Актуальный педагогический опыт
материал

Актуальный педагогический опыт "Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических форм организации детских видов деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo_po_pdd.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дегтеревич Елена Николаевна

   

МКУ «Управление образования Шебекинского городского округа»

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических форм организации детских видов деятельности

Автор опыта: Дегтеревич

Елена Николаевна,

воспитатель МАДОУ

«Центр развития ребенка –

детский сад №6

г. Шебекино

Белгородской области»

Шебекинский городской округ

2020 г.

Содержание:

Информация об опыте ………………………………………………………3

Технология описания опыта ………………………………………………..8

Результативность опыта …………………………………………………....14

Библиографический список ………………………………………………..16

Приложение к опыту ………………………………………………………..17

Раздел I. Информация об опыте

  1. Условия возникновения опыта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №6», расположен в одном из микрорайонов города Шебекино, вблизи главной улицы Ленина. Рядом с детским садом находятся: СОШ №5, Центральная городская библиотека, Детско-юношеская спортивная школа, Исторический музей.

Дошкольная образовательная организация реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения. Дополнительно используются парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной), раздел «Ребёнок на улице города» и программа «Светофор» Т.И. Даниловой.

Детский сад посещает 252 ребенка. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но скоро – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребенка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить ребенка правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. Формировать у детей представление о правилах дорожного начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

Началом работы по теме опыта стало проведение в 2016 году диагностики исходного уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения, на основе методики Т.И. Даниловой (Приложение №1). В диагностическом обследовании приняли участие 23 воспитанника средней группы. По результатам проведенного тестирования оказалось, что 4% дошкольников имеют высокий уровень, 57% - находятся на среднем уровне и 39% - на низком уровне. Дети владеют некоторым объёмом теоретических знаний, но испытывают затруднения в применении их на практике, не могут предвидеть развития дорожной ситуации, планировать своё поведение, как участника дорожного движения. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о необходимости повышения уровня представлений о правилах дорожного движения у воспитанников детского сада, таким средством могут являться специфические виды деятельности.

  1. Актуальность опыта

Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что неожиданно появится на проезжей части транспортное средство или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Из актуальности автор выделил противоречия:

- между накоплением знаний о правилах дорожного движения и неумением применять эти знания в реальных ситуациях на улицах города.

- между необходимостью повышения уровня знаний у детей по правилам дорожного движения и недостаточной проработкой опыта по использованию специфических форм организации детских видов деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. 

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических форм организации детских видов деятельности.

  1. Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 3 года (с сентября 2016 г. по май 2019 г.) и разделена на несколько этапов.

I этап - начальный (сентябрь 2016г. - декабрь 2016г.)

Возникновение идеи опыта. Определение целей и задач, изучение и анализ теоретического, практического, диагностического материала по теме, выбор методов и приемов. Проведение предварительного диагностического обследования.

II этап - основной (январь 2017г. - август 2018г.) Разработка и внедрение в педагогический процесс системы работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей посредством специфических видов деятельности.

III этап - заключительный (сентябрь 2018г. - май 2019г.) Проведение итогового диагностического обследования. Систематизация и обобщение результатов работы.

  1. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством специфических форм организации детских видов деятельности в организованной образовательной деятельности.

  1. Теоретическая база опыта

Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых. Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Привитие навыков основ безопасности жизнедеятельности детям дошкольного возраста нашло отражение в научных трудах (Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой, И.Ю. Бордачевой, Т.П. Гарнышевой, Т.И. Даниловой, О.Л. Князевой, Т.Ф. Саулиной, О.Ю. Старцевой, Э.Я Степанковой, Р.Б.Стеркиной, Е.Я. Хабибулиной, Т.А. Шорыгиной и др.)

Каждому педагогу приходиться по нескольку раз в день настраивать ребёнка на тот или иной вид активности, переключив с другой деятельности. При этом он использует весь багаж методических приёмов. Всё зависит от целесообразности использования каждого из них: соответствия теме, эффективности в отношении конкретной группы детей, а также содержания материала.

В п. 2.7 ФГОС ДО сказано, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. Пять образовательных областей ФГОС реализуются через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы. ФГОС выделяет 9 видов деятельности для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):

  1. Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной позиции (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).
  2. Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений для достижения общего результата (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
  3. Познавательно-исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
  4. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
  5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд - форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть (в помещении и на улице).
  6. Конструирование из различных материалов – форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
  7. Изобразительная деятельность – форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт (рисование, лепка, аппликация).
  8.  Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции слушателя, исполнителя, сочинителя (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  9. Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции (овладение основными движениями).

