Статья "Как разработать проект"
статья

Разработка проекта по музыкальному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx154.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                      

                      «Центр развития ребенка – детский сад № 180»                                                         городского округа Самара

ПРОЕКТ

Художественно - эстетической направленности

на тему:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/480866/eb0536a7-21fa-4d5c-ac83-c4f705b17ac3/s1200

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Цыганова Ульяна Ивановна

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

I этап: 

  • Определение проблемы
  • Выбор темы проекта
  • Определение цели проекта
  • Определение задач проекта

II этап:

  • Сбор, систематизация и хранение информации по теме проекта

III этап:

  • Выполнение проекта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность: средней продолжительности 

Проблемные вопросы: 

  • «что такое звуки?»
  • «как они получились?»
  • «все ли предметы извлекают звук?»

ГипотезаМы слышим звук, значит предмет звучит….

Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука. Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки. 

 Задачи: 

  • сформировать у детей элементарные представления о происхождении звука, его распространение;
  • развивать наблюдательность при проведении опытов экспериментальной деятельности;
  • развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов);
  • воспитывать интерес к звучащему миру;
  • воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе проведения опытов.

Актуальность: На одном из музыкальных занятий я задала детям вопрос:  «Можем ли мы сами воспроизводить звуки?». Дети стали топать, хлопать, петь.  Похвалив детей за то, что правильно выполнили задание я предложила ответить еще на один вопрос «Где живут звуки и как они появляются?»  дети не знали, что ответить.

Это и определило тему нашего проекта: «Где – то слышен звук….» чтобы узнать больше информации о звуках, его свойствах и обогатить познания детей.

У детей недостаточно знаний о происхождении звуков, их характерных особенностях и возможностях

Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.

Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки? Почему их так много?, Откуда берутся звуки?

Обеспечение проекта

  • Материально-техническое:

           • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

           • Детские музыкальные инструменты.

           • Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)

            • Материал для изготовления игрушек-инструментов

  • Учебно-методическое:

            • Детская художественная литература;

            • Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;

            • Музыкально-дидактические игры

Предполагаемый результат

Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причин возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.

У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах.

Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.

Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными,

смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.

Реализация проекта

I этап: 

Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки»

Музыкальный руководитель: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум -  он и есть шум.  Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.                        У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.        - Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, почему их так много?, откуда он берется?

Дети: (высказывают свое мнение). 

Музыкальный руководитель: А вам бы хотелось узнать, откуда берутся звуки? Какие звуки нас окружают? Все ли предметы издают звук?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью. 

После беседы музыкальный руководитель вместе с детьми определила:

-проблемные вопросы:        

  • «Что такое звук?»,
  • «Как он получается?»,  
  • «Почему звуков  так много?»
  • «все ли предметы извлекают звук?»

- выдвинула гипотезу – мы слышим звук, значит предмет звучит….

- обозначила цель проекта:  познакомить детей с принципами образования и улавливания звука.

Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки. 

- Тема, цель проекта позволили определить задачи:

  • воспитывать интерес к звучащему миру;
  • развивать наблюдательность;
  • развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

II этап:

В процессе II этапа работы над проектом шла работа с детьми:

Беседа на тему «Почему все звучит?»

Задачи:

  • закрепить у детей знание звуков улицы, дома;
  • - подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;
  • - учить соотносить звуки и образы;
  • - развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление

Исследовательская деятельность. Опыты.

«Музыка или шум», «Почему все звучит», «Откуда берется голос».

Дидактические и речевые игры

«Замри и слушай», «Где живут звуки?».

Слушание

«Много разных звуков», нем. н.м., сл. Т. Боровик; А/з «Звуки окружающего мира» М. Потоловский. «Лошадка»; Э. Григ. «Птичка»; Л. Дакен.«Кукушка»; Д. Россини «Кошачий дуэт».

Беседа «Знакомство с деревянными звуками»

Пособия и материалы: деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки.

Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон.

Задачи: 

  • привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
  • развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
  • вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.

Исследовательская деятельность. Опыты. «Найди звук», «Коробочка с секретом».

Дидактические и речевые игры «Определи по ритму», «Палочка-стукалочка».

Слушание П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Ю. Чичков. «Ложкари», В. Мурадели «Дятел».

Беседа «Знакомство с металлическими звуками»

Пособия и материалы:  металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические.

 Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.

Задачи:

  • развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;
  • учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;
  • формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.

Исследовательская деятельность. Опыты. «Как распространяется звук?» 

Дидактические и речевые игры «Колокольцы-бубенцы?», «Музыкальное лото», «Тучка».

Слушание М. Андреева. «Перезвон колокольчиков», В. Агафонников. «Сани с бубенцами», З. Левина. «Неваляшки», В. Гаврилин. «Тройка», колокольный звон.

Беседа «Знакомство с шуршащими звуками»

Пособия и материалы:  бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани.

Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.

Задачи: 

  • развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;
  • побуждать к моделированию «шуршащих» композиций, в роли дирижера и музыканта, танцора и исследователя;
  • воспитывать коммуникативные качества в диалогах и спорах «бумажных персонажей».

Исследовательская деятельность. Опыты. «Почему не слышно?», «Сделай маракас».

Дидактические и речевые игры «Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата».

Слушание Ж. Косма. «Опавшие листья», А. Токмакова «Медведь»

Беседа «Знакомство со «стеклянными звуками»

Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.

Музыкальные инструменты: металлофоны, валдайские колокольчики, треугольники.

Задачи: 

  • привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты);
  • побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
  • развивать тембровый слух, воображение, умение соотносить звуки с эмоциональным состоянием литературного образа, «озвучивать» его.

Исследовательская деятельность. Опыты. «Почему стеклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному?»

  • Дидактические и речевые игры «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько), «Что звучит?» - Цель: определение предмета по издаваемому звуку.

Ход игры: В аудиозаписи  слышны различные звуки. Музыкальный руководитель выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, шум ветра, топот лошадки и т. д.).                        Музыкальный руководитель спрашивает, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (пошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся и с остальными предметами и подбираются предметы, издающие разные звуки (журчание ручья - ключи,  цокот копыт - кастаньеты, шум дождя - лейка).

Слушание К. Сен-Санс. «Аквариум», П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик»)

Беседа «Звуки природы»

Пособия и материалы: 

Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики,  фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.

Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч

Задачи: заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;

- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);

- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).

Исследовательская деятельность. Опыты. «Звуки в воде», «Где живет эхо?»

Дидактические и речевые игры «Солнышко и тучка». «Море», «Что за желтый мячик?», «Шаловливые сосульки», «Весенний фонтан» Т. Боровик.

Дидактическая игра «Музыка или шум?». Цель: определение происхождения звука, различение музыкальных и немузыкальных звуков.

Ход игры: музыкальный руководитель вместе с детьми рассматривает предметы (музыкальные и шумовые), выясняет, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают 2-3 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, что это за песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится – (шум). Дети рассматривают коробочки «со звуками», заглядывая в них, определяют одинаковые ли будут звуки и почему (нет, т. к. разные предметы «шумят» по – разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек.                                                                        Вывод: музыкальные инструменты издают музыкальные звуки, а «коробочки  - шумелки»  - шум (немузыкальные звуки).

Слушание «Осень» Г. Левдокимова, «Ветер» В. Степанова, «Дождик и ливень» Г. Левдокимова, «Осень» Ю. Чичкова, «Лес шумит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева, «Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского, «Весна» А. Вивальди, «Музыка»Г. Струве.

III этап:              

  • