Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
статья (подготовительная группа)

Апарина Ольга Владимировна

тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса.

Цель:

   Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи самообразования по теме: 

  • изучение учебно-методической литературы, передового опыта по теме самообразования;
  • овладение новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • изучать существующие методические приемы по использованию ИКТ на логопедических занятиях;
  • разрабатывать и приобретать методические и дидактические материалы по выбранной теме;
  • разрабатывать календарно-тематическое планирование и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;
  • внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс с целью более эффективного преодоления нарушений устной и письменной речи, повышения мотивации и оптимизации коррекционно-педагогического процесса.
  • Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно- развивающего логопедического процесса.

Источники самообразования: интернет, методическая литература, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер – классы, обмен опытом с коллегами.

Представление материала: выступления из опыта работы на  ГМО учителей-логопедов, в областном семинаре для методистов ММС, во Всероссийской научно – практической конференции.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персонального сайта и размещение методических разработок. Итог- обобщение опыта работы по данной теме.

Срок работы над темой: 2017-2020 учебные годы.

Актуальность выбранной темы.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.

Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.

Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимыми проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств.

В этом случае применение компьютерных технологий становиться особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форма, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таки образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества. Как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми с нарушениями речи. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов является важным моментом подготовки детей к овладению письмом. Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции общего недоразвития речи у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, оптимизируя коррекционный процесс.

 

   Этапы изучения темы:

  1. Информационный блок. Переработка и анализ теоретических материалов.
  2. Технологический блок. Проведение консультаций для педагогов по теме: «Использования инновационных технологий в образовательном процессе»; «Использование инновационных технологий в работе с родителями, воспитанниками ДОУ».
  3. Организационный блок. Создание картотеки применения информационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников; помощь в организации и пополнении речевых центров  с учетом применения инноваций.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

содержание

планируемые сроки выполнения

результат

1-й этап

Анализ ситуации по выбранной теме.

Овладение основами компьютерной грамотности.

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применение новых информационных технологий в дошкольных учреждениях.

Переработка и анализ теоретических материалов.

Создание презентаций по лексическим темам.

 В течении2017-2018 уч.год

Прохождение курсов по программе «Теория и практика организации коррекционной, психолого – логопедической работы по предупреждению и устранению нарушений речи у детей и подростков»

Приобретение и знакомство с методической литературой по данной теме. Посещение семинаров, заседаний ГМО – семинар-практикум «Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе».

Выступление на ГМО семинаре – практикуме по теме: «Использование элементов ИКТ в образовательной деятельности, как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса».

2- этап

Проведение консультаций по теме для воспитателей и родителей.

Создание интерактивных игр.

Разработка календарно тематического планирования, коррекционных программ обучения для детей с применением ИКТ.

В течении 2018 -2019 уч.год

Участие в областном семинаре для методистов ММС «Современные подходы к реализации ООП ДО в условиях введения в ФГОС»

Созданы и систематизированы интерактивные игры.

Разработана и введена в работу программа «Мы друзья  Комп и Я»

Участие  во II Всероссийской научно – практической конференции «Модернизация дошкольного образования ФГОС: проблемы и перспективы»

3 – этап

Приобретение логопедических компьютерных программ и игр.

Использование в работе интерактивного педагогического портала.

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Диагностика результатов работы, самоанализ деятельности.

Организация практической деятельности по проекту

В течении2019 -2020 уч.год

Активный пользователь ИПП «Мерсибо» использующий в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения.

Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ

Подготовка сообщений для родителей и педагогов по данной проблеме: «Выполнение домашних заданий логопеда при помощи ИКТ», «Компьютерные игры как помощь в коррекции речевых нарушений.

Систематизация практического материала по данной проблеме, создание электронного каталога материалов, используемого в коррекционной работе.

Прохождение курсов по программе: «Теория и практика организации коррекционной, психолого-логопедической работы по предупреждению и устранению нарушений речи у детей и подростков»

Участие в семинаре.

Информационные ресурсы:

1. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

2. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.

3. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал «Логопед» №3 2006г.

4. Кузьмина Е. В. «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5 2008г.

5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада. www. iteach. ru

6. Интернет-ресурсы:

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// festival .1 september. ru / articles /520782


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно - педагогического процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучен...

Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса

Анализируя ситуацию, которая сложилась сегодня в системе воспитания и обучения детей, стал заметным рост количества детей, имеющих задержку психического развития. Это обусловлено тем, что увеличиваетс...

«Использование ИКТ на логопедических занятиях, как средство оптимизации коррекционно-педагогического процесса»

Использование компьютера в логопедической работе способствует  активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению э...

Использование ИКТ на логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса.

Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась.   Одним из занятий в ДОУ, требующих дополн...

Мастер класс «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.Задачи:1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.2) Формирование понятия актуальности данны...

«Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»

В  последнее время  отмечается  увеличение  количества  дошкольников  с нарушениями в физическом и психическом развитии. В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более во...