«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»
проект

"Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_proekt.docx67.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14

 «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»

(долгосрочный – 3 года)

Руководитель проекта:

Мосина Оксана Владимировна,

музыкальный руководитель

                        первой квалификационной категории            

МАДОУ детского сада №14

г. Гусев

2011 г.

Оглавление.

  1. Актуальность проекта……………………………………………………..3
  2. Цель, задачи проекта……………………………………………………...3
  3. Участники  проекта, срок реализации проекта, вид проекта…………....3
  4. Материально – техническое оснащение проекта, этапы реализации проекта…………………………………………….………………………..4
  5. Перспективный план работы…………………………………………5 - 13
  6. Ожидаемые результаты …………………………………..…………….13
  7. Список используемой литературы……………………………………..14
  8. Список приложений (выборочные варианты)……………………..15 - 18

Приложение 1        Музыкально-дидактические игры на развитие певческого дыхания.

Приложение 2         Упражнения для развития певческого голоса.

Приложение 3        Упражнения для развития артикуляционного аппарата

по методике В.В. Емельянова.

Приложение 4        Упражнения на развитие звуковысотности и расширение певческого диапазона.

Приложение 5        Упражнения на развитие песенного творчества.

Приложение 6        Упражнения на развитие вокально-певческих навыков.

Приложение 7        Голосовые игры.


Актуальность проекта.

        Проблема работы в поддержке творческого потенциала дошкольника очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению учёных, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому,  считаю, что музыкальное образование дает большие возможности для развития творческого потенциала, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будет уделено их развитию. Для развития творческих способностей дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.

Исходя из важности названной проблемы, я сформулировала тему проекта: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника».

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие  воспитанницы Екатерины Д., направлен на ее личностное развитие и успешность. Девочка музыкально одарена: хороший слух, музыкальная память, чувство ритма, неплохие вокальные данные, но не хватает артистических способностей, не всегда чистая интонация, скованность во время пения. Анализируя музыкальные данные Кати, был разработан индивидуальный образовательный проект.

Цель: создание системы работы для раскрепощения личности воспитанницы,  направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.

Задачи:

  • формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
  • способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
  • побуждать к творческой самореализации;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка.

Участники проекта: Екатерина Д.– воспитанница средней группы, музыкальный руководитель Мосина О.В.

Срок реализации проекта: сентябрь 2011г – май 2014г. (3 года).

Вид проекта: практико – ориентированный, индивидуальный

Материально – техническое оснащение проекта:

- фортепиано,

- музыкальный центр,

- беспроводной микрофон,

- фотоаппарат,

- ноутбук,

- музыкальный зал,

- фонограммы детских песен,

- дидактические пособия,

- нотный материал.

Этапы реализации проекта.

I этап «Подготовительный»: рассчитан на 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 г.) На этом этапе осуществлялось:

- изучение проблемы;

- выбор темы проекта;

- определение целей и задач проекта;

- составление перспективного плана для работы на 2011 - 2014 год.

II этап «Основной»: рассчитан на 3 года. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа для развития творческого потенциала воспитанницы, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг для того, чтобы эффективней выстроить работу с ребёнком и планировать перспективный план на дальнейшее его развитие.

Ш этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.

Перспективный план работы.

I этап «Подготовительный»

Месяц, год.

Мероприятия

Сентябрь 2011г

  • Изучение проблемы
  • Выбор темы проекта

Октябрь 2011г

  • Определение целей и задач проекта

Ноябрь  2011г.

  • Составление перспективного плана работы на 2011 - 2014 год

II этап «Основной»

2011 – 2013 г.

Месяц

Виды деятельности

Репертуар

Задачи

Декабрь

2011г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Понюхаем - подуем»

- Упражнение «Здоровое горлышко»

- Упражнение «Споем по цепочке»

Развитие певческого дыхания.

Формировать правильность звукообразования.

Развитие артикуляционного аппарата.

