Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Эта статья расскажет вам о средствах  обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

1. Общее понятие средств обучения

2. Слово учителя

3. Виды искусства как средство развития и коррекции

4. Художественная деятельность

5. учебник как средство обучения

6. Наглядные средства

7. Технические средства обучения

1. Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся:

  • живое слово учителя;
  • виды искусства;
  • наглядные пособия;
  • технические средства обучения;
  • собственная деятельность детей;
  • педагогические ситуации; природная среда;

• окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения:

  • компенсаторную;
  • адаптивную;
  • информативную;
  • интегративную;
  • инструментальную.

2.        Слово учителя — важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию.

Жестовая речь имеет две разновидности:

  • разговорная — употребляется как средство неофициального межличностного общения;
  • калькирующая — каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.

Зрительное восприятие устной речи — "чтение с лица", или чтение с губ, — используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.

Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.

3.        Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство  эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):

  • психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений:
  • психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
  •  психологическое ~ катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
  • социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

4.        Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:

  • художественно-речевая;
  • театрализованно-игровая и др.

Это помогает:

  • развитию речи, общения;
  • познанию прекрасного;
  • раскрытию творческого потенциала личности.

5.        Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):

  • пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
  • средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
  • средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;
  • средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
  • задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
  • упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

6.        В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

  • реальные объекты (предметы, явления, процессы);
  • их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
  • модели изучаемых объектов и явлений.

Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:

  • на предметный;
  • изобразительный;
  • словесный.

Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

7.        Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образователъного процесса.

ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

  • визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
  • аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
  • аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
  • манипуляционные — тренажеры;
  • автоматические — компьютерная техника и материалы.

В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику,

коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.

Использованные источники:

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. С. 194—195.

Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 17, 387.

Психолого-педагогический словарь. С. 436.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 148-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

Дан список методического комплекта для учителя-логопеда...

Учебно-методический материал для обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Дидактическое пособие: «Диво-панама»

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …» - так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Царство – это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих нахо...

консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Данная консультация познакомит  педагогов с использованием  средств обучения с детьми  коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ ДОУ.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Легоконструтрование» реализуется на базе МДОУ № 4. Программа разработана на основании программы Фешиной Е.В. «Лег...