Картотека "Сюжетно - ролевые игры"
картотека

Картотека "Сюжетно - ролевые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

«СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»

КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА

Предварительная работа: изготовление из картона и пластилина «кондитерских» изделий: конфеты, пряники, печенье разной конфигурации.

Атрибуты: сооружённый движущийся ленточный транспортёр для поставки готовой продукции; коробки (из-под конфет, зефира), пакеты для фасовки готовой продукции; наборы карточек с цифрами.

Роли для мальчиков: шофёр, вахтер-охранник, грузчик.

Роли для девочек: кондитер, сортировщица, контролёр, кассир, повар.

Общие роли: заказчики продукции,  директор, бухгалтер.

Сюжеты: магазин заказывает конфеты и печенье, рабочие на фабрике их изготовляют, заказчик расплачивается, отдает заказ шофёру, который их развозит по магазинам;

в семье праздник - мама приходит и заказывает на фабрике подарочные наборы, рабочие их фасуют и отдают заказчику. На фабрике обед - рабочие идут в столовую, заказывают обед, беседуют, отдыхают, возвращаются на рабочие места;

вахтёр пропускает рабочих и посетителей на фабрику, выписывает пропуск;

Усложнение: к празднику нужно расфасовать праздничные подарки расклеить карточки на пакеты с цифрами о количестве конфет в 1 пакете.

        МАГАЗИН

Атрибуты: разнообразный ассортимент товаров, необходимый для каждого отдела; касса, витрина с вывеской, полочки для товаров, весы, белые халаты, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Роли для мальчиков: шофёры, рабочие, грузчики, электромонтеры.

Роли для девочек: продавцы, кассиры.

Общие роли: заведующий магазином, покупатели.

Сюжет: корабль отправляется в дальнее плавание, матросы закупают
продукты; мама закупает продукты для семьи; кассир считает, сколько денег
должен заплатить покупатель, чертит на чеках количество палочек

соответствующее количеству товара и отдаёт чек покупателю. Покупатели отдают кассиру деньги, продавец раскладывает товар и отпускает его покупателю; заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на товар, беседует с покупателями, нравится ли им их магазин, обслуживание); грузчики осуществляют погрузку, шофёры доставляют в магазин заказываемый товар, электромонтеры обслуживают технику.

ПОЛИКЛИНИКА

Атрибуты: грелки, носилки, рецепты, журналы для записей, кварц; для глазного отделения- очки, «стёкла» (кружочки, оклеенные фольгой - зеркало (большой кружок, оклеенный фольгой) для осмотра глазного дна, приборы для закрытия глаза, таблица с рисунками; лор-зеркало для осмотра носа, ушей, трубочки, шпателя.

Роли для мальчиков: обслуживающий персонал, охранник, водитель автобуса, водитель скорой помощи

Роли для девочек: медицинская сестра, регистратор.

Общие роли: врачи, больные.

Сюжет: заболел ребенок, мама привела его в поликлинику. В   автобусе стало  плохо пассажиру, его привезли в больницу, врач оказывает помощь, осмотрев больного, медсестра делает уколы, выписывает рецепты, направления на процедуры. В детском саду проверяют состояние здоровья детей. Регистратор записывает в журнал больных на приём, выдаёт талончик.

СБОР УРОЖАЯ

Атрибуты: строительный набор (для постройки комбайна, машин), рули, детские гаечные ключи, отвёртки.

Роли для мальчиков: строители, комбайнеры, рабочие.

Роли для девочек: работники зернохранилища, пекари.

Общие роли: работники фермерского хозяйства.

Сюжет: подошло время уборки урожая, (дети построили комбайны) -для уборки урожая с полей, машины увозят урожай (зерно) в зернохранилище. А в поле сломался комбайн, его ремонтируют рабочие, и он продолжает уборочные работы, из зернохранилища зерно увозят на завод, из него мелют муку, пекут хлеб и машины развозят его по магазинам.

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ

Атрибуты: строительный набор, руль, форма (бескозырки, воротники, фуражки), сети, рыба из папье-маше, машины, рупор, бинокль.

Роли для мальчиков: рыбаки, грузчики, дрессировщики.

Роли для девочек: библиотекарь, работник буфета, экскурсовод.

Общие роли: пассажиры.

