«Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности»
материал

Тырлова Оксана Владимировна

Развитие познавательной инициативности посредством проектной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_initsiaivnosti_2.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное

         дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад №9»

       

          «Развитие познавательной инициативности

            посредством проектной деятельности»

                                                           Воспитатель: Тырлова О.В.

                              Р.п.Заречье.

 «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника»

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

В связи с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер). Дети дошкольного возраста, по своему психофизиологическому развитию, еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому, я обучаю их необходимым умениям и навыкам.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю., т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса). Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

видоизменение и совершенствование развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО;

использование инновационных технологий в образовательной работе;

адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

многофункциональное взаимодействие с социумом.

Выдвинутые предпосылки обусловили выбор темы моего опыта работы: «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника». Основной целью моей работы стало изучение и внедрение в активную практику системы работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности и формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;

• Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);

• Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

• Создать современную предметно - пространственную среду;

• Разработать проекты по познавательному развитию детей, создать банк краткосрочных и долгосрочных проектов;

• Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У воспитателя формируются основы педагогического мастерства профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);

• умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;

• пополнение копилки профессиональных достижений.

У детей формируются:

• творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;

• социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;

• повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

• появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;

• заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

В начале работы по данной теме мною был составлен перспективный план и проведена диагностика познавательного развития у детей дошкольного возраста, которая показала, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы, анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей. Далее я провела для родителей воспитанников родительские собрания «Проектная деятельность в ДОУ», где было проведено анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей. На собрании познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?»«Роль совместного творчества в семье».

Проектную деятельность в детском саду начала, работая с детьми среднего и старшего возраста. При организации проектной деятельности стала использовать в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Для стимулирования исследовательской активности воспитанников, я проводила коллективные игры с интересными сюжетами. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям.

С детьми среднего и старшего возраста был организован и проведен краткосрочный проект «Моя семья», целью которого стало развитие познавательной активности детей через внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

Проект «Моё любимое животное» являлся краткосрочным и длился две недели. Цель его: расширить знания детей о домашних животных, их образе жизни, особенностях поведения; сформировать у детей положительные личностные качества (доброта, ответственность); формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воспитывать бережное отношение к животным, ответственность за жизнь своего домашнего питомца.

Проект «Всем знакомые насекомые» длился 2 недели, в ходе проекта у детей сформировалось реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; сформировались навыки исследовательской деятельности.

На второй год проектной деятельности осенью в старшей группе реализовывался проект «Моя мама лучшая на свете». Его целью стало формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по отношению к матери, желание помогать и делать приятное маме; сплочение коллектива родителей.

Зимой был запущен долгосрочный проект «Мой родной край», направленный на формирование у детей нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

В этом же учебном году был реализован проект «Огород на окне», направленный на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Целью этого проекта стало создание условий в группе для развития познавательного интереса к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. В группе была организована выставка творческих работ детей на тему «Собираем урожай». Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей.

При организации проектной деятельности я использовала в образовательной деятельности принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие». Для повышения познавательной активности детей я использовала различные формы и методы: рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.

Активными помощниками в работе над проектами стали родители. Они помогали с подготовкой ознакомительных презентаций, совместных творческих работ с детьми. Каждая семья активно участвует в проектной деятельности.

Используя проектирование, я пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

Реализуя, в течение двух лет, метод проектной деятельности, исходя из результатов проведенного мною мониторинга, можно сделать следующие выводы:

  • Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях;
  • Дети свободно делятся своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не боятся высказывать свои предложения;
  • Полученные знания мои воспитанники используют для создания новых объектов деятельности;
  • Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность, предполагающая тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, способствует созданию атмосферы психологического комфорта в группе. Благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели она помогает повысить качество образовательного процесса.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности посредством продуктивной деятельности

Статья посвящена тому, как влияет продуктивная деятельность на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте....

Поэтапно - творческий план "Развитие познавательного интереса посредством экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет"

Поэтапно – творческий план педагога МБДОУ «Детский сад №48 «Пчёлка» на 2022-2023 учебный год педагога Страшновой Н. А. по теме «Развитие познавательного интереса дет...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...

Эффективные подходы к развитию детской инициативности через проектную деятельность

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов,...