Важным показателем развития ребенка является уровень овладения им различными специфическими видами детской деятельности. Мы, воспитатели, на этом этапе помогаем детям и в свою очередь должны уметь организовывать специфические виды детской деятельности, а также организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь воспитателю решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему воспитания безопасного поведения детей на дороге.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, позволяющих обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.

Опираясь на теоретическую базу перечисленных выше ученых, психологов, педагогов, была разработана система работы на занятиях и в повседневной жизни по формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения посредством специфических видов деятельности.

  1. Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы работы, которая поможет сформировать у детей дошкольного возраста представления о правилах дорожного движения посредством специфических форм организации детских видов деятельности через включение социума, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения.

  1. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт имеют практическую направленность и может быть использован в дошкольных образовательных организациях, в которых реализуется основная образовательная программа дошкольного учреждения с использованием дополнительных программ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной), раздел «Ребёнок на улице города» и программы «Светофор» Т.И. Даниловой, педагогами дополнительного образования, студентами педагогических колледжей и университетов, родителями в условиях семьи, так как опыт включает в себя всех участников образовательного процесса и распространяется на все формы взаимодействия с детьми 4 – 8 лет.

Раздел II. Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности в данном направлении является повышение эффективности педагогического процесса по формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения посредством специфических форм организации детских видов деятельности.

Достижению этой цели служит решение следующих задач:

- создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

  • повышение уровня знаний у детей по дорожной тематике, формирование навыков и привычек безопасного поведения на дорогах;
  •  использование интегрированного подхода в обучении дошкольников безопасному движению по улице;
  • активизация внимания родителей к решению задач по обучению детей дорожной азбуке;
  • создание системы взаимодействия детского сада с учреждениями социума микрорайона по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Работа строилась в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

- принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем;

- принцип деятельности – включение ребёнка во все виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;

- принцип интеграции – интеграция всех специфических видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;

- принцип дифференцированного подхода – решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях по правилам дорожного движения;

- принцип возрастной адресности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Целенаправленная работа по данной теме проводилась в трех направлениях: с дошкольниками, с родителями и педагогическим коллективом.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все специфические виды деятельности дошкольников, чтобы затем дети могли реализовать ее в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Дорожное движение едино для всех детей дошкольного возраста, посещающих школу и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил.

В средней группе дети продолжали знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице и в общественном транспорте. Для ребят новым стал разговор о пешеходном переходе и его назначении, они познакомились со знаками «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Были уточнены знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Дети знакомились с различными видами городского транспорта, с местами движения машин и людей, отрабатывался навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Основными формами работы с детьми по специфическим возрасту видам деятельности были: организованная образовательная деятельность детей «Транспорт», рассматривание иллюстраций и решение дорожных ситуаций, беседы «Грузовой транспорт», «Мы по улице идем», «Найди пешеходов – нарушителей», «Труд водителя». Параллельно с изучением правил дорожного движения педагогом были организованы: целевые прогулки «Станция технического обслуживания», наблюдение за транспортом, экскурсии «Наша улица», «Пешеходный переход», «Пассажирский транспорт».

Дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «Угадай дорожный знак», «Наша улица» (Приложение №3) способствовали развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении. В сюжетно – ролевых играх «Я – шофер», «Автобус», «Я - пешеход» дети знакомились: с улицей, дорогой, тротуаром, работой водителя, научились правильно входить в транспорт и выходить из него. Двигательная активность детей развивалась в процессе подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Будь внимателен», «Цветные автомобили», игры – соревнования «Проведи машину через препятствие», катания на самокате и велосипеде.

Для формирования представлений о правилах дорожного движения проводились изобразительные виды деятельности: аппликация «Автобус», рисование «Дорога для автомобиля», лепка «Светофор» и конструирование «Гараж».

Дети познакомились с произведениями художественной литературы: А. Тюняевой «Правила дорожного движения», М. Пожарского «Машины», слушали аудио сказки по правилам дорожного движения.

В уголке безопасности дорожного движения находился:

  • макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть, пешеходный переход;
  • макет транспортного светофора с переключающимися сигналами;
  • набор транспортных средств;
  • атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм, дидактические игры.

