Проблема формирования у детей представлений о себе, своей семье в методической работе дошкольного учреждения
тест (младшая группа)

Латухова Алла Николаевна

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, как утверждают многие отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейна др.), начинается в семье. Семья для ребенка – референтная группа, наиболее значимая по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Социальный опыт, накопленный ребенком в семье, во многом определяет направления развития его личности, отношение к миру, самому себе, другим людям, во многом определяет собственные ожидания в отношении будущей семьи. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped-_psihologi.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования у детей представлений о себе, своей семье

в методической работе дошкольного учреждения

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (2013) особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства причастности к своей семье.

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, как утверждают многие отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейна др.), начинается в семье. Семья для ребенка – референтная группа, наиболее значимая по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Социальный опыт, накопленный ребенком в семье, во многом определяет направления развития его личности, отношение к миру, самому себе, другим людям, во многом определяет собственные ожидания в отношении будущей семьи. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения.

Однако перемены в обществе, особенно кардинального характера, привели к трансформации основ, на которых базируется семья: материальное положение, социальный статус, осуществляемые функции, этические нормы, взаимоотношения между поколениями. В результате современная семья испытывает много трудностей, проявляющихся в различных сферах её жизнедеятельности, особенно в воспитании детей.

В связи с этим, учитывая незаменимость современного семейного воспитания, оно не рассматривается как автономный и единственный фактор воспитания ребенка. Напротив, доказано, что эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия. Таким образом, возрастает педагогическая функция дошкольного учреждения, появляется новое направление его деятельности: согласование целей, задач, содержания, методов воспитания детей с семьей, оказание ей психолого-педагогической  помощи.

Сказанное выше акцентирует роль методической службы дошкольного учреждения, которая перестраивает свою деятельность, придерживаясь новой

философии взаимодействия с семьями воспитанников, основанной на признании приоритета семейного воспитания, на сотрудничестве и педагогов с детьми и их родителями.

По утверждению Т.А. Куликовой, «общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста»[1: с. 4].

Проблемой организации взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи занимались Е.П.Арнаутова, Т.Н.Доронова, Т.А.Куликова, Л.В.Виноградова, С.А. Козлова, О.В.Солодянкина и др.

Между тем, проблема поиска эффективных методов и приемов формирования у детей представлений о себе, своей семье является актуальной в теории и практике современного дошкольного образования. Это и определило тему данной статьи.

Так, в настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, которым не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут рационально его использовать. Отсюда следует, что одной из задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является необходимость формировать интерес к своей семье у детей, а также вовлекать родителей в эту работу.

Для формирования представлений ребенка о себе и своей семье необходимо четко определить задачи, условия, методы, приемы, формы проведения этой работы.

В дошкольной педагогике реализуются образовательные программы по формированию познавательного отношения к явлениям собственной жизни у детей (в частности, программа «Истоки», 4-е изд., 2011 г., разработанная авторским коллективом НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой), в которых определены задачи и содержание работы по формированию представлений о себе, других людях, социальных явлениях с учетом возрастных особенностей ребенка.

На основе анализа содержания данной программы можно выделить задачи,

которые стоят перед педагогами образовательных организаций для формирования у детей представлений о себе, своей семье. Дети дошкольного возраста должны:

  • иметь представление о семье, семейных и родственных отношениях: о членах семьи, ближайших родственниках по линии матери и отца;
  • понимать, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу;
  • знать некоторые культурные традиции своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат любит строить модели кораблей» и др.);
  • выражать интерес к эмоциям и чувствам людей, уметь узнавать разные эмоциональные состояния людей по мимике жестам;
  • осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей, их поступками по отношению к старшим (мальчик помогает маме – это ее радует; девочка отказалась выполнить просьбу бабушки – бабушка огорчена);
  • проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших (мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь, у бабушки болят ноги – надо идти медленнее);
  • выражать в семье внимание к больному: подать лекарство, грелку, принести воды, развлечь;
  • рассказывать взрослым о семье;
  • использовать в обращении к близким ласковые обороты речи: «бабуля», «мамочка» и др.

Таким образом, в образовательных программах предусматривается, что в ходе совместной работы дошкольного образовательного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному, пока еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.

