программа дополнительного образования для дошкольников в области экономики
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе: 

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года No 1726-р); 
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года No 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Под первичным опытом  понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.

Данная программа разработана с целью   формирования у детей экономического мышления , так как экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики.
 

Направленность дополнительной образовательной программы

·       Экономическое воспитание;

·       Социально-коммуникативное развитие;

·       Познавательное развитие;

·       Интеллектуальное развитие 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 

Новизна программы состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.   

Цели программы :

·       формирование у детей доступных экономических понятий; 

·        воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;

·       повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Задачи программы:

·       Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений. 

·       Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.

·       Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.

·       Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;

·       Учить решать простейшие экономические задачи;

·       Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование экономического сознания детей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана для детей старшей группы, в возрасте 5-7 лет.

Сроки реализации программыПрограмма  рассчитана на один учебный год .

Формы и режим занятийЗанятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 25 мин. Форма занятий- групповая.

Ожидаемые результаты ориентированы на:

1) умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);

2) знание о соотношении стоимости вещей (услуг); 

3) умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);

4) умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты); 

5) повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);

6) познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);

7) познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);

8) радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);

9) возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка. 

10) знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «страховка», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере); 

11) умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

·       Итоговые занятия в форме викторины  2 раза в год ( декабрь, май)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экономика для малышей 35.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Программа дополнительного образования

 утверждена директором

 Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения  

города Москвы

Школы 1375

Михаревой Н.Б.

31 августа 2020г.

Рабочая программа дополнительного образования

«Экономика для малышей»

(для детей старшего возраста 5-7 лет

Срок реализации 1 учебный год)

Педагог дополнительного образования

Рожкова Мария Геннадьевна

Москва

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Экономика для малышей» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года No 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года No 1726-р);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года No 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Под первичным опытом  понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.

Данная программа разработана с целью   формирования у детей экономического мышления , так как экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики.

Направленность дополнительной образовательной программы

  • Экономическое воспитание;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Интеллектуальное развитие

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 

Новизна программы состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.   

Цели программы :

  • формирование у детей доступных экономических понятий; 
  •  воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

Задачи программы:

  • Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений. 
  • Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
  • Учить решать простейшие экономические задачи;
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Ведущей идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование экономического сознания детей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. Программа рассчитана для детей старшей группы, в возрасте 5-7 лет.

Сроки реализации программы. Программа  рассчитана на один учебный год .

Формы и режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 25 мин. Форма занятий- групповая.

Ожидаемые результаты ориентированы на:

1) умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);

2) знание о соотношении стоимости вещей (услуг); 

3) умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);

4) умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты); 

5) повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);

6) познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);

7) познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);

8) радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);

9) возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка. 

10) знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «страховка», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере); 

11) умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Итоговые занятия в форме викторины  2 раза в год ( декабрь, май)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программы дополнительного образования

1.Труд.

В разделе закрепляются представления о сложном мире предметов и вещей, как результата труда людей, человеческих взаимоотношениях. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Кем быть?», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстанвка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

2.Деньги .

Основной задачей данного раздела является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей. 

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

3.Реклама.

В разделе закрепляются представления о понятие «реклама», поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство» и др. играх развиваются коммуникативные и творческие способности дошкольников, умения составлять рекламу, с  помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.

Речевая игра используется и для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, многомерные понятия, предлоги и  т.д.).  При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная   память.

4.Потребности.

Основная задача данного раздела – объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важно обсуждение возможных вариантов, соотношение качества и стоимости, ее влияние на отношения с другими. Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки («как у всех», «как ни у кого», «очень дешево», «выглядит дорого», «все ахнут» и т.д.) и получить иной взгляд со стороны.

В играх закрепляются знания детей о соотношении стоимости вещей (услуг), умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.), умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты). Умение выбирать развивает мышление и способности анализировать. 

Раздел / тема

Практические часы

Теоретические часы

Всего часов

Вводное занятие

1

1

1

Раздел «Труд»

1

1

1.1

«Продукт-товар»

4

4

1.2

«Труд-результат»

3

3

2

Раздел «Деньги»

1

8

9

2.1

«Налоги»

1

1

2.2

«Сберегательный счет»

1

1

2.3

«Валюта»

2

2

2.4

«Страховка»

1

1

3

Раздел «Реклама»

1

2

3

3.1

«Желания и возможности»

1

1

4

Раздел «Потребности»

1

4

5

Итоговое занятие

2

2

Всего

5

29

34

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ

Раздел / тема

Название, краткое содержание, формы занятий, методическое содержание

Вводное занятие

«О царице экономики и ее помощниках».  

Раскрыть перед детьми  через  сказку понятие «экономика» – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с   помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом. Дать представление, что помощники царицы должны работать хорошо, иначе беда – игрушки и конфеты, мебель не появятся в магазине, если люди не будут стараться хорошо работать. Развивать память детей, используя опорные сигналы.

Форма занятия- теоретическая, игровая Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение

Раздел «Труд»

«Кто построил новый дом».

Обогатить и уточнить представления детей о профессии строителя, о труде рабочих разных  строительных специальностей. Закрепить понятие, что дома, кинотеатры, школы, детские сады и другие здания  - это результат труда людей, их любви к своему  делу. Воспитание бережливости и уважения к чужому труду.

Форма занятия-теоретическая, игровая

Методическое содержание  

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение Дидактическая игра  «что сделано трудом человека», беседа, упражнение, загадки

«Продукт-товар»

«Как Миша из покупателя превратился в продавца», «Что такое товар, продавцы товара», «В гости к Гному Эконому и Фее Экологии», «Почему не все можно купить и продать», « Что такое цена?»