Пение

«Снеговик» муз. С. Савенков

Развитие песенной памяти.

Побуждать к выразительному исполнению песни.

Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.

Детское музыкальное творчество

- «Поздоровайся»

- «Пропой до свидания»

Содействовать творческой самостоятельности

Январь

2012г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Горячая картошка»

- Упражнение «Разбудим голосок»

- Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания.

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

Детское музыкальное творчество

- «Сочини колыбельную для куклы»

- «Сочини весёлую песенку для лягушки»

Содействовать творческой самостоятельности и активности

Февраль

2012г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок»

Упражнение «Папуасики»

Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В.

Развитие певческого дыхания.

Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Добрая милая мама» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин

Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.

Детское музыкальное творчество

«Музыкальные вопросы-ответы»

«Птичка поёт» Н.Мурычёва

Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст.

Март

2012г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях»

Упражнение «Звукоподражание»

Голосовая игра «Весна»

Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона.

Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей.

Пение

«Весна» М.В. Сидоровой

Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Музыкальный кубик»

Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.

Апрель

2012 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая игра «Эмоции»

Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаева

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Развитие вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских

Формировать умение петь выразительно и искренне.

Учить правильно передавать мелодию.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Вокальные импровизации»

Содействовать творческой активности

Май

2012 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Упражнение «Лесенка»

Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А.

Развитие артикуляции и концентрации внимания.

Формирование вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских

Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей.

Детское музыкальное творчество

Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек»

Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии.

Сентябрь

2012 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

М-Д игра: «Рубим дрова»

Упр-е «Нитки»

Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт)

Упр-е «Ритмический рисунок»

Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма.

Пение

«Песенка паровоза» муз.И. Баранова, сл. А.Вольского

Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни.

Детское музыкальное творчество

Придумать песню для паровозика.

Сочинить песенку про путешествие

Побуждать к песенному творчеству.

Октябрь

2012 г

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая ига «Покажем песню»

Упр-е «Нитки»

Развитие песенной памяти, мимики, жестов.

Формирование вокально - певческих навыков.

Пение

«Модница осень» О.П. Григорьевой

Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом.

Детское музыкальное творчество

«Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой

Побуждать к импровизации звукоподражаний.

Ноябрь

2012 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Упр-е «Счёт до 10»

Дидактическая игра «Эмоции»

Развитие динамики голоса.

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Пение

«Домовой» муз. К.Костин сл.В.Орлов

Развитие вокально-певческих навыков.

Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса.

Детское музыкальное творчество

«Пляска зайки» Н. Мурычевой

Упражнение «Вопрос – ответ»

Способствовать формированию  песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.

Декабрь 2012 г.

  • Мониторинг развития музыкальных способностей.
  • Составление перспективного плана работы на 2013 - 2014 год

2013 – 2014 г.

Месяц

Виды деятельности

Репертуар

Задачи

Январь

2013г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Цветы»

- Упражнение «Здоровое горлышко»

- Упражнение «Сказка про Котенка» В.В.Емельянов

Развитие певческого дыхания.

Формировать правильность звукообразования.

Развитие артикуляционного аппарата.

Пение

«Снеговики» муз. С. Савенков

Развитие песенной памяти.

Побуждать к выразительному исполнению песни.

Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.

Детское музыкальное творчество

- «Поздоровайся»

- «Пропой до свидания»

Содействовать творческой самостоятельности

Февраль 2013г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Горячая картошка»

- Упражнение «Разбудим голосок»

- Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания.

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Бабушка моя» муз. Т.В.Бокач

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

Детское музыкальное творчество

- «Сочини колыбельную для куклы»

- «Сочини весёлую песенку для зайчика»

Содействовать творческой самостоятельности и активности

Март

2013г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок»

Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В.

Развитие певческого дыхания.

Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Мамочка милая» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин

Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.

Детское музыкальное творчество

«Музыкальные вопросы-ответы»

«Птичка поёт» Н.Мурычёва

Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст.

