,

16. «Новый год». Графический диктант «Ёлочка»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»
  2. Фигурка из палочек
  3. Графический диктант «Ёлочка»
  4. Штриховка

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

Январь

17. «Зимние развлечения»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

1. Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

2. Фигурка из палочек

3.Графический диктант

4. Штриховка 

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

18. «Домашние  животные»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика Домашние животные - такие беззаботные»
  2. Графический диктант
  3. Обведи по контуру, раскрась и назови домашних животных

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку, счетные палочки

19. «Домашние птицы»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика «На птичьем дворе»
  2. Фигурка из палочек
  3. Проведи линии
  4. Графический диктант
  5. Штриховка

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

Февраль

20. Животные Севера

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика «В гости к северным оленям»
  2. Массаж Су – джок
  3. Фигурка из палочек
  4. Графический диктант
  5. Проведи дорожки

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

21. «Транспорт»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика  «На чем мы ездим?»
  2. Обведи картинки и раскрась
  3. Нарисуй по клеткам такую же картинку

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

22. «Защитники Отечества»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Россия. Защитники Родины» Пальцы эти – все бойцы.
  2. Фигурка из палочек
  3. Нарисуй по клеткам такую же картинку
  4. Штриховка «Самолёт»
  5. Проведи линии

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

23. «Посуда и пища»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!»
  2. Фигурка из палочек
  3. Дорисуй по клеточкам шкаф с посудой.
  4. Дорисуй по клеточкам вазу

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

Март

24. «Мамин праздник»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчиковая гимнастика «С днем 8 марта! С праздником весенним!»
  2. Фигурка из палочек
  3. Поможем маме утке нарисовать узор
  4. Дорисуй по клеточкам картинку и раскрась.

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

25. «Весна»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, умение проводить линии, не отрывая карандаша.

  1. Пальчиковая гимнастика  «Полна чудес весенняя пора»
  2. Фигурка из палочек
  3. Обведи по точкам и раскрась весеннюю картинку
  4. Поставь карандаш и проведи линии. Поможем зверятам навести весной порядок в лесу.

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

26. Животные жарких стран

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом

  1. Пальчиковая гимнастика «Путешествие в Африку»
  2. Фигурка из палочек
  3. Продолжи ряд, обведи фигуры
  4. На соседней странице нарисуй по клеточкам такую же картинку.
  5. Графический диктант «Слоник»

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

27. Любимые сказки.

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчиковая гимнастика «Рукавичка»
  2. Фигурка из палочек
  3. Обведи по контуру и раскрась сказочного героя. Продолжи ряд.
  4. Нарисуй золотую рыбку по клеточкам.

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

Апрель

28. Ракета летит в космос  

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчиковая гимнастика «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  2. Фигурка из палочек
  3. Дорисуй по клеточкам ракеты
  4. Обведи по контуру и раскрась картинку. Продолжи ряд

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

29. «Морские обитатели»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Фигурка из палочек
  3. Обведи по контуру и раскрась морских обитателей.
  4. Нарисуй кита по клеточкам.

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

30. «Профессии»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку и линейку

  1. Пальчиковая гимнастика Путешествие по городу профессий», «мы ребята мастера» 
  2. Фигурка из палочек
  3. Обведи по линиям
  4. Штриховка

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

31. Если хочешь быть здоров.

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом

  1. Пальчиковая гимнастика «Тише, тише не шумите»
  2. Фигурки из счетных палочек
  3. Проведи по линии и раскрась.
  4. Графический диктант,

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

32. «Защитники Отечества» (2)

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку. Знакомить с графическим диктантом

  1. Пальчиковая гимнастика .«Защитники Отечества» (2)
  2. Фигурки из счетных палочек
  3. Обведи и раскрась
  4. Графический диктант

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

33. «Первоцветы»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчикавая гимнастика .«На лугу растут цветы»
  2. Фигурка из счетных палочек
  3. Дорисуй картинку по клеточкам
  4. Обведи по контуру и раскрась

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

34. «Насекомые»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги в клетку и линейку

  1. Пальчикавая гимнастика» Гусеничка»
  2. Фигурка из счетных палочек
  3. Проведи линии к цветочку
  4. Обведи по контуру и раскрась

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

35.«Лето»

С.у. для развития мелкой моторики рук. Продолжать знакомить детей с листом в клетку, с правилами письма в ней; тренировать умение детей  копировать образец, опираясь на клетки; Продолжать совершенствовать умение детей работать с образцом: анализировать образец, проверять по образцу; Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги, дорисовывать картинку по клеточкам..

