Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста- рисование пальцами" 28.12.2020г.
консультация (младшая группа)

Дошкольная группа МБОУ Большеатменская СОШ Смешарики

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев" В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Нетрадиционная техника рисования

с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами»    

   Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

   Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей использовать нетрадиционные техники  изображения. Один из  нетрадиционных техник-  это рисование пальцами. Рассмотрим все этапы развития пальчикового рисования  и  разберем методику рисования пальцами по всем возрастным периодам:  от самых маленьких детей, малышей и грудничков, до старшей группы детского сада, а также до школьного возраста и до маститого художника.

        Подготовительный этап

   Маленькие дети любят рисовать. Без рисования нет развития. Самый быстрый и простой способ организации пальчикового рисования – это мисочка с «песчаной смесью. Покажите ребенку как рисовать полосочки… вместе с его рукой рисуйте кружочки. Потом солнышко, снежинки, смайлики и так далее. Вы можете купить в магазине подносик и раскрасить его в акриловые краски – радужными полосками. Так вы будете развивать и цветовосприятие малыша. Радугу на дне подноса не обязательно изображать красками – это могут быть полоски цветной клеющейся пленки.

Рисование пальцами.
для малышей от 1 года

1 этап (хаотичные отпечатки)

   Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом возьмите его ручку, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка. Это очеть полезная для детей работа. Ведь здесь идет ВЫДЕЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА – отделение его от остальных пальцев руки.

   Конечно, первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков. Придумайте самые интересные темы рисунков для детей - например, делать снегопад и т.д.

Рисование пальцами.

2 этап (зональное заполнение)

   Следующий этап развития пальчикового рисование – это ЗАПОЛНЕНИЕ отпечатками определённой ЗОНЫ, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют дети около 21 лет. Но не все. Требуется время, чтобы ребёнок осознал, что такое «Оставаться внутри зоны, не заходить за линию». Работы малышей могут иметь любую тематику. Например, ананас, овечка, жёлтый круглый цыплёнок, рыбка, на которую нужно натыкать чешуи, красные ягоды рябины для снегиря. пушинки одуванчика, и так далее. Воспитатель на листе бумаги лишь задаёт контуры, границы за которые не надо выходить. Для малыша это – сложная задача1) ткнуть пальцем внутрь заданной области, 2)заполнить всю зону, не оставляя пустых мест. Тут и логика, и глазомер, и координация рук и пальцев – сложная работа в системе «глаз-рука».

   Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и научатся их заполнять равномерно пятнами краски, можно дать им задачу ПОМАСШТАБНЕЕ. На листе бумаги слабыми линиями карандаша очертим контуры медведя или собаки. На глазах у ребёнка сначала самим всю работу – натыкать не залазя за линии, потом сверху добавить глаза, нос.. и аккуратно дорисовать рот ватной палочкой. Потом на втором листе пусть ребёнок сделает собаке друга – сам от начала до конца. Такие масштабные работы можно проводить в средней и старшей группах детского сада.

Рисование пальцами.

3 этап (линейное выстраивание).

    На листе бумаги педагог рисует линию. Ребёнок  на эту линию должен нанизать цветные бусинки-кружочки. Чтобы получилась бусы для мамы. Или радужная гусеница. Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для детей вы найдёте в окружающем мире.  Для маленьких детей нанизывание отпечатков на одну линию, или в определённое место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Ни в коем случае не ругайте его, за то, что он мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и улыбайтесь, шутите по-доброму над неточным – говорите: «Ух, молодец, почти попал!» даже, если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться- возможно ребёнок даже не понимает, что от него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев на определённое место. В детском саду( в средней и старшей группах) такое задание можно разбить на 2 занятия – на первом нарисовать фон, на втором занятии – или тонкие веточки и отпечатки, или проволки для гирлянды и отпечатки и т. д.  Умение ребёнка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап развития пальчиковой изодеятельности. Тут идёт работа с несколькими цветами, каждый из которых должен найти своё линейное место. Идеи поделок самые разные «Украсим зонт девочке», или «Рисуем пасхальное яйцо», или «Подарим маме вязанную полосатую шапку к зиме». Сначала ребёнок укладывает ПРЯМЫЕ ЛИНИИ рядами отпечатков, потом начинает осваивать технику укладки ВДОЛЬ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ – сначала это детский рисунок – червячок, потом многорядная радуга ( лучше не за один раз, а поделить работу на несколько дней. Чуть позже, можно дать ребёнку и задание повышенной сложности – уложить отпечатки вдоль  КРУТОГО ЗАВИТКА улитки.   Ещё более сложная задача для детей – это укладывать отпечатки пальцев РАДИАЛЬНО – то есть по кругу от центра. Так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет, начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности. На этом этапе идёт уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ  из отпечатков пальцев.

Рисование пальцами.

(отдельная забава)

Дорисовка к отпечаткам.

   Отпечатки пальцев – можно использовать как БАЗУ для создания персонажа. Так три отпечатка рядышком напоминают ТЕЛО МУРАВЬЯ. И нам нужен только чёрный фломастер, чтобы завершить этот образ, добавив лапки и усики. Рисование пальцами для детей даёт вызов вам как генератору идей. А что ещё можно сконструировать из отпечатков пальцев? Подумайте.


Рисование пальцами.

Продвинутый этап.

ОТПЕЧАТОК – МАЗОК

   И самый творческий, самый красивый этап в этой нетрадиционной технике рисования пальцами, который уже можно осваивать в более старших группах детского сада и даже в начальной школе – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ пальцами целых многоцветных картин. Палец используется как кисть, потому что отпечатки уже напоминают МАЗОК КИСТИ. Рисование крупными мазками пальцами может создать красивые пейзажи. Рисование пальцами – это не примитив для малышей. Это возможность достичь высокого художественного понимания. Чувство  цвета, чувство композиции, чувство перехода одних оттенков в другие.

   Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

   В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
   Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Автор: Паркина Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Консультация: «Петрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - «Эбру». (Рисование на воде).

Эбру - это удивительное волшебство воплощения своей фантазии на воде. Древнейшее искусство рисования пришло к нам из Турции. Оно резко отличается от того рисования, к которому мы привыкли. ...

Консультация для воспитателей: "Пальчиковые игры - помощники на занятиях по рисованию с детьми дошкольного возраста"

Данный материал содержит информацию о значении пальчиковых игр для дошкольников и  картотеку пальчиковых игр для занятий по рисованию....

Рисование восковыми карандашами и акварелью как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.

Приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами....

Консультация для педагогов "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - рисование пальцами"

quot;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питаютисточник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерс...

Мастер – класс по рисованию (изучение различных техник рисования с детьми дошкольного возраста) «Чудеса из манной крупы»

Мастер – класс рассчитан для родителей и воспитателей, а также детей от 3 до 6 лет.Назначение мастер - класса: Рисование манной крупой – интересное и увлекательное занятие. З...

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».

Как рисовать крупойВариант 1  Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...