Исходя из этого, в методической работе дошкольного образовательного учреждения, нацеленной на содействие развитию личности ребенка,  ставятся следующие задачи:

- поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения);

- определение единых требований семьи и детского сада к воспитаннику;

- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;

- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;

- побуждение родителей к поиску взаимопонимания, к инициативе и творчеству в вопросах воспитания детей;

- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование;

- защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, в дошкольной образовательной организации.

Условно можно выделить три группы источников, которые влияют на процесс формирования у детей представлений о себе, своей семье и могут быть использованы для решения поставленных задач:

1. взрослые люди (воспитатели, педагоги, родители), которые грамотно и достоверно передают детям информацию;

2. «процессуальная» информация (может быть получена через чтение художественной литературы, занятия, совместную деятельность);

3. «случайная» информация, которую дети могут получить из общения со взрослыми членами семьи, из собственных наблюдений, телепередач и т.д.).

Процесс формирования представлений о семье, её родословной, семейных традициях может быть осуществлен через различные виды деятельности.

Многие авторы (Р.И. Жуковская, А.А. Анцыфирова, В.М. Иванова) исследовали возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей представлений о себе, о семье, ее членах, их взаимоотношениях.

В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации (игры «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница»). Очень эффективными оказываются сюжетно-ролевые игры: «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Поэтическая гостиная», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.

Важное место в формировании представлений о себе и своей семье отводится тематическим занятиям: « Что значат наши имена», « Моя семья», «Я», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т.д.

В процессе занятий по развитию речи детям могут быть предложены следующие задания:

 - составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома»;

-  чтение художественной литературы на тему «Я и моя семья»[1: с. 4].;

- создание картотеки стихотворений о семье.

В рамках занятий можно организовать изготовление подарков для мам, пап, открыток для членов  семьи и т.д.

Прохождение таких тем, как «Кто я такой», «Я», «Семья», вызывает у детей оценочное отношение к различным поступкам при обыгрывании ситуаций, побуждает их к осмыслению и обсуждению.

Живой интерес детей вызывает задание нарисовать портреты самого себя  и своих родителей, дом, в котором они живут.

На занятиях «Семья», «Я и мои родители» дети быстро усваивают свою социальную роль в семье.

В сюжетно–ролевые игры может включаться обыгрывание ситуаций или проблемная ситуация «Учимся заботиться»: мама заболела, папа вернулся с работы усталый, младший брат капризничает, у сестры день рождения.

Образ счастливой семьи можно сформировать с помощью художественной литературы и бесед с использованием опыта детей.

Формировать понять «семья» без участия членов семьи практически невозможно. Каждый член семьи должен сам «потрудиться» на поприще формирования личных взаимоотношений с ребенком. Однако и роль педагогов и всего дошкольного образовательного учреждения в вопросах формирования понятия «семья» очень значительна.

Во-первых, педагоги влияют на формирование представлений детей о себе, в том числе и связанные с понятием «семья» (теоретический уровень).

Во-вторых, (что особенно важно и ответственно) создают условия для перехода «теоретических» представлений в практический опыт. Это традиции и мероприятия детского сада, позволяющие выявить, показать, продемонстрировать и даже сформировать реальные отношения, которые сложены и складываются в семьях воспитанников группы.

Следовательно, можно сделать вывод, что при систематической и разнообразной работе с детьми дошкольного возраста, а также при создании необходимых педагогических условий в детском саду, у детей могут быть сформированы позитивные представления о себе, своей семье.

Литература

  1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 232 с.
  3. Куликова Т.А. Я и моя семья. Пособие для детей 5-6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 96 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Проект / Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. – 8 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование представлений о себе и семье у детей дошкольного возраста»

   С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, разви...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...

Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения

Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....

План научно-методической работы дошкольного учреждения.

Планирование методической работы с педагогами и воспитанниками ДОУ 2017-2018 учебный год....

Документы, подтверждающие участие педагога в методической работе дошкольного учреждения.

Документы, подтверждающие участие педагога в методической работе дошкольного учреждения...

«Организация работы дошкольного учреждения с семьей по развитию математических представлений у старших дошкольников»

ull;В основе новой концепции, отраженной в Федеральном Государственном образовательном Стандарте дошкольного образования, взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспи...

«Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного подхода в условиях дошкольного учреждения».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья дошкольников является основным направлением педагогической ...