Доклад для педагогов "Кукольный театр в младшей группе детского сада"
консультация (младшая группа)

Галина Александровна Клокова

Данный материал рекомендован педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klokovakukolnyy_teatr_dlya_malyshey.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»

города Мичуринска Тамбовской области

Доклад

«Кукольный театр в младшей группе детского сада»

Подготовила:

воспитатель Клокова

Галина Александровна

Мичуринск-наукоград РФ

2020год

Кукольный театр в младшей группе детского сада

(из опыта работы)

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть креативный потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью.

Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру.

Знакомство с видами театра начинается с младшей группы, как правило, это настольный театр, пальчиковый, театр на ложках, перчаточный театр Би-ба-бо.  Малыши учатся одевать на пальчик куклу, осваивают первые приемы работы с куклой.

Со второй младшей группы  дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра.

Я предлагаю им придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я радуюсь вместе с ними любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избе жать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что  этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любого занятия в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:

  • регулярное включение элементов театра кукол  в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи;
  • Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так,  на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна. Рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. 
  • Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника.  Элементы театрализации используются, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, кукла Би-ба- бо -  котёнок по имени «Гав».
  • Комплексное занятие. Например, в рамках занятия во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
  • Занятие по экологии. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета «Как звери готовятся к зиме»

Формы организации театрализованных игр:

 - совместная с взрослым творческая деятельность в рамках игр на занятиях;

 -  организация уголка театра в группе.

Виды театрализованной деятельности:

- театр на стенде, к которому относится фланелеграф, магнитная доска;

 - театр на столе.

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть: бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам; из природных материалов, например, из шишек, каштанов или желудей.

 - Театр «наручный». Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь, а также кукол Би- ба-бо. Персонажи пальчикового театра можно изготовить из подручных материалов, например, из картона, вырезанного в форме конуса; пластиковых бутылок, тарелок, стаканов; спичечных коробков и пр.

 - Театр ложек.

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, необходимо менять набор приемов в работе с детьми, учитывая их возраст:

  • Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей младшей группы, в которой малыши еще не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей.
  • Разыгрывание сказок и инсценировок. И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
  • Игры с драматизацией – отличный прием для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

Для проведения театрализованной деятельности подобраны подходящие для данного возраста драматургические образцы:

  • сказка «Репка».
  • А. Барто «Игрушки».
  • Сказка «Колобок».
  • Потешка «Огуречик, огуречик».
  • Потешка «Ладушки».
  • Потешка «Идёт коза рогатая».
  • Народная игра «Зайка серенький сидит».
  • Сказка «Козлятки и волк».
  • Сказка «Снегурочка и лиса».
  • Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Ёлочка».
  • Игра «Зверята».
  • Сказка «Три медведя».
  • Сказка «Теремок».

Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду является важным компонентом образовательной программы, так как позволяет реализовать практически все цели, связанные с развитием познавательной, эмоциональной и творческой сторон личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: «Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Создание доброго микроклимата в группе детского сада, для развития детей дошкольного возраста...

Сюжетно- ролевая игра "Театр" для старшей группы детского сада.

Игра с элементами театрализации. Расчитана на развитие активной речи детей, на развитие социализации и коммуникации, а также на развитие познавательных процессов....

Театр в первой младшей группе детского сада.

В первой младшей группе кукольный - театр способствует речевому развитию детей и не только. Особенно если в этом задействованы родители...

Доклад " Воспитательно-образовательный процесс в средней группе детского сада".

В данном докладе речь идёт о возрастных особенностях детей среднего дошкольного возраста, воспитательных и образовательных задачах педагогов, об организации развивающей среды, о планировании образоват...

Доклад: Обучение математике во второй младшей группе детского сада

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений.От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных ...

Театр в младшей группе детского сада

Презентация по театральной деятельности в младшей группе доу...