Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
проект

Работа с молодыми педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с молодыми педагогами523.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)

Педагогический проект

«Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления

молодого педагога»

Разработчик:

воспитатель

МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма»

Т.Н.Маслова

г.Надым

Содержание

Паспорт проекта        2

Введение        5

Теоретическая интерпретация опыта:        6

Проектная часть        9

Заключение        11

Литература        12

Приложения        13

Паспорт проекта

1.

Наименование

Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»

2.

Основание для разработки проекта.

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  1. Приказ департамента образования ЯНАО от 30.01.2014 г. №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

  1. Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 24.11.2013 № 1139 «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017 годы»;

  1. Устав МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма»;

  1. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма».

3.

Заказчик проекта.

Родители, администрация и педагоги коллектива МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма

4.

Целевая группа.

Молодые педагоги (педагогический стаж работы до 3х-лет)

5.

Цель проекта.

Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога

(Развитие профессиональной компетентности молодого педагога )

6.

Задачи проекта.

- Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов;

- овладение современными подходами и внедрении передовых педагогических технологий в образовательный процесс.

7.

Ожидаемый результат проекта.

- сформированность у  молодого  педагога потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

- Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

8.

Срок реализации проекта.

2 года

Введение

Ты сам должен стать той переменой, которую тебе больше всего хочется совершить в своей жизни М. Ганди

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, нo и главное — развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ee самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.

На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.

В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, молодые педагоги не всегда могут самостоятельно ориентируются в возникающих проблемах, которые порой самостоятельно не могут вычленить, поэтому   возникла необходимость в создании  проекта, направленного на  предупреждение затруднений, развитие  профессиональной траектории молодых специалистов

Гипотеза: Если осуществить адресный, точечный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее наметиться индивидуальная траектория роста.

Актуальность: Статистические данные последних лет неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет», а так же большое  количество молодых  специалистов,  окончивших  колледжи  и  получивших  специальность «воспитатель  ДОУ»,  не  стремятся  посвятить  свою  трудовую  деятельность этой  профессии.  Причин  ухода  начинающих  педагогов  из  сферы

дошкольного образования несколько:

1.  слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;

2.  неумение  применять  на  практике  теоретические  знания,  полученные  в

ходе обучения;

3.  недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.

В  этих  условиях  очень  важны  грамотная  поддержка  и  сопровождение

молодых  специалистов,  сотрудниками  ДОО  не  только  администрацией,  но  и

коллегами  в  первую  очередь  опытными  воспитателями.  Поэтому  основная

задача  руководителя  и  педагогического  коллектива  помочь  молодому педагогу  в  развитии его профессиональных умений и навыков,  и  вопрос  наставничества  сейчас  как  никогда актуален. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Цель проекта: Развитие профессиональных компетенций  молодых специалистов, посредством наставничества.

Задачи проекта:

- оказать практическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;

- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов, песонифицированных программ профессионального роста.

- овладение современными методами, приемами, технологиями, их эффективное применение на практике.

Концептуальность разработки проекта.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, где в первую очередь администрация и педагогический коллектив готовы поддерживать и оказывать всестороннюю помощь начинающему педагогу на протяжении всего адаптационного периода молодого специалиста.

Теоретическая интерпретация опыта:

Наставничество -  одна  из форм сотрудничества,  систематическая  индивидуальная работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения для формирования компетенции для создания условий и ситуаций развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста

  1. обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  2. поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  3. установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, е том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностях н социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченны е' возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; задержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; сценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки  образовательных инициатив семьи.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.

Этапы становления молодого педагога включают:

•  адаптацию(освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности),

•  стабилизацию(приобретение профессиональной компетентности,успешности, соответствия занимаемой должности),

•  преобразование(достижение целостности, самодостаточности,автономности и способности к инновационной деятельности)

Согласно точке зрения М. Г. Гаруновa. В. В. Краевского, П. И. Пидкасистогo, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.

Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процессa можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высокo оценивается коллегами и родителями).

Предполагаемый результат

Данный проект  способствует становлению молодого педагогана всех уровнях данного процесса:

1.  вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2.  профессиональное самоопределение,

3.  творческая самореализация,

4.  проектирование профессиональной карьеры,

5.  вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6.  самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога

(воспитателя):

Направления ывапмриортльб  Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств  профессионала  и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество.

социализация  Появление новых качеств личности

Наставником  может  являться  опытный  педагогический  работник

(воспитатель),  обладающий  высокими  профессиональными  и  нравственными

качествами,  знаниями  в  области  методики  преподавания  и  воспитания.

Наставник  должен  обладать  высоким  уровнем  профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

Критерии  отбора  наставников—  это  совокупность  требований,

предъявляемых  к  работнику  и  необходимых  для  выполнения  функций

наставника.

