«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка»
статья

Рыбина Татьяна Леонидовна

кгн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_kgn_i_ih_rol_v_razvitii.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка»

Ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй. Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова.

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре.  Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, параллельно происходит влияе на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом взрослый должен набраться большого терпения и понимания.

Гигиенические навыки – составная часть культуры поведения человека, продиктованная требованиями гигиены и нормами человеческих отношений; культурно-гигиенические навыки и привычки формируются в период дошкольного детства, обеспечивая фундамент здоровья и самостоятельность ребенка в самообслуживании. Культурно-гигиенические навыки характеризуются как – действия, связанные с соблюдением чистоты и порядка. Условно они делятся на 4 группы: навыки чистоты и личной гигиены, навыки культуры еды (пользования приборами, обращение с пищей), бережное обращение с вещами личного обихода, соблюдения чистоты и порядка в окружении человека. Культурно-гигиенические навыки у детей осуществляются под руководством взрослых сначала по подражанию, с помощью примера, демонстрации последовательности и алгоритма действий, рассматривания картинок, педагогической оценки, использования игровых приемов и т.п. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична. Поэтому развитие культурно-гигиенических навыков являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду.  

          В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Развитие у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее». Освоение культурнр-гигиенических навыков приобретает  важнейшее значение для ребенка 3х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать  независимым, все хочет делать сам. Освоив культурно-гигиенические навыки, малыш почувствует свою самостоятельность. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

        Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста формировать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

            Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё многое не умеет делать сам, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.    Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.    В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В дальнейшем для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.       Самостоятельность - важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства, центральная характеристика возраста трех лет: Кризис трех лет – это кризис “Я сам!”, обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующей возросшим силам ребенка этого возраста системы отношений с взрослыми.

Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Своевременное освоение культурно-гигиенических навыков дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Осознание трудовых действий, реальное понимание смысла труда и того значения, которое имеет труд, определит успех психического развития детей, подготовку к их будущей жизни.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, являются основой сохранения здоровья, успешной социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Именно формирование культурно-гигиенических навыков позволяет развивать волевые качества, создают условия для формирования основ эстетического вкуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

Вопросами гигиены детей интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919г была поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов, домов ребенка). Выполнение э...

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

Гигиенические навыки – составная часть культуры поведения человека, продиктованная требованиями гигиены и нормами человеческих отношений; культурно-гигиенические навыки и привычки формируются в ...

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

Ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Совреме...

"Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка "

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёс...

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

Ещё классики отечественной педагогики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский) писали, что формирование культурно - гигиенических навыков одно из важнейших направлений в работе с детьми. Совреме...

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёс...

Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитии ребёнка

В работе по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёс...