Дидактические игры на знакомство с шахматными фигурами.
картотека (подготовительная группа)

Сюндюкова Елена Егоровна

Для  первоначального  знакомства  с  шахматами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на знакомство с шахматными фигурами.

Для  первоначального  знакомства  с  шахматами  предпочтительны деревянные  фигуры  крупного  размера,  с  диаметром  основания  3–4,5  см, строгой формы. В детском саду можно использовать гигантские шахматы. Дети запоминают, как называется каждая из фигур, учатся отличать одни фигуры  от  других  по  форме  и  цвету.  Дети  с  интересом  рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них. Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли ребенок это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур он запомнил, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре.

1.«Волшебный мешочек». Воспитатель  прячет в  непрозрачном  мешочке  шахматные  фигуры  и предлагает ребенку на  ощупь  определить,  какая  фигура  спряталась,  и поздороваться с ней, назвав ее по имени.

2.«Шахматный теремок». Воспитатель  устанавливает  деревянную  шахматную  доску  в  виде  «теремка». Следуя  сюжету  сказки,  в  «шахматный  теремок»  по  очереди поселятся шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться  на  «теремок» и уронить  его,  а  остальные  фигуры  помогут «теремок»  поднять.

3Шахматный колобок». Воспитатель предлагает воспитанникам инсценировать сказку «Колобок», используя шахматные фигуры: дед-король, баба–ферзь, заяц-пешка. Лиса-конь,  волк-слон,  медведь-ладья,  а  колобок   шарик  или  клубок. Дети  называют все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки лиса колобка не съест, колобок от неё убежит.

4Шахматная репка». Игра проводится аналогично «Шахматному колобку». Дети инсценируют сказку репка ,используя шахматные фигуры .Около «репки», воспитанники по росту выстраивают белые или чёрные фигуры, поясняя: дед-это король, бабка-ферзь, внучка-слон, Жучка-конь, кошка-ладья, мышка-пешка.

5Большая и маленькая». Перед ребенком выставить шесть разных шахматных фигур. Предложить выбрать самую высокую, назвать её и отставить в сторону. Затем, ребенок, последовательно выделяет самую высокую фигуру из оставшихся перед ним и т.д.

6Запретная фигура». Перед  ребёнком  в  один  ряд  выставляются шахматные  фигуры. Ребенок называет и показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры необходимо  сказать «секрет». Возможен другой вариант игры, взрослый и ребенок  меняются ролями и, называя фигуры, на которые указывает ребенок, взрослый иногда может ошибаться. Если ребёнок не заметит  ошибку, указать на неё.

7.«Белые и чёрные». На столе перед ребенком в разброс выставить шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная игру, отставить в сторону одну из фигур, называя её по имени и цвету.  Например:  «Белый  ферзь».  Ребёнок  продолжает игру    и выбирает шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её.  Например: «Чёрный  король».  Затем  следующую шахматную  фигуру представляет взрослый и т. д.

8.«Угадай-ка». Воспитатель  прячет шахматную  фигуру  в руке  и ребёнку предлагает догадаться, что это за фигура. Можно использовать подсказки (эта фигура похожа на.., ходит...). Когда ребёнок называет спрятанную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

9Куча мала». На столе перед ребенком шахматные фигуры стоят в разброс. Взрослый закрывает глаза, берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную  фигуру  умышленно  называет  неправильно. Затем  открывает  глаза и спрашивает у ребенка: так ли называется данная фигура? Ребенок поправляет взрослого. Игру можно продолжить, поменявшись ролями.

10.«Цвет». Взрослый предлагает ребенку поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяться ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставить там же одну-две  чёрные  шахматные  фигуры. Ребенок  при  обнаружении  ошибки указывает на неё.

11.«Ряд». Воспитатель предлагает ребёнку выстроить в один ряд пешек, коней, слонов, ладей, ферзей, королей. Видоизменяем игру, ребёнок предлагает взрослому выстроить фигуры в ряди контролирует выполнение задания.

12Убери такую же». Воспитатель расставляет шахматные фигуры на столе, одну из фигур убирает в коробку. Затем предлагает ребенку назвать эту фигуру и убрать в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

13.«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз  лежит  раскрытая  шахматная  доска  (или  коробка  для  фигур). Предложить ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

14.«Угадай-ка 2». Взрослый  словесно  описывает  одну  из  шахматных  фигур,  дети догадываются, что это за фигура.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с шахматными фигурами".

Презентация является дополнительным наглядным инструментом на занятии по шахматам. Использование ИКТ в работе педагога- это залог успеха в реализации поставленной цели. Презентация облегчает детям пон...

Конспект по шахматам Тема: Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Показать место ферзя в начальной позиции.Задачи: познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», развивать воображение,...

НОД по игре шахматы.Тема: «Знакомство с шахматной фигурой Слон»

Дошкольный возраст уникален для формирования личности. Именно в этот период закладываются отношения ребенка к окружающему миру, происходит психическое и физическое развитие. Среди многообразия предмет...

Консультация для родителей "Знакомство с шахматными фигурами"

Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - наука....