Критерии отбора наставников:

Квалификация сотрудника

Должность: воспитатель  первой или высшей

квалификационной категории. Приветствуется

наличие предыдущего опыта наставничества

Показатели результативности

• стабильно высокие результаты образовательной

деятельности

• отсутствие жалоб от родителей и воспитанников

Профессиональные знания и навыки

• доскональное знание методики дошкольного

образования, психологических особенностей детей

дошкольного возраста;

•  умение эффективно налаживать

взаимоотношения с коллегами и воспитанниками;

•  знание компьютерной программы

Профессионально важные качестваличности:

• умение обучать других

• умение слушать

• умение говорить(грамотная речь)

  • аккуратность, дисциплинированность

• ответственность

• ориентация на результат

• командный стиль работы

Личные мотивы к наставничеству

• потребность в приобретении опыта управления людьми

• желание помогать людям(помощь раскрыться новичкам)

• потребность в приобретении нового статуса, как

подтверждение своей профессиональной квалификации

Новизна проекта заключается в совместном построении профессиональной траектории, которая впоследствии станет стартом для самосовершенствования, самообразования, самотворчества педагога как профессионала.

Участники проекта:

  • администрация ДОУ;
  • педагоги коллектива ДОУ;
  • молодые педагоги ДОУ.

Срок реализации проекта (2 года)

2 года (сентябрь 2016 г.- май 2018 г.)

Ожидаемые результаты:

- Молодые педагоги адаптируются в новом коллективе;

- Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;

- Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

Контроль за реализацией проекта:

  • Администрация ДОУ;

Принципы реализации Проекта:

  • Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
  • Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);
  • Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
  • Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
  • Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
  • Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
  • Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Условия реализации проекта:

1.Нормативно-правовое обеспечение:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  5. Приказ департамента образования ЯНАО от 30.01.2014 г. №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  6. Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 24.11.2013 № 1139 «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017 годы»;
  7. Устав МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма»;
  8. Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма».

2. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение проекта:

  1. Кадровое обеспечение проекта:
  • Административный персонал ДОУ;
  • Педагогический персонал ДОУ.
  1. Материально-техническое обеспечение проекта:
  • Ресурсы ДОУ.

Проектная часть

Этапы реализации проекта

I.  Подготовительный

II.  Реализационный.

III.  Итоговый.

I. Подготовительный этап реализации проекта включает в себя:

•  Изучение  локальных актов образовательной организации  о наставничестве.

•  Закрепление молодых  специалистов за воспитателями стажёрами.

•  Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.

•  Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений, выявленных в процессе проведения мониторинга.

II этап  Реализационный включает в себя:

•  Изучение теоретического  основания и содержания программы «От рождения до школы» авторы

•  Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.

•  Совместное  проектирование  образовательного  процесса,  составление календарного и перспективного планов работы.

•  Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно-развивающей  среды в группах.

•  Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.

•  Показ совместной деятельности с детьми  и  режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.

•  Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами,  с  дальнейшими предложениями  по  выбору наиболее  эффективных методов работы с детьми.

•  Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.

•  Самообразование молодых специалистов.

•  Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и

методов в различных ситуациях.ЕСТЬ ВЫШЕ

Начальный  этап  вхождения  начинающего  педагога  в  педагогическуюсреду,  его  адаптация  в  коллективе  будут  успешны,  если  четко  продумана  и спланирована  методическая  поддержка  на  основе  изучения  затруднений  и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть  создана  такая  система сопровождения молодых специалистов, которая поможет  им  не  только  адаптироваться,  но  и  развить  умение  на  практике применить  знания,  полученные  в  учебном  заведении,  сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.

направления  деятельности по работе с молодыми специалистами:

1. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.

3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.

4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей(если они пришли из других сфер деятельности).

5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.

6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.

7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.

8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.

9.  Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.

10.  Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.

11.   Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.

12.   Организация индивидуального наставничества(распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).

13.  Своевременное решение конфликтных ситуаций.

Педагог-наставник:

-   содействует  созданию  благоприятных  условий  для  профессионального роста  начинающих педагогов;

- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;

-  координирует  действия  начинающего  педагога  в  соответствии  с  задачами воспитания и обучения детей;

-  оказывает  помощь  в  проектировании,  моделировании  и  организации воспитательно-образовательной  работы  с  детьми  в  соответствии  с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;

- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;

-  знакомит  в  процессе  общения  с  теоретически  обоснованными  и востребованными педагогическими технологиями;

-    консультирует   по   подбору   и   использованию   педагогически целесообразных   пособий,    игрового   и   дидактического   материала;

- оказывает  позитивное  влияние  на  рост  профессиональной  компетентности

начинающего педагога.

