Статья "Развивающие занятия в дошкольном образовательном учреждении: смысловая и функциональная характеристика"
статья

Виктория Вячеславовна Клименко

https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/08/МК-857.pdf

 

МБДОУ «Детский сад «Золушка»

Развивающие занятия в дошкольном образовательном учреждении: смысловая и функциональная характеристики

На современном этапе жизни общества большое внимание уделяется развитию детей дошкольного возраста. Раннее формирование определённых знаний, умений и навыков конкретных действий, создаёт пространство успеха в будущих сферах деятельности уже взрослого человека – выбора специальности, получении образования, профессиональной деятельности и др.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vika_-_statya.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Золушка»

Развивающие занятия в дошкольном образовательном учреждении: смысловая и функциональная характеристики

На современном этапе жизни общества большое внимание уделяется развитию детей дошкольного возраста. Раннее формирование определённых знаний, умений и навыков конкретных действий, создаёт пространство успеха в будущих сферах деятельности уже взрослого человека – выбора специальности, получении образования, профессиональной деятельности и др.

На ранних стадиях жизни ребёнка процесс воспитания и развития осуществляется семьёй и дошкольными учреждениями. Условия современной жизни требуют, от старших членов семьи, активную трудовую деятельности и забота о детях ложится на плечи детских образовательных учреждений, главным из которых выступает детский сад. Здесь осуществляются процессы – присмотр, уход, оздоровление детей и т.д. Весь процесс жизнедеятельности направлен на выполнение определённых задач, главными из которых выступают: сохранение жизни и здоровья детей, интеллектуальное и физическое их развитие, программное обучение, творческое воспитание, взаимодействие с семьей для полноценного обеспечения всех этих процессов.

К дошкольным учреждениям относятся и учреждения, имеющие коммерческую основу деятельности, где родители осуществляют плату за предоставленные образовательные, коррекционные, воспитательные, развивающие и иные виды деятельности. К таким относятся детские центры, студии и клубы развития, семейные центры и клубы и мн.др. Здесь ребёнок получает определённые знания, умения и навыки в различных видах деятельности физического, интеллектуального, творческого, коррекционного и иного характера.

В основе обучения и воспитания детских дошкольных учреждений, лежат развивающие занятия, которые включают в себя значительное жанровое разнообразие – чтение, игровые занятия, пение, кукольный театр, инструментальное исполнительство, гимнастика и т.д. Танцевальные занятия в учреждениях дошкольного образования, как правило, имеют востребованность, а во многих, являются обязательными. Объяснением такой востребованости определяются и такой позицией: «Дряблые мышцы, искривленный костяк, неупражненное дыхание – обычное явление в нашей жизни…» [1, с. 3]. В комплекс танцевальных занятия входят такие, как: музыкально-танцевальная ритмика, гимнастика, par terre, танец и др. Такое сочетание дисциплин, возможно, объяснить тем, что все они направлены на - физическое развитие (особенно укрепление связочно-мышечной системы), формирование исполнительских навыков, координацию, музыкальность и артистичность, а так же различных видов памяти - слуховой, зрительной, мышечной и др.

Организация деятельности, направлена и на развитие творческого потенциала детей и выход на зрительскую аудиторию, в виде концертных выступлений на детских утренниках, праздниках, а также участия в конкурсах, фестивалях и т.д. Надо отметить, что на современном этапе развития исполнительского искусства, к его качеству предъявляются большие требования. Эти требования касаются не только детского творчества художественной сферы – музыкальных, хореографических, художественных школ, но и студий, ансамблей, то есть участников, занимающихся творчеством, практически, на профессиональном уровне, но и творчества детей, воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется программой дошкольного образования. Её создание может иметь собственное авторство, базирующееся на требованиях государственного образовательного стандарта, возможно применение существующих в методическом поле и рекомендаций государственными органами управления образованием. Этот выбор – самостоятельное решение самого детского учреждения и педагогов, работающих в нём.

В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями или иными лицами, являющимися юридически, узаконенными его (лица) представителями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основных образовательных программ, которые финансируются областью или муниципалитетом, то есть организацией учредителями, а лишь как дополнительным финансированием из иных внебюджетных источников - участием спонсоров, платой родителей и т.п.

