Беседа с детьми на тему «Рождество»
материал (подготовительная группа)

Овчинникова Нина Мерабовна

Познавательная беседа

Беседа с детьми о Рождестве Христовом

(Старшая - подготовительная группа)

Составила: Овчинникова Н.М.

Как рассказать детям о Рождестве Христовом?

Ни для кого не секрет, что мы и сами порой не знаем о Чуде, которое свершилось более двух тысяч лет назад, а уж тем более дети.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, а также детям и родителям, которые интересуются историей Христианских праздников, традициями и обычаями русского народа. 
Цель: 
Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Задачи: 
- познакомить детей с евангельской историей Рождества Христова; 
- расширять и углублять возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов;
- привлечь внимание детей к христианским традициям;
- воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа. 
Предварительная работа: Посещение церкви; ознакомление с иконами «Рождество Христово»; картинами великих художников, которые повествуют о Рождестве; чтение. Евангелие для малышей, сборника рождественских рассказов, стихов, колядок и песнопений; заучивание стихотворений. 
Материал:  детская Библия; книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; старинные рождественские открытки; Рождественский вертеп; нарядная елочка; валенки.

Ход мероприятия:

Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.  (М. Ю. Лермонтов )

Вопросы к детям.
- Ребята, скажите пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют  7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества 6 января

считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. 

-Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

 

БЛАГАЯ ВЕСТЬ.

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. 
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами. 
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота. 

ВЕСТЬ АНГЕЛА ПАСТУХАМ.

Той ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокруг засияло и озарилось необыкновенным, божественным светом. 

Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первыми Сына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении. Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.

Дети читают стихотворение:

Рождественское.

1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...
2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
3.Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
 

4.Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...
5.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
6.«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
7.А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»

 

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА.

Воспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, которая засияла на небе в момент Его рождения. 

Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скором времени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу. 
Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть.
А волхвам сказал так:
«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Ему поклониться».
Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу  и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну» (Мф.2:9-11).  Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого. 
Стихотворение:

1.Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи –
И за ангелами в вышних
Славят бога пастухи.

2.Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари Востока
Злато смирну и ливан.   Афанасий Фет 1842 г.


Воспитатель: Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайну нахождения Спасителя.
Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса в городе уже не было.
Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобыВ Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь и Иосиф снова поселились в городе Назарете.
Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.

 

В СОЧЕЛЬНИК ПОД РОЖДЕСТВО.

С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.
В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этот праздник. 
Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.
В рождественскую ночь до самого утра молодые люди устраивали игры, катание на санях, ходили по дворам, пели колядки, желая хозяевам добра, здоровья и достатка. А те непременно одаривали их сладостями и звонкими монетками.  погубить Его» (Мф.2:13). 

Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.
Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.

Игра «Пирог» (под русскую народную музыку) 
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

Игра «Валенки».

Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки.

А теперь, ребята отгадайте

Рождественские загадки:

1.     Среди зимы – большое торжество. 
Великий праздник – … (Рождество)!

2.    Его ждут все – от малышей, до пап и мам 
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

3.    Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, 
Перед иконами горят … (лампады).

4.    И, распушив зеленые иголочки, 
красуются рождественские … (елочки).

5.    Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, 
Все люди в храме зажигают … (свечи).

6.    И службе праздничной все радостно внимают, 
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

7.     Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, 
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

8.    Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – 
На земле родился … (Иисус Христос).

 

Воспитатель: А ещё в этот вечер показывали вертеп - спектакль о рождении Спасителя. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, с изображением пещеры, в которой родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, разыгрывали спектакли о рождении Спасителя.

ДОБРЫЙ СВЕТ РОЖДЕСТВА.

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество.

Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали о Рождестве Христовом, о христианских традициях?
- Кто такой Иисус Христос?
- Участвовали ли вы в исполнении обычаев народных праздников?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

возраста через дидактическую игру

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

В настоящее время возросла потребность в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего возраста. Возникает необходимость обобщения достижения прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Актуальность опыта заключается в использовании в образовательном процессе различных средств и форм организации обучения: дидактических игр, дидактических упражнений для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения.

Я считаю, что развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста будет успешным, если: будет подобран эффективный комплекс дидактических игр; будут созданы условия для эффективного использования дидактических игр по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Новизной опыта можно считать использование различных приёмов работы, а так же использование технологии сотрудничества в процессе самой игры, что усиливает познавательную активность воспитанников.