Формы  работы  используемые  в  работе  по  наставничеству:  наблюдение

педагогического  процесса  у  опытных  педагогов,  взаимопосещение, консультации,  открытые  мероприятия,  круглые  столы,  семинары-практикумы  и  т.д.  Разнообразные  формы  работы  с  молодыми  специалистами способствуют  развитию  познавательного  интереса  к  профессии,  активному освоению  приемов  работы  с  детьми  и  их  родителями,  оказывает положительное  влияние  на  совершенствование  профессиональной деятельности.

В  методическом  сопровождении  деятельности  начинающих  педагоговважны  не  разнообразие  мероприятий,  а  система,  направленная  насовершенствование  профессиональной  подготовки  путем  освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Вывод:  система  наставничества  планируется  и  своевременно конкретизируется  в  зависимости  от  ожиданий  и  индивидуальных особенностей  педагога.  Эта  система  согласуется  с  годовыми  задачами  и спецификой  ДОУ,  поэтому  она  не  может  разрабатываться  единой  для  всей системы дошкольного образования.

III этап реализации проекта -  итоговый включает в себя.

•  Показ  молодыми специалистами открытых мероприятий:

- в образовательной организации

- на муниципальном уровне

•  Анализ результатов работы на  педагогическом совете.

•  Ежегодное подведение итогов  работы.

•  Обобщение опыта работы.

Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом  целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.

V. Механизм реализации проекта:

Реализация  данного проекта  рассчитана  на  2  учебных года,  осуществляется  наставниками,   молодыми (вновь  принятыми педагогами),  старшим  воспитателем,  заместителем  заведующего  по воспитательно-методической  работе,  руководителем  дошкольной организации.  Методическая  служба  и  руководитель  образовательного

учреждения  осуществляют  контроль  реализацией  программы  и  за  работой

наставников.

Руководитель  дошкольной  организации  в  начале  учебного  года  представляет

молодого  специалиста  педагогическим  работникам  детского  сада,  объявляет

приказ  о  закреплении  за  ним  наставника,  создает  необходимые  условия  для

совместной  работы  молодого  специалиста  с  закрепленным  за  ним наставником.

а  основе  примерного  плана  по  наставничеству  каждый  наставник составляет  индивидуальные  планы  работы  на  год,  в  соответствии  с  которыми и  осуществляется  работа  и  контроль.  Контроль  за  реализацией  проекта включает:  посещение  занятий,  родительских  собраний  и  других  мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.

В  конце  учебного  года  результаты  работы  по  наставничеству,  т.е. результаты  реализации  проекта  представляются  на итоговом педагогическом совете.

  1. Ограничения и риски:

Риски

Пути снижения рисков

План работы с молодыми специалистами

на 2 учебных года

Содержание деятельности

Ответственный

Собеседование с молодыми специалистами

Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Организационные мероприятия:

· анкетирование;

· выбор и назначение наставника

Ст. воспитатель

Консультация: «Адаптация к условиям ДОУ»

Ст. воспитатель

Октябрь

Участие молодого специалиста в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинарах и т.д.

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД»

Ст. воспитатель

Выбор темы по самообразованию

Наставник

Ноябрь

Участие в семинаре

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания»

Наставник

Декабрь

Изучение методических разработок «Формы работы с родителями»

Наставник

Консультация «Разнообразные виды планирования»

Ст. воспитатель

Январь

Консультация «Работа с родителями по адаптации ребенка к детскому саду »

Ст. воспитатель

Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа»

Ст. воспитатель

Февраль

Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Ст. воспитатель

Консультация  «Структура и содержание портфолио»

Ст. воспитатель, наставник

Участие в педагогическом совете

Ст. воспитатель

Март

Посещение НОД опытных педагогов

Ст. воспитатель

Презентация по теме самообразования

Ст. воспитатель

Апрель

Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее»

Ст. воспитатель

Тренинг «Твое оригинальное начало НОД»

Наставник

Май

Подведение итогов работы

Ст. воспитатель, наставник

Заключение

Движение личности в сфере профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.

Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование. Процесс профессиональной адаптации y каждого педагога индивидуален и зависит от множества факторов, но в целом он связан с понятием «адаптированность», которая определяется как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.

Литература

  1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  2. Якуш О. Е. Проблема адаптации молодых педагогов в современном дошкольном образовательном учреждении, 2011.
  3. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. БогословецЛ.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.
  5. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно- методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на- Дону, 2007.
  7. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 176 с. – (Профессионализм педагога).
  8. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ/Л.Т.Львова//Справочник старшего воспитателя,- 2008.-№11
  9. Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
  10. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс.  
  11. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  12. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Издательство «Педагогическое общество России», 2013 г.
  13. http://www.resobr.ru/article/5196-sistema-raboty-starshego-vospitatelya-detskogo-sada-s-molodymi-spetsialistami

Приложения

Приложение 1

Памятка для молодых специалистов

 

"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Приложение 2

Анкета молодого специалиста

  1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
  1. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

 

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?