Все процессы обучения, воспитания, адаптации, социализации, творческого развития и др., осуществляется педагогическим коллективом на основе сотрудничества, уважении к личности ребенка и в соответствии с его индивидуальными особенностями. Обучающий процесс осуществляют такие специалисты, как: психолог, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физкультуре, логопед и мн. др.

Работа психолога является одной из наиболее значимой в жизнедеятельности как всего образовательного учреждения, так и каждого отдельно взятого ребёнка. Это совершенно естественно, так как психического состояния: «Психика, -и; ж. 1. Свойство высокоорганизованных живых существ, обеспечивающее их ориентацию и деятельность, взаимодействие с окружающим миром <…> от греч. psechikos – душевный…» [4, с. 1101]. В этой связи профессиональные обязанности психолога направлены на сохранение психического здоровья детей. К видам деятельности, обеспечивающим сохранение здоровья воспитанников, относятся такие, как: психологическое обследование воспитанников, составление индивидуальных программ развития, проведение коррекционной работы с детьми, как в форме индивидуальных, так и подгрупповых или мелкогрупповых занятий, проведение консультативной работы с персоналом учреждения и с родителями воспитанников и мн. др.

Большой фронт работы в деятельности детского дошкольного образовательного учреждения ложится на музыкального руководителя. Это обеспечение эмоциональной сферы воспитанников, организация культурно-досуговых и творческих мероприятий. Но неотъемлемой частью его профессиональных обязанностей - музыкальное воспитание. «Музыка (греч. musike, букв. – иск-во муз), вид иск-ва, в к-ром средством воплощения худ. образов служат определ. образом организованные муз. звуки» [3, с.476-477]. Музыка «…с особой силой воздействуя на чувства, является могучим средством целостного формирования личности» [2, с. 96]. От развития возможностей слушать музыку и понимать её – основная задача музыкального руководителя. Кроме того, музыкальный руководитель проводит и занятия по развитию исполнительских способностей: вокальных, инструментальных или хоровых. Музыкальный работник охватывает различный возрастной уровень воспитанников детского дошкольного учреждения, от младшего, до старшего. Достижение этой цели, выполняют следующие виды работ: проведение музыкальных (вокальных, инструментальных и т.д.) занятий, создание сценарного материала праздничных, развлекательных и иных мероприятий, организация подготовительной и презентативной работы культурно-досуговых и творческих мероприятий, консультации для родителей по вопросам музыкального воспитания ребёнка, выбора музыкального инструмента и т.п. Обязательными условиями работы музыкального руководителя являются взаимодействие со специалистами детских образовательных учреждений по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.

В обязанности учителя по танцам (хореографа) включаются такие профессиональные опции, как: танцевальные занятия по освоению движений (одного или различных жанровых направлений) с учетом их психофизиологических и индивидуальных возможностей, создание творческих работ – танцевальных номеров, элементов к ним (танцам), в том числе и для участия в вокальных, театральных или иных композициях, организация репетиционной, подготовительной (сценооформление и др.) и презентативной работ, оказание консультационной помощи родителям по вопросам хореографического развития и воспитания и т.д. Основная его задача

Инструктор (тренер, учитель) по физической культуре призван обеспечить физическое развитие всех детей детского дошкольного учреждения всех возрастных категорий, сохранение и укрепление их здоровья, а также пропаганда здорового образа жизни. Достижение этих задач возможно при условии выполнения такой работы, как: проведение практических занятий в формате массовых, групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий, подготовка и проведение спортивных праздников и мероприятий детского образовательного учреждения, оказание консультационной помощи родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребёнка дома и т.д. Обязательными условиями работы инструктора (тренера, учителя) по физической культуре являются: взаимодействие со всеми специалистами образовательного учреждения, особенно с психологом и медицинским работником, важность чего определяется регулирование физической нагрузки на каждого ребёнка с учётом их психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития.

В рамках детских дошкольных учреждений осуществляет свою деятельность логопед, который занимается развитием и коррекцией речи детей. Он проводит обследование воспитанников детского дошкольного учреждения, определяет степень имеющихся дефектов и вырабатывает методику занятий, в процессе которых возможно исправление имеющихся нарушений. Занятия логопеда, по исправлению определённых речевых отклонений, осуществляются им в формате групповых и индивидуальных уроков.