В старшей группе во время практических занятий регулярно отрабатывались навыки перехода проезжей части. На территории участка был создан автогородок «автодром – павильон», в котором обозначена проезжая часть, тротуары и пешеходные переходы.

На занятии ребята по схеме рассказывали, как наиболее безопасно идти в детский сад и обратно домой, знакомились с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети, разбирались в схеме микрорайона вокруг детского сада; учились не только сами правильно вести себя в дорожной обстановке, но и управлять направлением движения своих друзей, делать им замечания (не посмотрел направо, отвлекаешься.)

Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

Автор опыта использовал следующие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста: организованную образовательная деятельность детей «Школа пешеходных наук», «Путешествие в страну Правил дорожного движения» (Приложение №4), игровой тренинг «Безопасность на дороге», моделирование дорожных ситуаций. Детям были прочитаны художественные произведения: М. Дружинин «Служебные машины», В. Лебедев – Кумач «Умные зверушки», Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа», Н. Калинин «Как ребята переходили улицу».

  Педагогом были организованы: целевая прогулка «К остановке пассажирского транспорта», наблюдение за светофором, экскурсия «Дорожная азбука», встреча с инспектором ОГИБДД, квест – игра «Помоги Светофорчику», проведение «Клубного часа», опыт «Зачем зимой посыпают дороги солью, песком», игра – эксперимент «Что происходит при столкновении двух транспортных средств».

 Игровой вид деятельности реализовался при проведении дидактических игр «Угадай дорожный знак», «Перекрёсток», «Наша улица», «Дорожное лото»; сюжетно – ролевых игр «Станция технического обслуживания», игр в автогородке «Мы – пешеходы», «Мы – водители». В подвижных играх «Пешеходы и транспорт», «Добеги до знака», «Стоп – Иди», игре – соревновании «Водители, на старт!» дошкольники закрепляли и совершенствовали навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию.

Коммуникативная деятельность осуществлялась через беседы «Правила поведения пешеходов», «Дорожные нарушения», «История транспорта», «Дорожные ловушки», «Светоотражающие элементы», рассматривание тематических плакатов, иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций, составление творческих рассказов по сюжетным картинкам «Как поступить в данной ситуации?», отгадывание загадок, заучивание считалки и пословиц, словесные игры «Доскажи словечко», «Найди ошибку».

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для изучения правил дорожного движения, были проведены: рисование «Дорожный знак», аппликация «Грузовая машина», коллективная аппликация «Улица родного города», лепка «Транспорт», конструирование «Моя улица».

 В уголке безопасности дорожного движения появились:

  •  Макет перекрёстка, с помощью которого ребята могли решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет был со съёмными предметами, дети сами могли моделировать улицу;
  • Набор дорожных знаков, в который входят информационно-указательные, запрещающие, предписывающие знаки, знаки приоритета, знаки сервиса.

В подготовительной к школе группе были систематизированы знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Дети познакомились с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Педагог продолжал знакомить детей с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными, с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»).

После того как были изучены сигналы светофора, перешли к изучению сигналов регулировщика. Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора. Детям было объяснено и показано положение регулировщика, и в каком направлении разрешено движение пешехода.

В процессе организованной образовательной деятельности детей «Путешествие в страну дорожных знаков», «Азбука дорожного движения» использовались игровые и литературные паузы, которые делали изучаемый материал доступным и понятным для дошкольников. Проводилась практическая работа «Дорожные знаки», «Сигналы регулирования дорожного движения», моделирование дорожных ситуаций и их решение, ТРИЗ «Что произойдет если на Земле не будет транспортных средств» и «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», флэш-моб «Мы за безопасность», «Клубный час», встреча с сотрудником ГИБДД.

В ходе коммуникативной деятельности проводились: беседы «Работа сотрудника ГИБДД», «Велосипед», «Я – пассажир» проводились с использованием наглядного материала, составление рассказов по сюжетным картинам, отгадывание загадок, разучивание чистоговорки. Дети познакомились с произведениями художественной литературы: М. Дружинин «Моя улица», Н. Носов «Автомобиль», С. Волков «Правила дорожного движения», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог» и оформили выставку книг по правилам дорожного движения.

Во время целевой прогулки «Здравствуй, улица», наблюдения за световыми сигналами автомобилей, экскурсии по микрорайону были дополнены представления детей о безопасном поведении на улицах города.

