Тренинг
занимательные факты

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания, как бороться и победить». 

 

 

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания среди воспитателей ДОУ.

Теоретическая часть

Типичной проблемой для всех работников социальной сферы- учителей, врачей, воспитателей- является «эмоциональное выгорание». На работе и дома эти люди чувствуют себя истощенными эмоционально, физически и психически. Люди, чья профессия связана с проявлением эмпатии, со временем истощают свои ресурсы положительных чувств и способность к сопротивлению стрессам. С течением времени это может привести к полному человеческому истощению, во всех смыслах. Существует три аспекта эмоционального выгорания:

Первый - снижение самооценки, как следствие такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию, которые со временем могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй - одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учащимися, они относятся к ним как к вещам.

Третий - эмоциональное истощение. Это самый опасный аспект. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающие синдром, приводят к серьезным физическим недомоганиям. Гастрит, мигрень, повышенное артериальное давление, синдрому хронической усталости- это всё последствия синдрома.

Ежегодно психологами учебных заведений любого уровня должно проводиться анкетирование на выявление уровня эмоционального выгорания. Результаты должны не только доводиться до сведения администрации, прежде всего, необходимо нейтрализовать синдром эмоционального выгорания в коллективе. Делается это с помощью тренингов, на которых прорабатываются специально подобранные психологом упражнения и игры.

Можно провести релаксационный тренинг, открывающий глаза на скрытую внутри себя действительность. Результаты тренинга помогут увидеть проблемы внутри каждого из его участников, дать почву для размышления в плане работы над собой. Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности педагога, его способностей, умений и навыков помогающих успешно выполнить работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с учащимися, коллегами, администрацией.

Чтобы разрешить обозначенные выше трудности педагогической деятельности нужно постоянно использовать способы саморегуляции. Что такое саморегуляция? Это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Достигается саморегуляция с помощью четырёх основных средств используемых по отдельности в различных сочетаниях. В результате саморегуляции возникает три основных эффекта: успокоения, восстановления и активизации. 

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил нормализирующим эмоциональный фон действительности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Поэтому не откладывайте в долгий ящик естественные способы саморегуляции организма, которые вы наверняка использовали в жизни не раз: т.к. длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, танцы, музыка, юмор, различные движения типа подтягиваний и тогда эмоциональное выгорание вас не настигнет.

 

Практическая часть

 

Упражнение «Геометрические фигуры» (фигурки фигур из бумаги)

Чтобы узнать немного больше о себе, выберите одну из имеющихся у меня геометрических фигур.

Тот, кто выбрал круг, хорошо умеет взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру.

Любители треугольников обычно хорошо знают свои цели и умеют их достигать.

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, готовые предложить новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Подвести итог что все мы разные в этом весь плюс, поэтому нам и интересно друг с другом.

Упражнение «Пойми меня» (невербальное общение, карточки). 

Ситуации:

  1. Я опоздала на работу, прикройте меня.

  2. Видела сегодня в коридоре заведующую, она посмотрела и я поняла, что одета не по уставу ДОУ.

  3. Сегодня будет педагогический совет, скажу, что надо мужу борщ варить и уйду.

Нужно обратить и на тех, кто показывает, и на тех, кто угадывает. В конце всех упражнений обязательно подводить итог, что было сложно и почему, спросить тех, кто не участвовал.

Упражнение «Рука- кружка».(кружка с водой)

Даёт уверенность в том, что все проблемы решаются, но если мы постоянно об этом думаем, можем заболеть и только усугубить ситуацию. Если не можешь решить сам спроси помощи или отпусти ситуацию, она решится сама собой.

Важно в тренинге чередовать подвижные упражнения с упражнениями на размышление.

Упражнение «Никто не знает что у меня» (мяч)

Все становятся в круг, психолог произносит начало фразы «Никто не знает что у меня…» и кидает мяч любому коллеге, тот в свою очередь заканчивает фразу и бросает мяч обратно психологу и так пока каждый не проговорил фразу.

Упражнение «Чёрный и золотой стул»

Воспитатели по очереди вызываются, и коллектив сначала говорит о них все что знает отрицательное, затем положительное. Следует обратить внимание на тех, кто отказался присесть на стул. В заключении психолог должен сказать, что не нужно ни на кого обижаться, а наоборот призадуматься и исправить у себя все недочеты ведь каждому есть над, чем работать, в каждом есть что исправить.

Упражнение «У каждого…»(карточки)

Психолог по очереди предлагает карточки с фразой, которую должны продолжить. В конце делается акцент на самые сложные вопросы, почему на них нелегко отвечать и т.п.

Упражнение «Скульптуры».


Двое с завязанными глазами становятся в центр круга. Один принимает любую позу, а другой должен ее повторить. Но на этот раз он не получает от первого словесных инструкций. Его подводят к "скульптуре", и он, ощупывая ее, должен составить представление о позе, в которой она находится, и принять такое же положение.

Упражнение «Безопасное место»(под релаксационную музыку)


Психолог говорит: "Сядьте поудобней, расслабьтесь, сделайте два - три глубоких вдоха и закройте глаза. Почувствуйте, как приятное тепло обволакивает ваше тело. Теперь вспомните ваше любимое место. Это самое безопасное место, где вы себя чувствуете уединенно и спокойно. Вспомните и постарайтесь увидеть его. Вспомните звуки, цвета, запахи, окружающие предметы. Несколько минут понаблюдайте за этим местом. Теперь мысленно перенеситесь туда и побудьте некоторое время в этом месте. Обратите внимание на свои мысли и чувства. (Педагог дает возможность побыть в этом состоянии участникам 5-10 минут).  Теперь сделайте 2-3 глубоких вдоха и откройте глаза. Обсуждение, что это за место и почему самое безопасное.

Подведение итогов, рефлексия, можно провести в виде высказываний о том, что удалось, а что нет либо написать записки, смайлики. В конце занятия психолог должен сказать что получилось, а что нет. Сделать акцент, что это сближает и раскрепощает, помогает лучше узнать друг друга. Тренинг эмоционального выгорания сплачивает коллектив, способствует его гармоничному развитию, помогает каждому найти для себя что-то новое.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...