Отчет по дополнительному образованию кружка "Почемучки" в старшей группе.
опыты и эксперименты (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_starshaya_gruppa_za_god_pochemuchki.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

       На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы прекрасно справляемся с помощью организации опытно–экспериментальной работы с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения.  Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.

Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире. Для этого был создан кружок «Почемучки».

Цель кружка: развитие познавательного интереса детей старшего возраста в процессе экспериментирования.

Задачи кружка:

Образовательные: продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации исследований, экспериментов, наблюдений и опытов; обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Развивающие: развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия); развивать и обогащать словарь и речь детей старшего возраста.

Воспитательные: воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

 Методы, используемые на занятиях кружка:

-беседа;

-сказка;

-рассматривание иллюстраций;

-подвижные и дидактические игры;

-пальчиковые игры;

-показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий:  совместная деятельность воспитателя и детей.

Кружок разработан  для детей старшего дошкольного возраста.  Кружок рассчитан на 14 человек, продолжительность одного занятия 25 минут. Проводился 1 раз в неделю. Кружок содержит 11 разделов, 32 занятия.

      Темы разделов:

1.Знакомство с детской лабораторией.

2.Вода и ее свойства.        

3.Твердая вода.        

     4.Человек.

5.Наши помощники.

6.Магнетизм.

7.Песок и глина.

8.Воздух и его свойства.

9.Солнце. Земля и ее место в солнечной системе.

10.Вещество. Камни.

11.В мире электричества.

В уголке экспериментальной деятельности  должны быть выделены:

1)Место для постоянной выставки где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.).

2)Место для приборов,  для хранения материалов (природного, «бросового»).

3) Место для проведения опытов.

4)Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Дидактический компонент:

- познавательные книги;

- атласы;

- тематические альбомы;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- схемы, таблицы, модели с  алгоритмами выполнения опытов;

- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции

"Подарки "  (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы"

- мини-музей (тематика различна, например "камни", « чудеса из стекла");

- песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

 - семена бобов, фасоли, гороха;

 - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

 Оборудование и приборы-помощники:

  - микроскоп, лупа, увеличительные стекла, весы, безмен;

  - песочные, механические часы;

  - компас, магниты;

  - портновский метр, линейки, треугольник т.д.

       В уголке природы на занятие я оборудовала  «мини-лабораторию», это  такое место, оснащенное  разнообразным материалом, где дети проводили  совместную со мной  исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.

Дети  задают вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый? ”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево? ”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ”, "Какой вкус и цвет у воды? ” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов,  вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удасться).

 Опыты,  которые проводили фотографировали, зарисовывали.

     Программа кружка соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Посадили в группе огород на окне и наблюдали за жизнью растений. В процессе вели дневник, и выявили факторы внешней среды необходимые для роста и развития  растений (вода, свет, тепло). По теме занятия «Все увидим, все узнаем» познакомились с прибором помощником лупой, увеличивающим зеркалом и их назначением. В любимой деятельности детей рисовании, через тему «разноцветные шарики» мы с детьми научились путем смешивания красок получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Так же дети  закрепили представление об органах чувств и их назначении. Мы нюхали чеснок, сухие яблоки, мяту; пробовали на вкус апельсин, лимон.

      Часто замечали, как на улице дети пробовали снег на вкус. Мы всегда говорим, что снег нельзя есть, но почему именно, дети не могли понять. Вот мы и решили провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял, налили воду в стаканчики и посмотрели через лупу. После такого опыта дети не стали пробовать снег.

Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускают в воздух самолетики, надувают шарики,  чтобы увидеть  движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь.

    На начало учебного года по результатам мониторинга был низкий уровень-отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка; отказ от исследовательской деятельности.

На конец учебного года средний уровень- наличие  представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности.

    Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками  позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование (кружок старшая группа)

Рабочая программа бесплатных дополнительных образовательных услуг...

Рабочая программа по дополнительному образованию в старшей группе по ФЭМП "Творческая мастерская "Эврика"

           Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки. Програ...

Образовательный проект "Колокольчики" для дополнительного образования детей старшей группы ДОУ

Образовательный проект разработан для расширения знаний дошкольников об истории Руси и значении в её культуре колоколов....

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста по ФЭМП «Всезнайка».

Программа дополнительного образования детей, старшей группы дошкольного возраста  по ФЭМП«Всезнайка»....

конспект мероприятия по дополнительному образованию в старшей группе "Ветка рябины"(Конструирование из бумаги)

Познакомить с новым видом конмтруирования - квиллингом. Научить изготавливать  основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции....

Дополнительное образование в старшей группе " Шашечный турнир" ( на прогулке)

Организация и проведение второго шашечного турнира (на прогулке)...