Апрель

2013г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях»

Упражнение «Звукоподражание»

Голосовая игра «Весна»

Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона.

Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей.

Пение

«Весенняя песенка» М.В. Сидоровой

Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Музыкальный кубик»

Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.

Май 2013 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая игра «Эмоции»

Голосовая игра «Вежливые слова»

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Развитие вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских

Формировать умение петь выразительно и искренне.

Учить правильно передавать мелодию.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Вокальные импровизации»

Содействовать творческой активности

Сентябрь

2013 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Упражнение «Лесенка»

Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А.

Развитие артикуляции и концентрации внимания.

Формирование вокально-певческих навыков.

Пение

«Рыжий кот» И.Русских

Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей.

Детское музыкальное творчество

Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек»

Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии.

Октябрь

2013 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

М-Д игра: «Рубим дрова»

Упр-е «Нитки»

Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт)

Упр-е «Ритмический рисунок»

Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма.

Пение

«Золотая красавица» Е.Никитина

Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни.

Детское музыкальное творчество

Придумать песню для Осени.

Сочинить песенку про путешествие.

Побуждать к песенному творчеству.

Ноябрь

2013г

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая ига «Покажем песню»

Упр-е «Нитки»

Развитие песенной памяти, мимики, жестов.

Формирование вокально - певческих навыков.

Пение

«Модница осень» О.П. Григорьевой

Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом.

Детское музыкальное творчество

«Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой  

Побуждать к импровизации звукоподражаний.

Декабрь

2013 г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Упр-е «Снежинки»

Дидактическая игра «Эмоции»

Развитие динамики голоса.

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Пение

«Песенка Снегурочки» А.Филиппенко 

Развитие вокально-певческих навыков.

Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса.

Детское музыкальное творчество

«Пляска зайки» Н. Мурычевой [ 

Упражнение «Вопрос – ответ»

Способствовать формированию  песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым.

Декабрь 2013 г.

  • Мониторинг развития музыкальных способностей.
  • Составление перспективного плана работы на 2014 год

Месяц

Виды деятельности

Репертуар

Задачи

Январь

2014г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Снег»

- Упражнение «Здоровое горлышко»

Развитие певческого дыхания.

Формировать правильность звукообразования.

Развитие артикуляционного аппарата.

Пение

«Зимушка, зима» муз. С. Савенков

Развитие песенной памяти.

Побуждать к выразительному исполнению песни.

Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.

Детское музыкальное творчество

- «Поздоровайся»

- «Пропой до свидания»

Содействовать творческой самостоятельности

Февраль 2014г.

Упражнения для развития певческого голоса.

- Дидактическая игра «Горячая картошка»

- Упражнение «Разбудим голосок»

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания.

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Мама» муз. Т.В.Бокач

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

Детское музыкальное творчество

- «Сочини колыбельную для куклы»

- «Сочини весёлую песенку для мамы»

Содействовать творческой самостоятельности и активности

Март

2014г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок»

Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В.

Развитие певческого дыхания.

Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.

Пение

«Мама» муз. Т.В.Бокач

Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.

Детское музыкальное творчество

«Музыкальные вопросы-ответы»

«Птичка поёт»

Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст.

Апрель

2014г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактические игры «На вокзале», «На качелях»

Упражнение «Звукоподражание»

Голосовая игра «Весна»

Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона.

Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей.

Пение

«Весна» М.В. Сидоровой

Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Музыкальный кубик»

Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.

Май 2014г.

Упражнения для развития певческого голоса.

Дидактическая игра «Эмоции»

Голосовая игра «Вежливые слова»

Развитие мимических мышц, жестов, пластики.

Развитие вокально-певческих навыков.

Пение

«Первоклашка» А.Шаинский  

Формировать умение петь выразительно и искренне.

Учить правильно передавать мелодию.

Детское музыкальное творчество

Дидактическая игра «Вокальные импровизации»

Содействовать творческой активности

Май 2014г.