Приложение 3

Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1. Поступление на работу в детский сад:

А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2. Посвящение в должность воспитателя:

А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.

Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3. Первый самостоятельный опыт:

А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди.

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4. Отношение к наставничеству:

А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5. Проведение занятий с детьми:

А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

В. Ехала кума неведомо куда.

6. Проведение режимных моментов:

А. День в день, топор в день.

Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7. Родительские собрания:

А. Не трудно сделать, да трудно задумать.

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8. Участие в педагогических советах в ДОУ:

А. Живет и эта песня для почину. Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.

В. Фасон дороже приклада.

9. Конец учебного года:

А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.

 В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. "Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности. "В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется! Стрессоустойчивость: для ответов типа "А" – нормальная.для ответов типа " Б" – неустойчивая. для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

Приложение 4  

Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответст-вуют представлениям о Вашей деятельности: 1. Воспитатель детского сада – это:

А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2. Педагогический коллектив – это:

А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов.

В. Склеенная посуда два века живет.

3. Обучать детей – значит:

А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.

4. Воспитывать детей – значит:

А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.

Б. Перемелется – все мука будет. В. Наказом воевода крепок.

5. Развивать детей – значит: А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься. В. Палка о двух концах.

6. Работа с родителями – это:

А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее! "Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях. "В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.

Приложение 5

Семинар-практикум «Учимся проводить диагностику»

Предварительная работа: повторить Концепцию дошкольного воспитания, характеристику игры в раннем детстве, содержание главы «Организация игры в первой младшей группе» из методического пособия «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.

I. Вводная часть Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную деловую игру. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, для чего мы выбрали именно этот вид встречи. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.

1. Игра для ребенка - это радость и удовольствие.

2. Игра облегчает адаптационный период.

3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.

5. Игра - окно в мир взрослой жизни.

6. Игра способствует развитию речи.

7. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.) Старший воспитатель: Обобщая выступления, я зачитаю вам слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

II. Основная часть Старший воспитатель: Деятельность воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в кропотливой педагогической работе. В связи с этим хочу напомнить вам важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем - исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его». В чем практическое значение такой установки? (Заслушиваются мнения воспитателей.) Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что на каждом возрастном этапе ребенок должен овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления. В возрасте от 1, 5 до 3 лет «язык» игры представлен наличием определенных игровых умений. Назовите их. Воспитатели говорят о том, что в первой младшей группе дети должны иметь определенные реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие и поддерживать кратковременное игровое взаимодействие с партнером-сверстником. Затем ведущий раздает участникам семинара листы оценки уровня развития игровых умений детей раннего возраста и помогает им разобраться в его содержании. Старший воспитатель: Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий. Задание: необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня. После самостоятельной работы воспитатели делают необходимую информацию. Старший воспитатель: Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за игрой детей, которую организует воспитатель первой младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка. Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей - участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр.; использовать предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры воспитатель называет свои действия, стимулирует детей на обозначение игровых действий словом и на речевое взаимодействие со сверстниками. После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности. Старший воспитатель: У каждого малыша свои темпы освоения элементарных игровых умений. Давайте познакомимся с результатами по каждому конкретному ребенку. (Воспитатели рассказывают об итогах диагностики.) Старший воспитатель: Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы совершенствования игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы. Варианты перспективных планов работы, составленных воспитателями. У Наташи низкий уровень развития игровых 13 умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта. Для этого нужно: - чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем; - на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.; - проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой; - приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения; - провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье; - подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях. У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема - скудная речь. С целью развития речи ребенка считаю целесообразным: - создавать условия для речевой активности; - много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы; - планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.; - в ходе сюжетных игр стимулировать словесное обозначение игровых действий; - во время игр и других видов детской деятельности помогать ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми; - организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить». Старший воспитатель делает оценку перспективных планов: - Предложенные вами планы обеспечат формирование необходимых структурных компонентов игровой деятельности у конкретных детей. Они вполне могут быть реализованы в ближайшие 2-3 месяца. Дальнейшая работа воспитателя с этими детьми должна строиться с учетом их продвинутости в овладении игровыми умениями.

  1. Заключительная часть

Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара- практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

Проект "Управление процессом профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях освоения ИКТ"

                                          Актуальность  Обновление содержания ...

Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"

Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации  методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...

Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.

План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО....

Наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов в образовательной организации

Наставник в ДОУ – это высококвалифицированный специалист, который делится знаниями и практическими навыками с молодыми педагогами....

Педагогический проект «Наставничество как метод сопровождения процесса становления педагога»

Разработан педагогический проект по наставничеству молодых специалистов в ДОУ....