О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело,
и как определить, что в этом деле самое главное. Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

Форма занятия- теоретическая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Беседа, дидактические игры, демонстрационные карточки, решение экономических задач, демонстрация фрагментов из мультфильмов

«Труд-результат»

«Откуда в Мишином магазине мёд взялся?», «Как у Миши появился помощник Дятел», «Почему все взрослые работают?»

О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине, зачем нанимают работников, и какая у них должна быть зарплата, зачем людям работать и что они за это получают

Форма занятия- теоретическая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа, ситуативный разговор, игровые упражнения, наглядный материал

Раздел «Деньги»

«Что такое деньги?», «Как Миша цену назначал», «Как Миша продал много-много малины», «Почему у Миши растет не только малина, но и цена», «Как Миша понял, что деньги счет любят», «Как Миша учился деньги делить», «Миша – брокер», «Как у Миши малина испортилась, а меда на всех не хватило», «Как Мишутка деньги в капитал превращал»

Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги, как универсальное средство обмена. О том, почему один и тот же товар может быть дешевле и дороже и от чего это зависит , как можно торговать и когда какой способ торговли выгоднее, как затраты считать и с прибылью торговать, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало, как правильно деньгами распоряжаться, чтобы дело не пострадало, кто такой брокер и чем он занимается, что такое дефицит и затоваривание и почему и то, и другое плохо, что такое капитал и чем он отличается от денег в копилке
Форма занятия-теоретическая, практическая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

 Беседа, игровые ситуации, рисование, заочная экскурсия на монетный двор, упражнения, просмотр мультфильмов, демонстрационный материал, чтение худ. литературы, решение арифметических задач

«Налоги»

«Почему Миша платит налоги»

О том, что такое налоги и почему их надо платить

Форма занятия- теоретическая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Рассказ, беседа, дидактическая игра

«Сберегательный счет»

«Что такое cбepeгaтeльный банк и что в нем нужно сберегать»
О том, как денежки в банке не только хранятся, но и "растут"

Форма занятия-теоретическая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Сюжетно-ролевая игра , задания и вопросы по теме от «Мудрого Филина»

«Валюта»

«Как Мишу посетил иностранный гость», Уроки Гнома– бизнесмена

«На монетном дворе»

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

О том, что такое валюта и что с ней нужно делать

Форма занятия- теоретическая, творческая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Подвижная игра, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность, задания от «Мудрого филина»,  наглядный материал к заданиям

«Страховка»

«Как Миша страховался»
Дать представление о том ,что такое страхование и зачем нужно страховаться

Форма занятия- теоретическая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение, ситуативный разговор, раздаточный материал, разгадывание кроссворда

Раздел «Реклама»

 «Как Миша задумал ярмарку в лесу устроить», «Как Сорока Мишин товар хвалила», «Рекламное агентство»
0 том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать, экономические  минутки , для объяснения важности рекламы ,почему устраиваются ярмарки и кому от этого польза

Форма занятия-теоретическая, игровая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Беседа, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, отгадывание загадок, выполнение заданий от «Мудрого филина»

«Желания и возможности»

Чтение сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев».

 Дать детям на примере сказки представление, что законы природы существуют независимо от возможности и желания людей. (Весна сменяет зиму, а осень - лето; день – ночь и т. д) и никто не в силах этого изменить. Подвести детей к простейшему умозаключению – вот почему подснежник не может расти зимой. Развивать логику мышления.  Закрепление материала на примере экономики

Форма занятия- теоретическая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Чтение худ. литературы, беседа, игра «верю/не верю»

Раздел «Потребности»

«Что такое потребности?» «Потребности семьи», «Как Миша продал много-много малины», «Как у Миши появился помощник Дятел», «Как Миша понял, что деньги счет любят», «Что такое потребности? «

Потребности, как экономическая категория. Основные потребности и желания. О том, как затраты считать и с прибылью торговать, зачем нанимают работников и какая у них должна быть зарплата, как можно торговать и когда какой способ торговли выгоднее

Форма занятий- теоретическая, игровая, творческая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение, Беседа, изобразительная деятельность, упражнения

Итоговое занятие

 Контрольное занятие. Экономическая викторина

Выявить уровень сформированности знаний у детей по экономическому воспитанию за полгода обучения. 

Форма занятия- практическая, игровая, творческая

Приемы и методы организационного процесса, дидактическое обеспечение

Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания, решение экономических задач

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: 

  •  Оборудование (музыкальный цент, компьютер, интерактивная доска, колонки) 
  • Наглядно-иллюстративный материал: карта-схема прихода воды в дом две ширмы типа «живых картинок» - «Путешествие Капа и Капельки» и «Волшебный огонек», лабиринты «Найди не выключенный прибор», «Экономь электроэнергию- включай электросчетчик», карта-схема «Путешествие в город», альбом , перспективная карта покупок.
  • ИГРОТЕКА:  « Дороже-дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Оптовичок», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний»,  «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», « Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух» «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова, Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» «12 месяцев»; английская сказка «Три поросенка»; фольклор о труде, профессиях.

Список литературы

  1. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009.
  2.  Киреева Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры., Волгоград: Учитель, 2008г.
  3. Кнышова Л., Попова Т., Меньшикова О.  Экономика для малышей, или как Миша стал Бизнесменом., 2006г
  4. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  5.  Табих Е.Н., Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования  Минск:, 2007.

Дополнительный список литературы

  1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
  2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. . Экономика. 1 класс. Тетрадь творческих заданий. Сасова И. А ФГОС. – М., 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) «Волшебный карандаш» (4-5 лет)

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КРУЖКЕ «МИР ЭКОНОМИКИ»

     Современный мир за последнее десятилетие сильно изменился.        Произошедшие перемены диктуют новые требования к содержанию образования....

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...