  1. Пальчикавая гимнастика «Дай нам, солнышко, тепла»
  2. Фигурка из счетных палочек
  3. Дорисуй картинку по клеточкам
  4. Обведи по контуру и раскрась картинку

Простой и цветные карандаши, шаблоны, листы в клетку Счетные палочки,

Всего: 35

3.  Прогнозируемые результаты в старшей группе:

  • Развитие совершенствование у детей мелкой моторики рук (гимнастическое развитие,  зрительно - моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • Совершенствование у детей крупных движений и умения владеть своим телом;
  • Развитие совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
  • Развитие совершенствование активной речи, словарного запаса;
  • Развитие совершенствование мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие совершенствование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
  • Развитие совершенствование гигиенического        правила        письма (посадка,        положение рук при письме, положение ручки, тетради)

Прогнозируемые результаты к  концу подготовительной группы::

  • Развитие  и совершенствование у детей мелкой  моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • Развитие  и совершенствование у детей крупных движений и умения владеть своим телом;
  • Развитие  и совершенствование у детей пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
  • Развитие  и совершенствование у детей активной речи, словарного запаса;
  • Развитие  и совершенствование у детей мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие  и совершенствование у детей навыков  учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

4.Материальное, методическое обеспечение программы:

доска, мебель, соответствующие росту детей, альбом с нелинованной бумагой, ручки, простые карандаши, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мячи, клубочки ниток), раздаточные листы с заданиями.

  1. Список литературы
  1. Водолазькая С.В. Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Герасимова А. С. Умные клеточки.ООО «Астрель-СПб» Санкт-Петербург, 2010
  3. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия . Практическое пособие.- М.: Айрис – пресс, 2010.
  4. О. Новиковская «Пальчиковая гимнастика» изд. «Сова» Санкт- Петербург, 2010 г.
  5. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004
  6. А. Хвостовцев «Играем с пальчиками и развиваем мелкую  моторику рук и устную речь» Сибирское университетское издательство, 2010 г.
  7. Ткаченко Т.А Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010

  1. Приложение

Анкета для родителей 
«Дополнительное образование в детском саду».
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Ф.И. ребёнка _______________________________________________
2. Дата рождения ______________________________________________

3.Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок? 

- рисовать

- лепить

- слушать сказки

- конструировать

- развивающие занятия, игры

- другое

4.Особенности характера Вашего ребенка: __________________________

_______________________________________________________________

На что, по Вашему мнению, должно быть направлено

воспитание и образование Вашего ребёнка в детском

 саду (выделить 2-3 пункта):

  • на общее развитие
  • на подготовку к школе
  • по развитию художественно-эстетического вкуса
  •  (музыкальная, изобразительная,

театрализованная деятельность)

  • на воспитание экологической культуры

В какой области вы хотели бы дополнить развитие Вашего ребенка? 

  • Художественное творчество (нетрадиционная аппликация)
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
    ____________________________________________________

5.Посещает ли Ваш ребенок какие-либо кружки, секции, клубы в

свободное время? Укажите какие: 
__________________________________________________

____________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

 

    Упражнения для пальчиков:

     (комплекс упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой)

1.«Подними пальчики»

Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

2.«На зарядку становись!»

Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

3.«Ванька – встанька»

Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку»,

то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и

не  уронить карандаш.

4. «Собери палочки в корзинку»

Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами  такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

5. «Шаги»

Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

6. «Вертушка»

Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

7. «Мячик»

Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

8. «Обнималки»

Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

 

Учимся правильно держать ручку и карандаш.

Как правильно и неправильно держать карандаш при письме и выполнении графических работ: это надо знать!

Признаки неправильного навыка использования карандаша или ручки ребенком – дошкольником:

Первое. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку – он держит «щепотью» (собирает пальцы в горсть вместе) или даже в кулаке.

Второе. Неправильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша. Оно проявляется в том, что карандаш лежит не на среднем пальчике, а на указательном.

Третье. Ребенок держит карандаш или ручку слишком близко к грифелю, либо слишком далеко от него.

Чтобы исправить эти ошибки, сделайте с ребенком игровое пальчиковое упражнение «Строим буквам дом», которое поможет научиться правильно держать в руке ручку:

Возьмите карандаш или ручку правильно (удерживайте карандаш между большим и средним пальцами, при этом отступите от нижнего края – грифеля карандаша — вверх несколько сантиметров), сверху поставьте на карандаш указательный палец. Указательный пальчик может свободно двигаться вверх – вниз, и карандаш при этом не упадет, так как его прочно удерживают большой и средний пальчики. Покажите ребенку, как это делать – «постучите» указательным пальчиком по карандашу.

И скажите вместе с ребенком ритмично стихотворение, поднимая и опуская указательный пальчик в ритм стихов (стучим указательным пальчиком: «тук-тук»):

Тук-тук, молотком,

Мы построим буквам дом.

Тук-тук, молотком,

Поселяйтесь, буквы, в нем.

Это упражнение позволяет ребенку понять, как правильно держать в руке ручку и карандаш.

Четвертая ошибка – неправильное положение кисти руки при письме или выполнении графических заданий.

Как правильно держать карандаш или ручку – верхний край карандаша или ручки должен быть направлен к плечу пишущего.

Как неправильно держать карандаш или ручку – кисть вывернута, верхний конец карандаша или ручки «смотрит» в сторону или от себя. Кисть и локоть свисают над столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»

Программа  дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста  по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»

Основная программа кружка основывается на авторской  технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова дл...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста. «Наши ловкие пальчики»

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.«Наши ловкие пальчики»...