Вместе с детьми были проведены: опыт «Почему светятся дорожные знаки», игра – эксперимент «Подушка – безопасности», игровой тренинг «Знай и соблюдай правила дорожного движения», квест – игра «Найди недостающий атрибут», осуществлены мини – проекты «Коллекция видов транспорта», «Мой безопасный маршрут».

Игра помогла заинтересовать детей в изучении правил дорожного движения, дошкольники играли в дидактические игры «Чем накормить автомобиль», «Угадай, какой машине принадлежит сигнал», «Разрезные знаки»; в подвижные игры «Перекресток», «Ловкий пешеход», «К своим знакам»; в сюжетно – ролевые игры «Службы спасения», «На дорогах города», «Пассажиры»; в игры – соревнования «Перейди дорогу», «Чья машина?»; игры в автогородке; катались на велосипеде, самокате.

В продуктивных видах деятельности дети занимались рисованием «Островок безопасности», аппликацией «Мой дом – моя улица», лепка «На перекрестке», изготовлением светоотражающих элементов для своей одежды.

Содержание уголка усложнилось:

  • подобрана картотека «опасных ситуаций»;
  • изготовлены схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. Организовано окно выдачи водительских удостоверений сдавшим    экзамен по правилам дорожного движения.

Большое внимание уделялось развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети учились различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».

В конце учебного года в каждой возрастной группе проводилось итоговое мероприятие в разнообразных формах: театральные постановки «На машине», «Три чудесных цвета»; праздники «Твой приятель – светофор!» и развлечения «В гости к бабушке Загадушке»; викторины «Что? Где? Когда?» (Приложение №5), «Правила дорожного движения достойны уважения!»; конкурсы, выступление агитбригады «В стране дорожных знаков», выставки детского творчества по правилам дорожного движения.

Большое значение в формировании безопасного поведения детей на дороге, имеет положительный пример в поведении взрослых, поэтому уделялось значительное внимание работе с родителями. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Родителям была показана вся серьёзность проблемы, обозначены ситуации, которые часто приводят к трагедии, рассказано в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. В итоге родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Работа с родителями включала в себя:

  • организацию собраний «Безопасность детей в ваших руках» с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
  • консультации «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения», «Зачем нужны светоотражающие элементы», «Самые важные правила - Правила дорожного движения!» (Приложение №6);
  • организацию различных мероприятий с участием родителей, «Круглый стол» с участием сотрудников ОГИБДД;
  • подготовка и проведение онлайн консультаций посредством мессенджеров, размещение консультативного материала на сайте ДОУ, организация рассылки на почту родителей.
  • включение в работу по созданию предметной развивающей среды, подготовке праздников, командных соревнований, конкурсов «В автомобильном кресле место классное – место безопасное», семейных плакатов и рисунков, разработке схемы маршрута «Мой безопасный путь домой»;
  • разработка семейного маршрута выходного дня «Значимые места Шебекинского района»;
  • участие родителей в проведении «Родительского патруля» по контролю ношения светоотражающих элементов на одежде, использованию детских удерживающих устройств, соблюдению правил перехода улицы;
  •  анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» (Приложение №2), анализ полученных результатов;
  • информация в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать», перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по правилам дорожного движения.

Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми Правила дорожного движения. Результаты анкетирования показали, что многие из них убеждены, что только совместная работа детского сада и семьи обеспечит усвоение необходимого опыта безопасного поведения на дороге.

Автором опыта проводилась работа с педагогическим коллективом по ознакомлению с направлениями и условиями работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения:

  • практические и теоретические консультации «Организация поездки детей в автобусе», «Типичные ошибки при обучении детей ПДД», «Диагностика знаний, умений, навыков по ПДД», «Игра как важнейшая форма обучения детей правилам дорожного движения», «Организация развивающей предметно – пространственной среды по ПДД»; «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» (Приложение №7);
  • открытое занятие для педагогов «Путешествие в страну Правил дорожного движения»;
  • проведение «Недели безопасности»;
  • проведение психолого-педагогических тренингов.

Специфические виды детской деятельности в педагогическом процессе, направленные на формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников результативны, так как у детей повышается интерес к содержанию поставленных задач в процессе обучения. У них появляется стремление заниматься разными видами деятельности. Дошкольники не только приобрели новые знания правил дорожного движения, но и успешно будут применять их на практике.

Раздел III. Результативность опыта

В результате работы над опытом была создана система по формированию представлений о правилах дорожного движения в которой объединены все виды специфической детской деятельности в единый, целостный педагогический процесс.

