Описание педагогического опыта
методическая разработка (старшая группа)

Кенжегулова Гульмира Рахметуллаевна

мой педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК»

МО ЯСНЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Описание педагогического опыта работы на тему: «Развитие нравственно – патриотических качеств у детей посредством проектной деятельности»

Выполнила: воспитатель

Кенжегулова Г.Р.

 Введение

          Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

         Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что  государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо Родины, беречь и умножать её богатства. В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса  воспитания патриотизма дошкольников, и ставятся такие  цели:

- создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

- возможности позитивной социализации ребенка,

- всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития,

- развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

       Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного  возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».

        Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

        Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Проблема формирования нравственно-патриотических качеств привлекает внимание ученых разных направлений: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное и патриотическое начала в развитии личности.

        Таким образом, актуальным в наше время становится формирование культуры личности ребенка дошкольного возраста через совершенствование систем нравственно – патриотического воспитания.

Поэтому объектом моей работы является процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

        Предметом является взаимосвязь в организованной образовательной  деятельности и работы в повседневной жизни в ходе нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

        Исходя из всего вышеизложенного, нами определяется следующая  цель:  Создание условий для приобщения детей к нравственно - патриотическим ценностям, а также воспитание готовности следовать им.      

Для достижения цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

 - расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,  их традициям.

Данные задачи осуществляются  во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде и быту), так как наряду с патриотическими чувствами должны формироваться взаимоотношения детей со взрослыми и сверстниками.

Методологической основой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников явились:

1.     Методы игровой деятельности.

        О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Мы применяем их как на праздниках, так и на занятиях, в повседневной жизни, развивая интерес к народным играм и желание играть в них.

2.     Целевые прогулки, экскурсии.

Начиная работу по воспитанию любви к родной стране, краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего народа. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей родине, и появилось желание узнать о ней больше.

3.     Беседы о родной стране, столице, знакомство с символикой России.

Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому основная задача - показать, что Россия - очень большая, богатая, многонациональная страна.

 4. Устное народное творчество и чтение художественной литературы.

Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх. Например: рассказы Д.Александрова «Дозор», Л.Кассиля «Твои защитники», А. Барто «На заставе». 

5. Праздники и развлечения

Историю прошлого и настоящего России  дети узнают не только на занятиях, но и на праздниках и развлечениях. Цель праздников - показать его значимость, познакомить с традициями, обычаями и традициями русского народа. Таким образом, в рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

Педагогические средства, используемые в опыте

1. Форма проведения : занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, проектная деятельность, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации : коллективная , групповая, индивидуальная.

3. Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические –  дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание коллажей.

4. Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

Технология работы

            В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

     В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.

      Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною:

- Составлен перспективный план по теме «Ознакомление с родным краем».

- Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной;

- Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.

- Оформлены альбомы : «Природа родного края», «Память» (памятные места района);

- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

- Оформлены  выставки, фотомонтажи.

        Теоретико – методологические аспекты нравственно – патриотического воспитания дошкольников.  Понятия нравственность и патриотизм получили ценное воплощение в трудах таких представителей русской философской мысли, как Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, А.И.Герцен, В.С.Соловьев, Н.Г.Чернышевский, которые рассматривали личность как высшую ценность, придавали огромное значение нравственному и патриотическому воспитанию.

        Первая половина XX века знаменательна появлением целого ряда выдающихся педагогов в нашей стране - П.П.Блонского, П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, в трудах и практической деятельности которых были развиты идеи нравственного и патриотического воспитания, поднятые в предшествующий период в России В.И.Водовозовым, П.Ф.Лесгафтом, Н.И.Пироговым, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским.

Историко-педагогические исследования последних лет, посвященные проблемам нравственного и патриотического воспитания в России, отличаются попыткой их объективного анализа и теоретического осмысления. Большое внимание уделяется возрождению русских патриотических традиций.

        Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Н.И.Болдырев, Д.И.Водзинский, Л.С.Выготский, Н.К.Гончаров, И.А.Капров, А.Н.Леонтьев, Э.И.Моносзон, И.С.Марьенко, И.Т.Огородников, А.И.Рувинский, И.Ф.Свадковский.

        В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственно-патриотического формирования личности школьника; разрабатываются теоретические основы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе деятельности, определяется структура этой деятельности и воспитывающие возможности.

         В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом.

        В связи с актуальностью данной проблемы в России было создано значительное количество программ, направленных на нравственно – патриотическое воспитание дошкольников:

1.     «Наследие» М.Ю.Новицкой

Программа «Наследие» — парциальная программа патриотического воспитания М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой. Цель П. — введение детей в традиционную русскую культуру, которая понимается как отечественная культура в многонациональной России, как форма исторической памяти, самосознания и саморазвития народов, ее населяющих. Программа состоит из следующих блоков: «Круг событий», «Семейный круг», «Встанем в круг», «Круг чтения».

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

        Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей.

3.«Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Л.Е.Осиповой         

        Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

4. «Маленькие россияне» под ред.Т.И.Оверчук

         Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России на основе приобщения к национальной культуре.

Таким образом, обзор ряда программ нравственно – патриотического воспитания демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание данной проблемы, необходимости ее решения.

 Формы работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

       Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия, продуктивные виды деятельности, проектную деятельность.

Из массы впечатлений, получаемых детьми, необходимо выбрать ту, которая поможет педагогу строить свою работу, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку;

- рациональное сочетание разных видов деятельности;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

        Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляю по разработанному мной, содержащему следующие разделы:

1. «Ясный - край родной», «Мы славим город свой» – Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях, расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство гордости и ответственности, бережное отношение к природе.

2. «Наша Родина – Россия» — Цели: знакомство детей с историей и многонациональностью России,; формировать представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа. знакомство детей с государственной символикой России.

3.  «Моя дружная семья» — Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

4. «Великой Победе посвящается» — Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

5. «Мой любимый детский сад» — Цели: формировать основы патриотизма у детей посредством обогащения знаний о своем ближайшем окружении, подчеркивания его значимости.

6. «Наши космонавты», «Герои – земляки» — Цели: знакомить детей с прославленными космонавтами, героями своего Отечества, своей малой Родины.

7. «Я и мое имя», «Права ребенка» — Цели: формировать первичные представления ребенка  о себе как о личности, способствовать становлению самосознания и восприятия себя в социуме.

      Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры.  Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний.  Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в  день Конституции проводим беседу о  Декларации  прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День земли».

       Всю работу по воспитанию патриотизма старших дошкольников можно распределить по следующим компонентам:

- культурно-патриотический: приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии, видео-презентаций), посещение Краеведческого музея, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение  потешек, закличек, песен ит.д.;

- гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города Ставрополя, Ставропольского края и России);

- героико-патриотический  (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции  проводы в армию»,  о Великой Отечественной войне, «Памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, возложение  цветов к памятникам и мемориалам города);

 - спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях;  спортивных праздниках. в детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»;

         Соответственно оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию.  В моей работе помогают:

- семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы: «Моя семья - моя гордость», «Герб моей семьи», «Генеалогическое  древо»;

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», «Оренбургские  спортсмены»; картотеки стихов, песен о родном городе, о  семье, детском саде, о стране   и т.д. 

- тематическая папка «Мой край», карта и символика Ставропольского края, материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края;

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента РФ;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской»,   «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.     

       Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,  расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

        Большой интерес у детей  вызывает посещение городского Краеведческого музея, где часто организуются тематические выставки: «История игрушек», «Космос», «День Победы», «Русская старина» и др.

        В современной жизни давно не используются предметы народного быта, которые упоминаются в фольклорных произведениях, а у дошкольников, как известно, наглядно-образное мышление, в работе по воспитанию патриотических чувств надо применять на только художественную литературу, иллюстрации, пословицы и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы. 

             Работа по воспитанию у дошкольников гражданско - патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.

           В моей работе родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в организации праздников, в различных конкурсах, выставках детско-родительского творчества: выставка семейных гербов, фотовыставки «Как мы отдыхаем», вместе с детьми посещают экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

           Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен  чувствовать себя  равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

            Особое внимание в работе с родителями направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху.  Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.

        Результативность опыта.

Результативностью данного проекта стало создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников. 

            В результате проведенной работы у детей появился интерес к культурному и историческому наследию русского народа. Данные мероприятия оказали положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

               Прикосновение к истории своей семьи вызывают  у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

           Дети осознали  сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

          Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения.  В молодых семьях, в наше время, вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Но в результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми,  они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней.  Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Оренбургского края, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.

Заключение

           Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

           Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств и методов  воспитания,  общие усилия детского сада и семьи,  ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

            Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине.  Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинается Родина? -описание педагогического опыта.

Сегодняшние дошколята -это будущие строители, инженеры ,учителя, врачи , руководители. Какими они вырастут? Будут ли они гордиться своей малой Родиной, станут ли они преумножать её богатства и заботит...

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...