  • Мониторинг развития музыкальных способностей.

Предполагаемые результаты:

Для воспитанницы:

  • сформированы вокально-певческие навыки;
  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
  • активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
  • проявление творческого самовыражения в театрализованных постановках, в пении, в выступлениях.

Для педагога:

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • инновационные изменения в организации воспитательно – образовательного процесса.

      Для родителей:

 

  • повышение музыкальной культуры;
  • мотивация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
  • повышение статуса семейного воспитания.

Список используемой литературы.

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования // Методические рекомендации для учителей музыки
  2. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
  3. Морозова Л.Д.  Педагогическое проектирование в ДОУ// Ребёнок в детском саду. – 2010г. - № 22 – с.7-12
  4. Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.
  5. Фурсова С.Ю. Выявление и развитие детских талантов и одарённости // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009г. - № 10 – с.38-43
  6. Харченко В. Проблемы времени о семейном пении // Дошкольное воспитание. – 2011г. -  № 8 – с.4-7
  7. 3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный
    руководитель» №1-2005г., с.2
  8. 4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
  9. 5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
  10. 6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
  11. 7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
  12. 8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
  13. 9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
  14. 10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
  15. 11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
  16. Материалы Интернет-ресурсов

1. www.cronao.ru/aktualnyj-pedagogicheskij-opyt/doshkolnoe-obrazovanie

2. www.ipkrs.bsu.edu/sourse/metod_sluzva/teacher/op08/apo_08/kirichenko.pdf

3. www.rudocs.exdat.com/docs/index-333705.html

4. www.dslivenka6.gvarono.ru/metod/rubanova-oi/vokal_krujok-otchet.pdf

5. www.festival.1september.ru/articles/604265/

Приложение 1

Музыкально – дидактические игры для развития певческого дыхания

                                              «Понюхаем подуем»

Ребенку  предлагается взять в руки воображаемый цветок — одуванчик и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох и не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него, сделав выдох.

«Пение по музыкальным фразам („цепочкой")»

Например:

Ребенок поет «Котя, котенька-коток»,

 Педагог поет «Котя, серенький хвосток».

Работая над дикцией, можно использовать прием  произнесения текста шепотом (тихо, в полный голос) на высоком звучании в ритме песни.

Приложение 2

Упражнения для развития певческого голоса.

Упражнения по методу В. Емельянова

1. Покричать, как чайки; повыть, как вьюга.

2. Игра «А-у!»

3. «От шепота до крика»

    Раз, два – шепот; три, четыре  - тихий голос; пять, шесть – средний голос; семь, восемь – громкий голос; девять – очень громко; десять –  крикнуть

Приложение 3

Упражнения для развития артикуляционного аппарата по методике

В.В. Емельянова.

Артикуляционные упражнения

1. – От чего ты плачешь, глупый ты Медведь?

    - Как же мне, Медведю, не плакать, не реветь?

    Бедный я, несчастный сирота, я на свет родился без хвоста.

    Только плакать и реветь я могу: э-о-у, э-о-у!

Звуки э-о-у произносятся на штро-басе – грудном хрипе-вибрации с хорошо открытым ртом

2. «Страшная сказка»

Протяжно произносить звуки «у – о – а – э – ы – и» в грудном или фальцетном регистре

3. Фонопедические  упражнения

1. «Колосья»

По весне вспахал старик землю плугом – движение кулаком вперед со звуком «у».