Критерием результативности опыта являются данные диагностики выявления уровня знаний детьми правил дорожного движения, на основе методики Т.И. Даниловой (Приложение №1). В диагностическом обследовании приняли участие 23 воспитанника на разных этапах работы.

 

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2016-2017 уч. г.

Средняя группа

начало уч. г.

4%

57%

39%

конец уч. г.

17%

53%

30%

2017-2018 уч. г.

Старшая группа

начало уч. г.

17%

57%

26%

конец уч. г.

39%

48%

13%

2018-2019 уч. г.

Подготовительная группа

начало уч. г.

43,5%

43,5%

13%

конец уч. г.

60%

36%

4%

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детьми правил дорожного движения

     

По результатам диагностического обследования можно сделать вывод, что у детей повысился уровень знаний, умений и навыков по основам безопасности движения. Выяснилось, что дети:

  • знают о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • умеют ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • свободно ориентируются в пределах ближайшей к детскому саду местности;
  • осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.

Взаимодействие педагогов ДОУ, родителей, позволило внести существенный вклад в формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге. Необходимыми условиями для этого явились: мотивационная и методическая готовность педагога к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения на дороге, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду. Позиция взрослых в процессе обучения изменялась в зависимости от опыта и знаний ребенка. Эти изменения шли от обучающей позиции к позиции равного партнера, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Такая система обеспечила активность ребенка, осознание им своих возможностей, возрастания его самостоятельности.

Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Библиографический список

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н.Н. Авдеева, О.А. Князева, Р.В. Стеркина. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. -144с.
  2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников/ К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2001. – 98с.
  3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников/ Т.П. Гарнышева. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 128с.
  4.  Гуревич А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии/ А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С. Акопова. – М.: Знание, 2016. – 340с.
  5. Данилова Т.И. Программа «Светофор»: Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения/ Т.И. Данилова. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. – 208с.
  6.  Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ/ О.В Дыбина, С.Е. Анфисова, Болотникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.
  7. Основы безопасного поведения дошкольников: Занятия. Планирования. Рекомендации/ авт.- сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.
  8.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.  - М.: Мозайка - Синтез, 2014. - 352с.
  9. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения/ Т.Ф. Саулина. – М.: Мозайка – Синтез, 2019. – 112с.
  10. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно – транспортного травматизма/ О.Ю. Старцева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.
  11. Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду/ Е.Я. Хабибулина. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 64с.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет/ Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80с.

Приложение

  1. Приложение №1 – Диагностика
  2. Приложение №2 – Анкета для родителей
  3. Приложение №3 – Дидактическое пособие «Наша улица»

  1. Приложение №4 – Конспект ООД «Путешествие в страну Правил дорожного движения» (старшая группа)

  1. Приложение №5 - Сценарий викторины «Что? Где? Когда?» (старшая группа)
  2. Приложение №6 – Консультация для родителей «Самые важные правила - Правила дорожного движения!»

  1. Приложение №7 - Консультация для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальный педагогический опыт по теме: "Формирование навыков ориентирования в пространстве у дошкольников посредством обучения играм и упражнениям с математическим содержанием".

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является подготовка детей к успешному обучению в школе. В рамках данного направления педагогом была выбрана тема опыта «Формирование навыков ор...

Актуальный педагогический опыт

В педагогическом опыте описывается работа педагога по теме" Исследовательская деятельность дошкольников", которую он вел на протяжении трех лет....

Актуальный педагогический опыт по теме: "Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью игр экологического содержания"

Актуальный педагогический опыт по теме:"Развитие внимания у детей среднего и старшего дошкольного возраста" выполнен мной на базе МБДОУ детский сад № 41 г. Белгорода. Он содержит опирание моей работы ...

Актуальный педагогический опыт «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста»

Способности к творческой деятельности зарождаются ещё в раннем возрасте. И если вовремя создать условия для их развития, то творческая деятельность станет ярким и благоприятным средством самовыражения...

Актуальный педагогический опыт "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности"

Опыт помогает в работе воспитателя развивать связную, грамматически правильную, эмоциональную речь. Представлен перспективный план работы, приложение в виде занятий, упражнений, сообщение для воспитат...

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Актуальный педагогический опыт

Социальная ситуация развития детей, посещающих детский сад характеризуется невысокими показателями уровня жизни и доходов семей, занятостью родителей преимущественно сельскохозяйственными профессиями,...