РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка

Котко Людмила  Николаевна

Ребёнок-дошкольник легко обучаем, использование наглядного моделирования вызывает интерес, а использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_razvitie_elementov_logicheskogo_myshleniya.docx112.61 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛОШКОЛЬНИКОВ

СЛАЙД   -ПЛАН

РАЗМИНКА

  1. Что можно встретить один раз в минуте, два раза в моменте, и ни разу в тысяче лет? . Минута и МоМент — буква «М»

2. Это не живое существо, но у него есть 5 пальцев. 2. Перчатка

4. Мы раним, не двигаясь, мы отравляем, не прикасаясь. Мы можем принести и ложь, и правду, и нас никогда не судят по размеру. Кто мы? 4. Слова

5. Накорми меня, и я буду жить, но напои меня — я умру. Кто я? 5. Огонь

6. Рождаются — летят, живут — лежат, умирают — уплывают. Что намокает, пока сушит? 6. Снежинки

8. Если попробовать ко мне подкрасться - я буду удаляться. 8. Горизонт

9. Я живу только там, где есть свет, но как только он светит прямо на меня — я умираю. 9. Тень

10. Вечером мне дают задание наутро. Я всегда его выполняю, но меня все равно ругают. Кто я? 10. Будильник

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление?

Для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на вопрос –

слайд 3 Что такое логика? Обратите внимания на слайд.

Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях.  

Но зачем логика ребенку, дошкольнику?

слайд 4 Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». 

В        настоящее        время        существуют        множество инновационных        технологий, применяемых в дошкольных учреждениях:

Одна из составляющих -это создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к дальнейшему успешному обучению.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба-решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил;

-овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательными, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы,

В дошкольном возрасте у детей ведущим видом является наглядно – образное мышление. Но в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и логическое, которое в школе будет основным  видом мышления.

   В образовательную программу  детского сада  добавлен   раздел развивающего обучения  программы «Развитие под ред. Венгер Л.А. – развитие элементов логического мышления, курс обучения   логике, который рассчитан на 2 года - старшая и подготовительная группа, и   направлен  на развитие у старших дошкольников представлений о понятийных отношениях, лежащих на основе логического мышления, где  дети  вполне в состоянии « перешагнуть» барьер между наглядно – образным и логическим   мышлением.

Слайд

Основным  показателем формирования логического мышления является усвоение детьми классификации  предметов, которая  способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой. Это становится возможным при помощи наглядных моделей, схем, условных символов.

Слайд

        Классификационные отношения - это отношения между понятиями по уровню их обобщенности, или родо - видовые отношения. В основе обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупности существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).

 

СЛАЙД

В своём выступлении я расскажу  Вам, как при помощи моделей, опираясь на ведущий вид мышления – наглядно – образный, можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов, чтобы ребенок шёл от общего понятия к частному.

Итак,  

СЛАЙД 5

 В старшей группе  Установление классификационных отношений  осваивается при помощи кругов Эйлера и включает в себя классификационные отношения между  объёмами понятий  по уровню их обобщённости или  родо –видовые отношения.

Освоение классификационных отношений заключается в том, что дети постепенно приходят к пониманию  прямой и обратной зависимости между объемом и содержанием понятий.  

Например:                

        

В случае моделирования понятия

 «Человек» - родовое понятие, обозначается большим кругом,

а  «Мужчина», «Женщина» - видовое понятие, обозначается     находящимися внутри него маленькими кружками.  В данном случае мы учим детей идти от общего к частному.

СЛАЙД

На следующем примере учим наоборот: идем от частного к общему.

Договариваемся, что   маленькие круги будут обозначать – все деревья,   все кустарники. Наша задача определить, что же будет являться в этом случае родовым понятием.

Например:                

        

СЛАЙД 

Перед началом занятий с моделями мы проводим 1-2 занятия без моделей, во время которых предлагаем детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов (платье, брюки, рубашка – как их всех назвать одним словом?) или, наоборот, раскрыть обобщённые названия: «Какую одежду  вы знаете?»

На всех занятиях термины «модель», «понятие», «содержание», «объем» - не употребляются

Предлагаемая программа  обучения усложняется по ряду параметров.

Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни.

    ИТАК: На начальных занятиях дети сначала упорядочивают или группируют реальные объекты или картинки с их изображением по заданному признаку, а затем отображают эти отношения в модели.

В дальнейшем объекты обозначаются только словесно. При этом словесное предъявление также усложняется: от последовательного диктанта (слова, обозначающие объекты, перечисляются в том порядке, который соответствует последовательности отображения на модели) к диктанту

                  

СЛАЙД

Второй вид модели – это модели типа "древа", наиболее часто применяющегося в систематике для отображения различных иерархий понятий.

В подготовительной группе дети продолжают осваивать отношения между понятиями, которые  включат 2 направления:

1-е направление связано с освоением детьми  новой формы модели – классификационное древо.

2-е направление связано с работой над содержанием понятий.

Дети учатся выделять признаки объектов и использовать их для выяснения категории, к которой он относится.

СЛАЙД

Помимо модели «древо» в подготовительной группе есть ещё модель бабочки - «поликсены».   

            Во-вторых, усложняются действия моделирования. В силу условно-символического характера модели существенное значение приобретает первоначальное ознакомление детей с правилами построения моделей и, соответственно, обучение дошкольников соотнесению понятий и отношений между ними с построенной моделью.

        На следующем этапе дети самостоятельно        проводят        такое соотнесение.        Затем        дошкольники        учатся        строить самостоятельно модели логических отношений между понятиями.

Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем, оно служит средством упорядочивания имеющегося у детей опыта и подводит их к усвоению логических форм мышления, которые станут необходимыми в дальнейшем, в ходе школьного обучения.

Моделирование логических отношений выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими на занятиях или в обыденной жизни. Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определенными понятиями, полезно провести с детьми беседу для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний.

Перед началом занятий с моделями можно рекомендовать провести 1-2 занятия без  моделей, во время которых предложить детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов ("Собака, кошка, лошадь - как их всех назвать одним словом?"), или, наоборот, раскрыть обобщенные названия ("Каких животных вы знаете?").

         Язык должен быть вполне доступен детям. Для более легкого усвоения детьми отношений между понятиями слова, обозначающие понятия, лучше употреблять во множественном числе: "Вот этот большой круг будет у нас обозначать всех-всех людей. А кого тогда могут обозначать маленькие кружки? Ведь люди бывают разные... Давайте договоримся, что вот этот маленький кружок - все женщины, а этот, как выдумаете, кто может быть?"

В старшей группе дети осваивают при помощи наглядных моделей сериационные отношения иначинают освоение классификационных. 

Для развития представлений о сериационных отношениях используется наглядная модель в виде сериационного ряда, то есть ряда объектов (кругов, полосок) равномерно изменяющейся величины. Величина заместителя отражает выраженность признака в объекте. Вначале дети овладевают действием соотнесения наглядного ряда величин и ряда упорядоченных объектов. Затем дошкольники используют сериационный ряд в качестве модели отношений между наглядно представленными объектами.

На следующем этапе наглядный ряд величин используется детьми в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Интериоризация действий моделирования, перевод их во внутренний план осуществляется на последнем этапе в процессе самостоятельного построения детьми пространственной модели сериационных отношений объектов.

В качестве модели классификационных отношений используются круги, при помощи которых отношения между понятиями по объему (т.е. широте охватываемого ими класса объектов) обычно иллюстрируются в учебниках логики. Однако здесь их функция резко изменяется, из иллюстраций они превращаются в средство освоения детьми нового для них типа отношений.

 Вэтойформемоделипонятияобозначаютсякругами,относительная величина которых передает уровень обобщенности понятий, его объем. Дети рассматривают отношения между понятиями двух, а затем трех степеней обобщенности. При этом каждое понятие выступает в качестве родового по отношению к менее общему и в качестве видового по отношению к более общему. Необходимо избегать возможной путаницы между общими и так называемыми собирательными понятиями.

Так, родовым по отношению к понятиям "ель" и "береза" является понятие "дерево", но не "лес". Слово "лес" обозначает не любое дерево, а определенную экологическую систему, включающую множество разных деревьев. Точно так же родовым по отношению к понятию "дом" является "строение", но не "город".

