Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях (из опыта работы).
методическая разработка (старшая группа)

В данном материале опмсывается интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях на примере модуля "Труд - продукт - товар"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция основ финансовой грамотности в различных образовательных областях (из опыта работы)

Хочу представить  свой опыт по разработке и реализации образовательного проекта «Детский групповой финансовый клуб «Монетка».  

Ведущая педагогическая идея моей работы: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников на основе системно-деятельностного подхода.

Прежде, чем приступить к разработке и реализации образовательного проекта определила цель своей работы: 

  • создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,
  • формирование норм финансово-грамотного поведения, а также подготовка к жизни в современном обществе.

 Задачи: 

  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Дать представления о  правильном отношении к деньгам, способам их зарабатывания и их разумному использованию;
  • Дать представления о  правильном отношении к деньгам, способам их зарабатывания и их разумному использованию;
  • Показать детям примеры правильного поведения в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными ФГОС ДО:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение  детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий   ребенка в различных видах деятельности.

В проекте представлены все образовательные области и направления развития дошкольников, обозначенные Федеральным стандартом:

  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Физическое развитие

В процессе интеграции всех образовательных областей использую дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. При проектировании образовательного пространства, учитываю, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.

Использую интеграцию в качестве приоритетного средства организации образовательной деятельности и как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему. При этом основной формой становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.

Познавательная, практическая деятельность строится по следующим модулям:

  • Первый модуль «Труд – продукт – товар»
  • Второй модуль «Деньги, цена (стоимость)»
  • Третий модуль «Реклама».
  • Четвертый модуль «Полезные навыки и привычки в быту»

Более подробно хочу представить возможность реализации задач всех образовательных областей в рамках одного из модулей «Труд-продукт – товар».

Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой обозначены образовательные области и некоторые направления, которые можно реализовать при изучении основ финансовой грамотности. 

Образовательные области

Область применения основ финансовой грамотности в соответствии целевыми ориентирами ФГОС ДО

Социально – коммуникативное

развитие

Формирование позитивных установок к различным видам труда; Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;   становление самостоятельности.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Речевое развитие

Обогащение активного словаря; развитие

связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи,

речевого творчества; развитие звуковой и

интонационной культуры речи, знакомство

с детской литературой и понимание текстов

различных жанров.

Художественно – эстетическое развитие

Формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни; восприятие художественной литературы и фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей  (изобразительная, конструктивно – модельная)

Физическое развитие

Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; владение подвижными играми с правилами.

Цель образовательной области в соответствии с ФГОС ДО «Социально- коммуникативное развитие»:

  • позитивная социализация детей дошкольного возраста
  • приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  • развитие коммуникативных способностей ребенка

Хочу отметить, что опорой для более успешного освоения детьми основ финансовой грамотности в русле развития социально-коммуникативных навыков является программа Л.В. Коломийченко «Дорогою добра».

Приведу несколько примеров:

Так, при раскрытии темы «Профессии разные нужны» решала следующие задачи социально-коммуникативного развития:

  • Систематизировала знания детей о мире профессий, учила устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.
  • Познакомила детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «орудия труда», «инструменты», «предмет и продукт труда», «продукция».
  • Подводила к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.
  • Формировала уважительное отношение к продуктам, полученным в результате трудовых действий.

        Перед погружением детей в данную тему провела ряд экскурсий по предприятиям города. В рамках промышленного детского туризма наглядно познакомила детей с деятельностью предприятий города. Так, посетив магазин бытовой техники «Техно Лайн» ребята узнали об отличии профессий «Продавец – консультант» и «Менеджер», детям продемонстрировали работу кассового аппарата, рассказали о наличном и безналичном расчетах. Дети стали свидетелями купли - продажи холодильника и стиральной машинки. Они на практике услышали речевые навыки (продавец – покупатель), необходимые для общения: умение вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения (в данном случае конструктивный диалог между продавцом и покупателем) и в дальнейшем использовали аналогичный диалог в с/р игре «Супермаркет».

На предприятии «Копицентр» ребят встретил владелец магазина, он подробно рассказал о выборе названия, его смысле и почему было принято решение открыть магазин именно такого направления. У детей возникло множество вопросов. Некоторые из них стали темой для обсуждения «Как можно открыть свое дело».

          Так же ребята посетили отделение Сбербанка. Управляющая офисом,  познакомила детей с особенностями банковских профессий, ребята узнали о различных кредитных продуктах. По результатам полученных знаний у детей значительно обогатился сюжет игры в «Банк».

