Консультация для педагогов развитие игровых умений у детей младшей группы.
консультация (младшая группа)

Елисеенко Татьяна Геннадьевна

В работе указаны основные напрвления игровой деятельности детей младшего возраста, значение и способы развития игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razv_igrov_umen_u_det_ml_gr.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Страница |

Развитие игровых умений у детей в младшей группе

        Игра оказывает огромное значение, как на умственное развитие ребенка, так и на развитие и становление его личности.

        Ребенка в течение всей жизни сопровождает игра, являющаяся ведущей и любимой деятельностью дошкольника. Игра очень важна в жизни и развитии ребенка, но в современном мире дети играют в основном в компьютерные игры, а взрослые мало времени уделяют своим детям, редко играют с ними. На игру нельзя смотреть как на забаву, к ней необходимо относиться очень внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия. Игра является очень полезным занятием. В жизни растущего человека игра выполняет функцию упражнения, она является школой поведения, подготовкой к дальнейшей трудовой деятельности и жизни, то есть средством естественного самовоспитания. Играя, ребенок выражает определенные типы деятельности, последовательность которых можно проследить на протяжении истории человечества. В процессе игры ребенок реализовывает свои желания, которые невозможно осуществить на самом деле. В игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие.

      Игры, в зависимости от вида воздействия на психику ребенка, несут различные функции. 

Развивающая. Одни игры развивают силу; другие – ум; третьи – ряд взаимосвязанных качеств. Игра, как развивающая деятельность, не только предполагает наличие у человека определенных способностей, но и создает условия для их дальнейшего развития.

 Эмоциогенная. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Это и удовольствие, и чувство гордости от одержанной победы, чувство страха, ощущение неизведанности и таинственности.

 Релаксационная (восстанавливающая). Игра снимает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Человек играет, и в процессе игры напряжение отступает, силы восстанавливаются.

 Компенсаторная. В игре человек может получить то, чего ему не хватает в жизни, реализует то, чего в ней нет, взрослый «пробует», «переживает» в игре уже неиспользованные возможности; ребенок «примеривает» еще недоступные, не выбранные возможности.

 Коммуникативная. Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная. Важно и то, что игра является более широким фактором общения, чем речь .

Самореализации. Процесс игры - это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность для человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта .

Социокультурная. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка .

Терапевтическая. Игры служат для снятия неурядиц жизни ребёнка, для коррекции взаимоотношений, для ободрения и одобрения ребенка, для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими.

 Виды игры у ребёнка второй младшей группы:

1. Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями. Дети 3-4 лет с удовольствием играют, подражая взрослым. Выполняют элементарные игровые навыки, уже пытаясь взаимодействовать с игровыми партнёрами.

2. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Ребёнок 3-4 лет очень любит «работать» со своим телом, пробуя, экспериментируя, проверяя свои силы, свою гибкость. Любит показывать новые для него виды движений и изобретать их.

3. Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано», «цветовое домино» и др.

4. Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.

5. Театрализованные игры. Игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры, развивающие речь и творческие способности малышей.

Развитие игровых умений у детей от трёх до четырёх лет.

Сюжетно-ролевая игра удовлетворяет потребности детей в разнообразном общении со взрослым, она вводит детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.

К концу года дети могут:

  • эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым;
  •  во время игры вести диалог как со взрослым игровым партнёром, так и со сверстником;
  • подражать действиям взрослого с предметами и придумывать свои игровые действия с опорой на внеситуативный опыт (подражая маме, папе и т.д.);
  • самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуществлять перенос действий с объекта на объект использовать в игре замещение недостающего предмета;
  • дольше и глубже находиться в игровой ситуации, погружаться в неё;
  • проявлять интерес к игрушкам, назначению новых предметов, замещать недостающие элементы подручными предметами.

Театрализованная игра пробуждает интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширением контактов со взрослым; способствует проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками .

К концу года дети могут:

  • следить за действиями героев кукольного театра и слушать их диалоги, понимая содержание, запоминая;
  • сами выступить в роли героя кукольного или другого театра;
  • эмоционально отзываться на действия взрослого с персонажем-игрушкой;
  • подробно имитировать повадки животных и птиц;
  • активно действовать с предметами (игрушками, музыкальными инструментами, атрибутами) в обозначенной взрослым предметно-игровой ситуации;
  • создавать элементы предметно-пространственной среды по предложению и с помощью взрослого

Игра с дидактическим материалом  обогащает чувственный опыт детей: развивает слуховую дифференциацию («Что звучит?» и т. п.); тактильные ощущения, температурные различия («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый» и т. п.); закрепляет знания о величине, форме, цвете предметов; закрепляет представления о соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики»; обучает составлять целое из четырех  - шести частей (разрезных картинок, складных кубиков); тренирует мыслительные операции сравнения, соотнесения, обобщения,  отождествления  и различения однородных предметов по одному - двум из сенсорных признаков (цвет, форма, величина);  развивает внимание и память.; развивает мелкую моторику руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

К концу года дети умеют:

  • проявлять интерес к игре, дифференцировать наиболее понравившиеся игры;
  • закреплять действия с предметом, изобретать новые способы;
  • принимать и понимать игровую задачу;
  • отвечать на вопросы взрослого, опираясь на полученные знания об окружающем;
  • эмоционально-положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

       В целом, результатом игры являются обогащённые представления детей о жизни и деятельности окружающих людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры товарищеские чувства, взаимопомощь, гуманное отношение к миру, наполняется интеллектуальная база и развиваются умственные способности детей. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, ведь именно игровая деятельность соответствует потребностям и возможностям детей в процессе познания объективного мира и активного взаимодействия  с окружающими.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»


Консультация для педагогов

Тема: «Развитие игровых умений у детей второй младшей группы»

        Подготовила: воспитатель

 Елисеенко Т.Г.

г. Рославль

2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие игровых умений у детей средней группы".

ДОКЛАД«Развитие игровых умений у детей средней группы».Повседневная жизнь воспитанника в детском саду – насыщена различными видами детской деятельности, среди которых игровая занимает ведущее место.Иг...

« Развитие игровых умений у детей средней группы»

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причём за годы дошкольного детства, детские игры проходят довольно значительный путь ра...

Консультация для педагогов «Развитие игровых умений в младшем и среднем дошкольном возрасте»

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качест...

Консультация для педагогов « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

какие средства и упражнения помогут ребёнку в развитии мелкой моторики...

Сообщение " Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484233","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13484241","...

Перспективное планирование по развитию игровой деятельности у детей младшей группы (2-3 года)

Данное планирование развития игровой деятельности составлено на основе методической литературе Н.Ф.Губановой "Развитие игровой деятельности вторая группа раннего возраста 2-3 года"...

"Развитие игровых умений у детей младшего дошкольного возраста, посредством обучения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"

Доклад на тему "Развитие игровых умений у детей мл.дошкольного возраста, посредством общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми"...