Пространственное расположение кругов в модели передает отношения между понятиями.        В        настоящей программе предлагается ограничиваться        отношениями соподчинения - случаями, когда объем более частных, видовых понятий полностью входит в объем более общего, родового. Например, в случае моделирования отношения понятий"человек", "мужчина", "женщина" родовое понятие "человек" обозначается большим кругом, а подчиненные ему понятия "мужчина" и "женщина" - находящимися внутри него маленькими кружками.

Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщенности, следует передавать этот уровень относительной величиной кругов. Это особенно важно в случаях, когда модель включает обозначения понятий разного уровня обобщенности, не находящихся в отношении соподчинения.

Вообще в моделях, используемых при обучении, не обязательно строго соблюдать иерархию понятий (т.е. обозначать все степени обобщения). Вполне допустимо "перескакивать" промежуточные ступени, но нельзя допускать рядоположенности понятий разного уровня обобщенности (одинакового обозначения родовых и видовых понятий).

 Для решения основной задачи обучения - усвоения детьми обратной зависимости между объемом и содержанием понятий - недостаточно, однако, работы с моделями, отображающими только соотношение объемов. Необходимо также обозначать содержание тех понятий, которые отображаются при помощи моделей, но это связано с существенными трудностями. Дело в том, что общие понятия являются также и абстрактными. Большей частью они объединяют объекты по их внутренним, существенным признакам, отвлекаясь от внешних, конкретных. Поэтому их адекватное обозначение может быть только словесным, "нарисовать" его невозможно.

На первых порах в обучении используются картинки, обозначающие содержание наиболее частных, конкретных понятий (например, отдельны х видов животных или растений), более же общие понятия называются устно. В дальнейшем содержания понятий обозначаются при помощи условных значков. Вводя их, необходимо каждый раз специально обсуждать, что именно (какое понятие) каждый значок будет обозначать, и почему он для этого подходит, обращать внимание на то, что с переходом от более общих к более частным понятиям их содержание все более обогащается, добавляются новые признаки.  

Необходимо постоянно помнить, что моделируются (и, следовательно, подлежит усвоению) только отношения между понятиями (как по объему, так и по содержанию), сами же значения слов, обозначающих понятия, могут оставаться такими, какими они сложились у детей в прошлом опыте. Значок, обозначающий содержание каждого понятия, помещается внутри круга, обозначающего его объем.

Подготовительная группа

В подготовительной группе дети продолжают осваивать сложные отношения, существующие между понятиями разной степени обобщенности. Образовательная работа идет в двух направлениях.

Первое направление связано с освоением детьми новой формы модели классификационных отношений между понятиями - в виде "древа", позволяющего наглядно представить родо-видовую иерархию понятий. Этот тип модели служит опорой в установлении отношений между понятиями по уровню обобщенности.

Новая форма модели классификационных отношений в виде "древа" имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия - точками, расположенными ниже. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовые понятия. Например, древо для понятий «человек» (родовое), «мужчина»и «женщина» (видовые) будет выглядеть так:

Освоение моделирования в форме "древа" начинается с опорой на модельтехжеотношенийвформекруговиразворачиваетсявтойжепоследовательности,стемижелиниями усложнения, что и в старшей группе.

Сочетание в опыте детей разных форм моделирования отношений между понятиями обеспечивает развитие наиболее обобщенных представлений ребенка о понятийных отношениях. Второе направление связано с работой над содержаниями понятий. Дети учатся выделять разные признаки объектов, выбирая их в качестве основания классификации; находить существенные признаки, составляющие содержание понятий; использовать существенные признаки объекта для выяснения категории, к которой он относится и т.д. Ребёнок-дошкольник легко обучаем, использование наглядного моделирования вызывает интерес, а использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

Конспект НОД по развитию элементов логического мышления по программе Л.А.Венгера "Развитие" в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Программное содержание:Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под пр...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности по развитию элементов логического мышления Тема: «Академия логических задач»

Образовательные цели:-выявить умение детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;Развивающие цели:-развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять сло...

ПРОЕКТ "Развитие элементов логического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений"

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и нуждающихся в создани...