Весь воспитательно-образовательный процесс в детских дошкольных учреждениях возглавляет либо старший методист, либо старший воспитатель. В обязанности ответственного лица, возглавляющего входит организация и управление всех звеньев учреждения – воспитателя, психолога, музыкального работника, хореографа и др. Он комплектует воспитанников по группам, обеспечивает учебными пособиями, играми, игрушками и т.д. Методист формирует программно-методической обеспечение всех сфер учебно-творческих работ, то есть организует и контролирует создание учебно-методической и научной продукции (статьи, доклады и т.д.) педагогического состава детского дошкольного учреждения. Следит за выходом ее в информационное поле (конференции, круглые столы, семинары и т.д.), планирует и контролирует качественный уровень открытых учебных и творческих занятий, организует для воспитателей, музыкальных работников, педагогов и др., мероприятия, повышающие квалификацию и уровень деятельности - семинары, курсы повышения, консультации и т.д. Кроме этого он осуществляет сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п., а также участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Весь комплекс воспитательно-образовательного процесса направлен на развитие определённый опций.

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на воспитание норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; на развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми; на формирование основ безопасности в быту, социуме природе и мн. др. Не менее важной опцией социально-коммуникативного развития – воспитание самостоятельности и саморегуляции собственных действий, формирование таких важных, с человеческой точки зрения эмоций, как: отзывчивость, сопереживание, формирование уважительного отношения к окружающим людям, сверстникам, родителям, семье, малой родине и Отечеству и т.д.

2. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, на основе вышеизложенного материала, допускается возможность следующих выводов.

1. Дошкольными образовательными учреждениями выступают организации, реализующие определенные программы по обучению, развитию и воспитанию детей в возрасте от 2-х до 7 лет. К таким учреждениям, относятся детские сады, реализующие программы дошкольного образования. К таким учреждениям относятся центры, студии, клубы и др., выполняющие, в первую очередь, реализацию развивающих программ. Во всех из них, осуществляются и процессы – воспитания, присмотр, уход, оздоровление детей и т.п.

2. Дошкольного образовательного учреждения в основе своей образовательно-воспитательной деятельности ставят задачи по жизнеобеспечению детей, программному обучению, развитию и воспитанию, а также взаимодействия с родителями и семьей.

3. Для решения имеющихся целей, задач и качественного уровня обучения и воспитания, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, детские дошкольные образовательные учреждения имеют педагогический коллектив, который и осуществляет необходимую образовательно-воспитательную деятельность. Это - воспитатели, логопеды, психологи, музыкальные работники, педагоги и тренеры различных видов искусства (вокал, театр, танец) и физического воспитания (учитель физкультуры, тренер гимнастики) и др.

Весь имеющийся комплекс образовательно-воспитательной деятельности позволит не только сформировать определённые знания в каждой отдельной развивающейся программе, развить определённые умения и навыки, но также и подготовить к следующей, не менее важной, ступени детской жизни – школе, помогут с наименьшими психологическими и эмоциональными затратами, адаптироваться в новых жизненных условиях.

Список использованных источников:

1. Васильева, Е.Д. Танец. / Е.Д. Васильева. – М., Издательство «Искусство», 1968. – 247 с.

2. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

3. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энцикл., 2001. – 912 с.: ил.

4. Новый энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2014. – 1568 с. – (Библиотека энциклопедических словарей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Фитбол-гимнастика на занятиях в дошкольно-образовательном учреждении.

Фитбол-зто особый мяч, изобретённый швейцарским  врачом-физиотерапевтом,Сюзан Кляйнфогельбах для реабилитации больных с травмами позвоночника. В России он появился в 50-е годы и стал очень популя...

Формирование музыкально-творческих способностей ребенка на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях

Данная методическая работа рассчитана на обучение детей с пяти лет. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью. Начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, ...

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении".

Статья: "Игра на занятиях в дошкольном образовательном учреждении"....

Нестандартное занятие в дошкольном образовательном учреждении "Праздник платка" - в рамках проекта «Дети в русском музее» 2015 г.

Тема: «Праздник платка» Образовательная область: - художественно-эстетическое развитие, речевое развитие Возраст детей: -3-4 года Тип занятия: - интегрированный, аппликация с элементами фо...

«Особенности содержания и проведения музыкальных занятий в дошкольном образовательном учреждении»

В данной статье раскрываются особенности структуры музыкальных занятий, их виды и типы. А также методы и способы проведения в ДОУ....