Сюжет: речники вышли на рыболовецком судне ловить рыбу; на пароходе переправляют машины, различные грузы; на пароходе организовывается экскурсия. На пароходе есть библиотека, буфет, экскурсовод рассказывает, что они видят; на пароходе перевозят зоопарк в другой город.

ФЕРМА ПО ПРОИЗВОДСТВУ МОЛОКА

Атрибуты: игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загонов, пастбища, строительный набор для постройки фермы, разные ёмкости для молока (игрушечные бидоны или баночки), условные мерки (чашки, бокалы, ложки), инвентарь для уборки (ведёрки, метёлки, щётки, тряпки), косынки, фартучки.

Роли для мальчиков: строители фермы, водитель молоковоза, водитель транспортера.

Роли для девочек: доярки, ветеринарные врачи.

Общие роли: работники молочной фермы.

Сюжет: строится ферма, транспортёр для подачи корма, строят также ветлечебницу - доярки выпускают коров, телят, пастухи их пасут. Во время дойки доярки идут доить коров на пастбище. Затем на машинах молоко отвозят в детский сад, магазин. На ферме заболела корова - ей вызывают ветврача, врач приходит, осматривает её, выписывает ей лекарство, её отвозят в отдельное стойло; вечером на ферме уборка помещения.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

Атрибуты: средства передвижения (космический корабль, ракета), пульт управления,   рация,   наушники, компьютерная техника (из коробок).

Роли для мальчиков: строители космического корабля, космонавты.

Роли для девочек: помощники на космическом корабле.

Общие роли: инопланетяне.

Сюжет: собирается экспедиция на другую планету, заготавливаются подарки для друзей с другой планеты, оборудуется и строится космический корабль. Всё готово - полёт, летит корабль по звёздному небу, рассматривают звёзды, вот и млечный путь, он указывает дорогу к друзьям, вот; планета. Корабль приземляется. Навстречу нашей экспедиции идут инопланетяне. Они их приглашают в гости, показывают свою планету. Обмениваются подарками, в конце все вместе возвращаются на землю.

 

ЗООПАРК

Атрибуты: игрушечные животные, строительный материал, инвентарь (ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки) Из фанеры, картона, вырезают невысокие

природного материала (желудей, веточек), цветной бумаги и пластилина готовят корм для животных, фартучки, нарукавники, косынки, береты.

Роли для мальчиков: строители зоопарка, проводники поезда, дрессировщик.

Роли для девочек: ветеринарные врачи, повара, воспитатель Общие роли: дети, пришедшие на экскурсию.

Сюжет: началось строительство зоопарка. Директор даёт указания проводнику, каких привезти в зоопарк животных. Проводники едут за животными и привозят их в зоопарк, там их осматривает врач и рабочие размещают их по клеткам. На кухне животным готовят пищу, кормят их, чистят клетки. Дети из детского сада приходят на экскурсию в зоопарк, воспитатель рассказывает им о животных, которые находятся в клетке.

ПУТЕШЕСТВИЕ ВОКРУГ СВЕТА

Атрибуты: рация, наушники, шлемы для водоёмов, строительный набор, картинки с изображением животных, билеты.

Роли для мальчиков: строители корабля, капитан корабля, водолазы, матросы.

Роли для девочек: мамы, работник буфета, библиотекарь

Общие роли: дети, жители разных стран.

Сюжет: организуется путешествие в дальние страны, строится корабль. Мама с дочками покупают билеты на корабль. На корабле ходят в буфет, в библиотеку, вовремя путешествия корабль получает пробоину, командир отдаёт приказ исправить аварийную ситуацию, водолазы спускаются на дно, исправляют неполадки, путешествие продолжается. Дети приплыли на север, там знакомятся с климатом, с животными. Затем плывут дальше и продолжают знакомиться с другими странами.

ПОЧТА  

Атрибуты: конверты, маленькие книжечки, журналы, открытки, газеты, почтовые ящики, берет с эмблемой, сумки для почтальонов, секционные стенки с ячейками для раскладывания корреспонденции по адресам в здании почты, в жилых домах, посылки, квитанции.

Роли для мальчиков: почтальон, начальник почты.

Роли для девочек: сортировщицы, операторы-кассиры.

Общие роли: посетители.