            Директор магазина «Мебель» познакомил ребят с профессиями мебельного производства: дизайнер, конструктор, столяр, комплектовщик, сборщик мебели и о доставке мебели в магазин. Данная экскурсия обогатила и углубила представления детей о труде человека и его социальной значимости. Так же детям была дана возможность использовать речевые навыки, приобретенные на предыдущей экскурсии: умение вступать в разговор, применять формы речевого этикета. Дети задавали вопросы по существу, выслушивали ответы директора магазина, благодарили за ответы.

           В нашей группе существует традиция «Встречи с интересными людьми» когда ребята знакомятся с трудом взрослых через реальные встречи с людьми разных профессий. Большое значение придаю знакомству с трудом взрослых  через реальные встречи с людьми разных профессий, в группу приходят предприниматели, в ходе непринужденных бесед рассказывают ребятам, как они искали себя в мире профессий, как решили открыть свой бизнес, какие шаги они для этого предпринимали.

Так же у нас состоялись встречи с пожарным, который рассказал ребятам о нужности и важности своей работы; бухгалтером завода «Нерпа»; экономистом детского сада.

Известно, что труд взрослых дети отражают в игре. Самой востребованной детей на данном этапе является игра в «Супермаркет».

Ребятам группы нравится играть в настольную игру «Монополия». Они с удовольствием «покупают» новые объекты, берут ренту с других детей за свои объекты и считают деньги.

После посещения банка дети «любят» менять валюту, обналичивать деньги в банкомате и совершать путешествия по странам. В результате совместных исследований в группе появился материал «Путешествуем по странам ближнего и дальнего зарубежья».

Таким образом я реализую задачи социально – коммуникативного развития: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками и формирование позитивных установок к различным видам труда.

Задачи следующей образовательной области – «Речевое развитие»  так же решаются во всех видах детской деятельности. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно  сформулированным.

С целью обогащения речевого запаса детей знакомлю детей с экономическими терминами: бизнес, бизнесмен, менеджер, партнер, потребитель, профессия, труд.  Мы с ребятами создали свою «Экономическую азбуку», которая постоянно пополняется новыми терминами.  Таким образом, обогащается активный словарь детей.

Задачи развития связной речи решаю через составление  рассказов о профессии.

Так же для реализации данных задач я использую д/и «Закончи предложение», «Как можно закончить предложение», «Вставь в предложение пропущенное слово», «Аукцион профессий».

Восприятие литературных  произведений и малых форм фольклора также содействует формированию у детей основ финансовой грамотности: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире.

В рамках реализации направления «Художественно – эстетическое развитие» организовываю самостоятельную творческую деятельность: ребята рисуют  рабочие места своих родителей, атрибуты, необходимые им для работы.

Направление «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательной и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

 После посещения банка и знакомства с  работой валютного кассира  ребята стали самостоятельно дома изучать страны и  валюту этих стран.

Использую дидактические игры:  «Место работы» (расширять знания детей о профессиях людей одного трудового коллектива, деятельность которого направлена на удовлетворение определенной потребности человека, и об их роли в общем трудовом процессе).

Дидактическая игра «Самая нужная профессия» (позволяет показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества).

Д/и « Помоги почтальону» (учительнице, механику) развивает внимание, позволяет закрепить счетные навыки, графические образы цифр.

Задачи физического развития реализую через  овладение подвижными  играми с правилами (п/игра «Сапожник»); играми, направленными на развитие внимания и координацию движений,  провожу  тематические физминутки,  пальчиковую гимнастику по темам.

Таким образом, любой из модулей, представленный в направлении формирования основ финансовой грамотности и экономического воспитания у детей дошкольного возраста, в данном случае модуль «Профессии разные нужны»   позволяет интегрировать задачи всех образовательных областей развития ребенка.

Список используемой литературы:

Стахович Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы.Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -80с.

Стахович Л.В. Говорим с детьми о финансах: пособие для родителей дошкольников//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы.Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -32с.

Стахович Л.В. Читаем и обсуждаем :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -64с

Стахович Л.В. Мини – спектакли :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -32с

Стахович Л.В. Играем вместе: :пособие для воспитателей дошкольных учреждений//Л.В.Стахович, Е.В.Семенкова,, Л.Ю.Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников».- М.:ВИТА – ПРЕСС, 2019 -64с

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий».// Научный руководитель Л.Г.петерсон/ Под общей редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой. – Издательский дом «Цветной мир»,2016. -336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция оздоровительных компонентов во всех образовательных областях из опыта работы.

laquo;Интеграция оздоровительных компонентов во всех образовательных областях»                     Существуют раз...

Работа с родителями ДОУ по образовательным областям (из опыта работы)

Рассказывается о работе с родителями по 5 образовательным областям, о программе "Работа с родителями", которая объединяет работу в единое целое, позволяет эффективно организовывать сотруднич...

Включение основ финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников

Актуальность включения основ  финансовой грамотности в воспитательно образовательный процесс дошкольников...

«Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неот...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...