Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"
статья

Пантюхина Наталья Михайловна

Статья посвящена родителям  детей дошкольного возраста, в   которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_dekabr_2020.docx518.25 КБ

Предварительный просмотр:

         Гениями не рождаются, гениями становятся!

           Ваш ребёнок достиг четырёхлетнего возраста, и Вы учите его считать свои пальчики, запоминать стишки, складывать слоги из букв алфавита. Вы верите, что ваш малыш  вырастет успешным человеком и по-настоящему станет профессионалом своего дела.

       Современная система образования неразрывно связана с развитием личности ребенка, всех его сфер: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, когнитивной… В связи с решением этой задачи необходимы такие средства, которые бы в наибольшей степени способствовали гармоничному развитию ребенка. Интеллектуальная сфера дошкольника является одним из необходимых условий развития личности ребенка в целом, гармоничного развития всех сфер.

Поэтому поиск идей, средств, методов и приемов, которые позволяли бы развивать интеллектуальную сферу ребенка в дошкольном возрасте – актуальная задача современного образования.

          Одним из указанных средств может выступать игра в шахматы. Это связано с тем, что шахматы – не только игра, доставляющая ребенку удовольствие собственно от игры и достижения победы, но и также и действенное и весьма эффективное средство его интеллектуального развития.                                                                              

https://dinosaursgames.net/images/images/Expertise%20an%20indoor%20game.jpg

           Уже в возрасте   трех-четырех лет можно познакомить малыша с шахматной военной игрой и обучить правилам хода и боя фигур. Знание правил позволит с помощью различных игровых положений развивать у ребёнка сообразительность, память, быстроту мышления. Это могут быть примеры на расстановку фигур, на их перемещение по конкретным полям, на взятие и нападение — математика на шахматной доске. Вам не надо играть с малышом никаких длинных партий — достаточно решений задач на ход конём, ладьей, ферзем, с комбинированными перемещениями. Особо одарённые дети могут, конечно, разыгрывать и шахматные партии в четырёхлетнем возрасте, как третий чемпион мира Хосе Рауль Капабланка или пятый — Макс Эйве, но не спешите — это достаточно серьёзная нагрузка для детей дошкольного возраста. Если Вы сумеете увлечь малыша этой древней военной игрой и сделать со временем любимым занятием, то подарите на всю оставшуюся жизнь изумительное хобби: он сможет учить других, участвовать в интернет-соревнованиях, не выходя из дома, по переписке, играть в любом  возрасте в отборочных турнирах, создавать в своих партиях красивые комбинации, придумывать задачи и этюды, восхищая шахматный мир своим творчеством, стать аналитиком теоретического и исторического наследия. В каком ещё виде спорта возможно такое соединение искусства, науки и состязательности, да к тому же без ограничения возраста! Не беда, если Вы сами не умеете играть — любой самоучитель поможет в течение двух-трёх дней освоить правила. И нет необходимости до шести лет отправлять малыша в специализированную школу, секцию или кружок - в домашней обстановке Вы постепенно, шаг за шагом, научите его, как ходят, как бьют и как ставят мат шахматные фигуры. Не пытайтесь разыгрывать с ним шахматные партии — в течение первого года он должен хорошо усвоить перемещение фигур на доске, различные положения нападения и защиты.

           Знаете ли Вы, что известный американский учёный и педагог Бенджамин Франклин утверждал: «Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются в ней настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни. Жизнь является своего рода шахматной партией…», «Играя в шахматы, мы приобретаем привычку не падать духом и, надеясь на благоприятные изменения, упорно продолжать поиски новых возможностей. Игра вырабатывает способность находить выход, казалось бы, из непреодолимых трудностей, … в шахматной игре мы видим пример того, как даже скромный успех может поднять веру в свои силы, а невнимание привести к потерям, игра учит нас не терять надежды при перевесе противника». Шахматы концентрируют внимание, заставляют работать мозг, и очень скоро Вы заметите, что ребёнок стал усидчивее, смышлёнее. https://static.tildacdn.com/tild3465-3637-4232-b138-633731636263/O1B0vyUTN4Y.jpg