Сюжет: Сортировщики сортируют полученную корреспонденцию, почтальоны разносят почту по адресам, начальник почты контролирует правильности сортировки и доставки корреспонденции. Вручает квитанции. Посетители пишут письма, поздравительные открытки, отправляют, их своим знакомым, покупают на почте газеты, марки, в специальной стенке с ячейками, на которой номер квартиры лежит корреспонденция. Посетитель забирает предназначенную ему корреспонденцию. Если что-то не устраивает посетителя, он обращается к начальнику почты, который всё сверяет по квитанции. На почте получают и оправляют посылки. Для получения посылки предъявляют квитанцию, которую вручает получателю почтальон.

 

АТЕЛЬЕ

Атрибуты: вырезанные из картона большие и маленькие куклы,
цветные ленты разной длины (ширины), условные мерки (картонные
полоски), ножницы, детские швейные машинки,        цветные карандаши,

выставка тканей, журналы мод.

Роли для мальчиков: шофёры.

Роли для девочек: заведующая ателье, закройщики, приёмщица, кассир. Общие роли: портные, рабочие ателье, заказчики.

Сюжет: куклам к празднику нужны нарядные платья. Закройщик снимает мерки, отмеряет ткань на платье, заказчице предлагается журнал мод для выбора фасона. Затем работа оплачивается в кассе. Рабочие ателье начинают шить платье.

В ателье организуется выставка тканей, приходят посетители, рассматривают ткани, покупают себе на платье, здесь же заказывают.

В ателье закончилась ткань, заведующая ателье заказывает ткань на складе, шофёр её привозит.

ШКОЛА

Атрибуты: доска, книжки, тетрадки, куклы, указка.

Роли для мальчиков: папы учеников, охранник.

Роли для девочек: мамы учеников, работники столовой.

Общие роли: ученики, учителя

Сюжет: мамы привели своих детей в 1-й класс, учительница ведет уроки, во время перерыва она играет со своими учениками. В класс приходит новый ученик, учительница знакомит детей с ним. На перемене идут на обед.

МЫ ОТКРЫВАЕМ ДЕТСКИЙ САД

Атрибуты: куклы, мебель, игрушки, транспорт.

Роли для мальчиков: строители, грузчики, шофёр.

Роли для девочек: заведующая детским садом, воспитатели, врач, завхоз, помощники воспитателя.

Общие роли: дети, родители.

Сюжет: в новом микрорайоне открывается детский сад. Заведующая детским садом заказывает на складе мебель, посуду (согласно количеству детей), на склад едет шофёр на машине, там грузчики грузят мебель, отвозят её в детский сад. Воспитатели согласно также количеству детей устанавливают, каждый в своей группе: кровати, столы, стулья, разбирают посуду, приводят группы в порядок. Дальше идёт связь с играми «Детский сад», «Семья».

ЦИРК

Атрибуты: у каждого ребёнка - конверт, в котором находятся числовые карточки.

Роли для мальчиков: дрессировщики, акробаты, клоуны.

Роли для девочек: кассиры, гимнасты, работник буфета, продавец сувениров.

Общие роли: зрители (дети и родители).

Сюжет: дети и родители приходят в цирк, покупают билеты, занимают свои места. Представление начинается! Выступают акробаты, гимнасты, дрессированные хищники и собачки. В антракте дети и родители посещают буфет, покупают различные сувениры. 

АЭРОПОРТ

Атрибуты: строительный набор, самолёты, кассы, билеты, куклы.

Роли для мальчиков: строители аэропорта, грузчики.

Роли для девочек: кассиры, диспетчеры, работник буфета, библиотекарь.

Общие роли: пассажиры аэропорта.

Сюжет: строится здание аэропорта, пассажиры покупают в кассах билеты, чтобы отправить своих детей в путешествие на самолёте. В аэропорту есть буфет, библиотека, во время ожидания вылета или прилёте самолёта, пассажиры и ожидающие ходят в библиотеку, в буфет, по радио объявляют посадку самолёта: встречающие - встречают, провожающие - провожают.

БИБЛИОТЕКА

Атрибуты: книги различного формата, книги, изготовленные и оформленные детьми, формуляры для записей читателей, портреты писателей, художников, книжки-раскладушки о профессиях, подшивки газет, журналы.

Роли для мальчиков: шофёр, охранник.

Роли для девочек: библиотекарь.

Общие роли: посетители библиотеки.