                                        Повторить 3 – 4 раза, постепенно увеличивая длину выдоха

Посеял пшеницу -                    «рзбрасывают» зерна, произнося короткие звуки «п»

Солнце светит –                                  звонкие певучие звуки «а» в верхнем регистре

Пшеница растет –                              медленно поднимают руки вверх, произнося «ш»

Ветер прилетает и качает пшеницу – глиссандо на звуке «у» вверх-вниз, показывая

                                                              рукой высоту звука

2. «У кого что внутри»

У одуванчиков белых – взлеталка – легкий выдох

У мотоцикла – рычалка – произносят «тррр – тррр», сопровождая крутящими движениями кулаков

У часов – спешилка – ритмично произносят «тик» - как можно выше, «так» - как можно ниже

У девчонок – смешилка – произносят слог «ха» в фальцетном регистре

У каблучков – стучалка – подвижно цокают языком

У ветра – задувалка – глиссандо на звуке «у», показывая направление движения звука рукой

У ежика пыхтелка – шепотом произносят слог «пых», выполняя хватательные движения

А у солнышка – светилка – на долгом выдохе пропевают любой звук

Приложение 4

Упражнения на развитие звуковысотности и расширение певческого диапазона.

Упражнения должны быть основаны на импровизационной певческой и двигательной активности.

Игра "Вопрос - ответ"


это упражнение также поможет в разучивании текстов песен. 

Задайте вопрос детям на тарабарском языке:

Укугу? Дети: (отвечают утвердительно) Укугу!
Вы: "Ушужу?", дети: "Ушужу!" и т.п.


Произносите каждую фразу песни, как вопрос:

Вы: Три синички танцевали?
Дети: Три синички танцевали!
Вы: На лугу траву помяли?
Дети: На лугу траву помяли! и т.п. и т.д.

Приложение 5

Упражнения на развитие песенного творчества.

КТО ПОЕТ?

Попросите ребенка спеть самостоятельно, находя то высокие интонации:

поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.,

 то более низкие:

поет большая кукшка, мяукает кошка, мычит корова и т.д.

СОЧИНИ ПЕСНЮ

Предложить детям текст для импровизаций:

Дождь идет как из ведра

Загрустила детвора.

А.Гончаева

 Они его запоминают наизусть. И взрослый , в качестве примера, пропевает текст. То же предлагается сделать детям, пропеть свой вариант сочинения.

Приложение 6

Упражнения на развитие вокально-певческих навыков.

«Пение про себя»

По знаку музыкального руководителя часть ранее выученного произведения пропевается как обычно, а часть «молча», в уме. Сигналом к введению «пения про себя» служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».

В начале использования этого упражнения удобно построчно чередовать разные способы пения, например при разучивании песни «Котенька-коток»:

«Котя, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток, (вслух)

 Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать, (про себя)

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу», (вслух)

При обретения детьми некоторого певческого опыта задание усложняется «дроблением» строчки:

    «Котя, котенька-коток, (вслух)

     Котя, серенький хвосток, (про себя)

     Приди, котя, ночевать, (вслух)

     Нашу деточку качать, (про себя)

     Уж как я тебе, коту,

     За работу заплачу», (вслух)

Окончание песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике.

 

         «Песенки-упражнения»

—   «Труба» Е. Тиличеевой;

—   «Дятел» Н.Леви.

Эти и подобные попевки помогают детям в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов).

          «Телеграмма»

Музыкальный руководитель говорит, что хочет послать телеграмму (например, Тане), и пропевает на слоге «ля-ля» мелодию, знакомую детям, например 4 такта песни «Во поле березка стояла». Таня должна ответить такой же телеграммой, т. е. интонационно точно спеть эту же мелодию в ответ.

Приложение 7

Голосовые игры

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)  

    Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

   Приём: Необычное движение.

   Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

   Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

  Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащие брюшко.

№2 «Страшная сказка»

   Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

   Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

   В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.  

   Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

   Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

   Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

   Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

Презентация:"Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников".

Презентация педагогического опыта по теме: " Художественный труд- как средство развития творческого потенциала дошкольников"....

Презентация ТЕМА: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.»

Презнтация раскрывает значение ИОМ для реализации личностного потанциала ребёнка в ДОУ, его принципы, этапы, методы....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЁНКА.

Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на определённые  группы детей. В индивидуальном образовательном маршруте определяется...

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника

Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...

Статья Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности. 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...