     Эта интеллектуальная, многовариантная игра сравнительно быстро развивает умственные способности, логическое и аналитическое мышление, в ней, как правило, победу одерживают ум и воля. Своей красотой и грандиозностью замыслов она может доставлять истинное художественное удовлетворение. Ещё в древности философы отмечали, что «игра эта воспитывает в людях рассудительность и законопослушание». В старинных арабских рукописях советует древнегреческий философ Аристотель своему ученику Александру Македонскому играть между сражениями в шахматы. А как был несказанно рад Александр Сергеевич Пушкин сообщению жены, что она учится играть в шахматы: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе…». Чемпион мира Александр Алёхин был уверен, что шахматы помогли ему избавиться от многих недостатков: «Посредством шахмат я воспитал свой характер…» Лев Николаевич Толстой забросил карты, когда познакомился с древней игрой: «Шахматы — прекрасное развлечение: за игрою мы отдыхаем от работы и забываем о невзгодах». Французский полковник, принц Конде, был уверен, что «прежде, чем стать хорошим генералом, надо выучиться хорошо играть в шахматы». По мнению немецкого философа, математика Готфрида Вильгельма Лейбница шахматы служат для «усовершенствования искусства умозаключения и сообразительности». Немецкий поэт Гёте создал крылатый афоризм: «Шахматы — это пробный камень человеческого ума».

        Шахматы вошли прочно в быт человечества с 1393 г., когда Регенсбургский собор изъял их из числа запрещённых игр. Игра, развивающая интеллект, получила быстрое развитие, а в некоторых странах стала почти обязательным предметом воспитания в знатных семействах. За досками с черно-белыми клетками сражались с переменным успехом, находя в этом огромное удовольствие, писатели и политики: Макиавелли, Ришелье, Талейран, Данте, Навои, Монтень, Мицкевич, Вольтер, Сервантес, Боккаччо, Рабле, Эразм из Роттердама, Томас Мор, Руссо, Дидро, Прус, Кэрролл Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Ю. Лермонтов, великие композиторы и живописцы: Римский-Корсаков, Шопен, Бетховен, Прокофьев, Рембрандт, Репин, политики, учёные и вожди: Потёмкин, Марат, Робеспьер, Карл Маркс, Владимир Ульянов, Михаил Ломоносов, Лютер, Гус, Ньютон, Лейбниц, Франклин и многие, многие другие лучшие умы человечества. Учите своего малыша шахматам, и, если даже он не станет впоследствии чемпионом мира или сильным гроссмейстером, хотя и это не возбраняется, систематические занятия и игра дадут много положительного в развитии интеллекта ребёнка.

       Не забудьте! В начале знакомства с шахматами Вы должны внушить Вашему ребёнку, что это всего лишь игра, и никогда нельзя расстраиваться из-за проигрыша.

       « Учите вашего малыша шахматам, учитесь вместе с ним, и тогда  ребенок  станет гениальным человеком!» - так говорил мне мой отец, Измайлов Михаил Трофимович, посвятивший всю свою жизнь этому виду спорта.

http://nurlat-tat.ru/images/uploads/news/2019/2/26/1a4cdf4faabbd398be2780e9bb8ccd9d.JPG

Список использованной литературы:

1.Готовцева Н.И. Шахматный мир для дошколят / Н.И. Готовцева // Концепт. – 2013. – Т. 3. – С. 2756-2760.

2.Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. – М: АСТ, Астрель, 2008. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖАДИНАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЖАДИНАМИ СТАНОВЯТСЯ.

Не нужно думать, что жадность - это врожденное и естественное качество. Формированию жадности, как правило, способствует неправильное поведение взрослых, основанное в первую очередь на непонимании пот...

Жадинами не рождаются, жадинами становятся

Мама Коли, миловидного голубоглазого мальчика четырех лет, призналась:- Я совершенно не могу  никак с Колей справиться. С самого рождения мальчику ни в чем не отказывали, а делиться не хочет ни в...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: « Солдатами не рождаются, солдатами становятся». Месячник по военно-патриотической работе в МБДОУ» Детский сад № 3». Воспитатель Учускина Елена Семёновна.

Программные  задачи: Формированиепотребностей  и  желания  стать  достойными  защитниками  своего  Отечества.  Формирование  у  дошкольников...

Героями не рождаются - героями становятся.

Прензентация проекта к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Подготовительная группа. Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у д...

конспект НОД в области "Физическое развитие" на тему" Спортсменами не рождаются, спортсменами становятся"

Цель: пропаганда здорового образа жизни, мотивирование детей старшего дошкольного возраста к подготовке и выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО....

Талантливыми рождаются или становятся?

Театрализованная сказка для родителей...