Сюжет: читатели приходят в библиотеку, берут книги, библиотекарь помогает им выбрать книгу по интересу, записывает в формуляр, какую книгу читатель взял, по возвращении книги дети должны рассказывать (по картинкам) о чём эта книга. В библиотеке может организоваться читательская конференция (чтение и рассказывание стихов, любимых сказок); в читальном зале посетители читают газету, журналы. В библиотеке может быть организована выставка художника. Библиотекарь заказывает по телефону, чтобы ему привезли новые книги. Ему доставляет шофёр книги, библиотекарь их принимает и размешает их по полкам, отмечает в журнале, какие книги приняла.

АПТЕКА

Атрибуты: муляжи различных лекарств, вата, шприцы, окошечко «касса», отдел для изготовления лекарств (фармацевтический), деньги, бланки рецептов, игрушечные пробирки, баночки.

Роли для мальчиков: водитель, доставляющий лекарства, грузчик, охранник.

Роли для девочек: кассир, фармацевт, продавец.

Общие роли: посетители в аптеке.

Сюжет: после посещения больницы, дети с рецептами приходят в аптеку за лекарствами, подают рецепты, продавец им выдаёт лекарство и говорит, сколько надо заплатить в кассу. Покупатель платит, получает в кассе чек и забирает лекарство. Если лекарства готового нет, фармацевт изготавливает его.

ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА

Атрибуты: игрушки животных, грелки, градусники, шприцы, бланки рецептов, набор карточек.

Роли для мальчиков: ветеринарный врач, охранник.

Роли для девочек: медсестра, регистратор.

Общие роли: посетители ветеринарной клиники.

Сюжет:   заболел домашний питомец,   его  приносят  в  ветлечебницу, оформляют в регистратуре. Врач осматривает животных, медсестра ставит уколы, градусник, поит лекарством. В зоопарке заболели животные, «вызывают» ветврача. Он осматривает животное, говорит, как надо лечить,  как ухаживать. 

ФАБРИКА ИГРУШЕК

Атрибуты: игрушки всех видов, глина, пластилин, столярные принадлежности, коробочки под игрушки, конвейер, машины.

Роли для мальчиков: шофёр, приёмщик материалов.

Роли для девочек: работники кухни, библиотекарь.

Общие роли: рабочие фабрики, инженеры.

Сюжет: для детского сада на фабрике заказывают игрушки, рабочие их изготавливают; из изготовленных игрушек на фабрике проводится выставка -распродажа игрушек; инженеры - конструкторы придумывают новые игрушки, рисуют их на бумаге, рабочие, рассмотрев рисунки, начинают их изготавливать; на фабрике есть столовая, куда рабочие ходят в обеденный перерыв, так же имеется библиотека. На фабрике директор заказывает на складе материал для изготовления игрушек, этот материал привозя со склада на машине, приёмщик принимает материал, выдаёт рабочим.

ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ

Атрибуты: телефонные аппараты, строительный набор, журналы для записей.

Роли для мальчиков: рабочие телефонной станции.

Роли для девочек: диспетчеры.

Общие роли: абоненты.

Сюжет: на телефонной станции работают диспетчеры, им звонят абоненты, просят, чтобы их соединили с кем-нибудь из их знакомых, дома не отвечает телефон, абонент звонит на т/станцию и просит, чтобы проверили линию, диспетчер вызывает рабочих, они налаживают связь.

ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ

Атрибуты:   строительный   набор,   машины,   каски,   оборудование (шланги, игрушечные баллоны для тушения пожара), телефон, рация.

Роли для мальчиков: водитель пожарной машины, пожарные, водитель скорой помощи.

Роли для девочек: врач скорой помощи, медицинская сестра, диспетчер службы МЧС.

Общие роли: жильцы загоревшегося дома.

Сюжет: в доме произошёл пожар, по телефону позвонили люди, машины собираются на выезд, приезд на место пожара, тушение, оказание помощи пострадавшим.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

Атрибуты:   машины   скорой   помощи,  муляжи лекарств,   халаты,   носилки, капельницы, шприцы, марля, вата.

Роли для мальчиков: водитель скорой помощи, врач.

Роли для девочек: оператор, принимающий вызовы, медицинская сестра.

Общие роли: пациенты.

Сюжет: вызов скорой помощи на пожар, оказание помощи
пострадавшим, на носилках забирают в больницу. Ребёнок отравился, к нему
вызывают машину «скорой помощи», оператор записывает приём вызова,
отправляет машины к месту происшествия, врач осматривает, оказывает первую помощь (промывание), ставит уколы.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...