Основной целью работы явилось изучение особенности развития сенсорных способностей у детей раннего возраста, обоснование особенностей использования дидактических игр как средства развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

В соответствии с целью работы, определены её задачи:

Проанализировать психолого – педагогическую литературупо проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Выделить основные требования к созданию развивающей среды для сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Подобрать и систематизировать дидактические игры и игры – занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Применить разнообразные игры и игры – занятия в работе с детьми.

Наличие теоретической базы опыта. Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фрёбель. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания.

Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила сделать мне вывод, что сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину и т.п.). Психолого-педагогические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Технология опыта. Над темой «Сенсорное развитие детей раннего возраст» я работала с октября 2013 года по май 2014 года. Одним из важных условий сенсорного развития малышей является осуществление его в процессе содержательной деятельности. Игра – это особый вид деятельности, она всегда носит творческий характер.

Сенсорное воспитание я планировала в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Ознакомление с сенсорными эталонами осуществляла на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. с конспектом занятия можно ознакомиться в приложении 1. Тематическое планирование материала согласовывала со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим миром.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. В своей работе по формированию о сенсорных эталонах динамические игры и упражнения применяла в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. И проводила их не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей. С перспективным планом работы по формированию представлений о сенсорных эталонах можно ознакомиться в приложении 2.

В нашей группе есть центр сенсорики. Дидактические пособия, которые здесь представлены, доступны для детей, они яркие, разнообразные. Большинство пособий полифункциональны, так как при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию определяется во многом качеством приготовления дидактического материала. Чистые цветовые тона, их приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, способствуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. С данными пособиями можно ознакомиться в приложении 3.

Руководя дидактическими играми, я сохранила заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Считаю, дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал был неизвестен детям, я оказывала активное педагогическое воздействие. В своей практике по сенсорному воспитанию детей раннего возраста использовала такие виды дидактических игр: игры-забавы; настольно-печатные; словесные; музыкальные.

Считаю,что обязательным элементом дидактических игр являются: отражение учебного материала; выделение игровых задач; наличие правил, действия играющих; подведение итогов игры. Организацию дидактических игр осуществляла по трем основным направлениям: подготовка к проведению дидактической игры, её применение и анализ.

Для детей третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. Я выбирала такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми раннего возраста я объясняла правила по ходу игры. Большую требовательность предъявляла к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры я обращала свой взгляд то на одного, то на другого, играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, я готовила детей: обязательно до игры знакомила их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображением на картинках. Если в игре использовались стихотворения, потешки, я знала их наизусть, читала их выразительно. Подводя итог с детьми раннего возраста, мы отмечали только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.

Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, наклеивание вырезанных из бумаги фигурок, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны резкие переходы из рисования в игру. Игра – это особый вид деятельности, который всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частью занятий, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 2-3 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемешать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае, существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.

Заключение. Ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, читают, объясняют. Оба этих пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.

Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Уже в раннем возрасте необходимо знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Занятия с детьми должны строиться так, чтобы они могли в дальнейшем легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребенком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, её нужно развивать, начиная с самого рождения.

 

Список литературы

Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. – с.10-12.

Венгер, Л. Н. Восприятие и обучение. – М.: Просвещение. – 2003.

Запорожец, А. В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. – 736 с.

Пилюгина, В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: Просвещение. – 1996.

Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). – Мозаика – Синтез. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников через развитие взаимоотношений со сверстниками.(+ практическая часть: беседа с детьми по теме)

Логопеду работающему в ДОУ часто приходится доказывать свою компетентность не только профессионально, но как педагогу дошкольного образования.Очень часто приходится включаться в педагогический процесс...

Беседа с детьми на тему: "Звёздное небо".

Мир звёзд очень разнообразен. Звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце....

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Познавательная беседа с детьми "Что такое Рождество и Колядки "

Конспект познавательной беседы с детьми " Что такое Рождество и Колядки? " (для подготовительной гр)...

Беседа с детьми на тему: Тема: «Как вести себя в школе»

Воспитывать правила поведения в школе и на перемене....

Беседа с детьми на тему: "Рождество"

Беседа «Рождество Христово»Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождество Христово; дать представление о его значении.Задачи: - привить уважение и любовь к ...

Беседа с детьми на тему : "Рождество Христово"

Познакомить детей с историей православного праздника "Рождество Христово"...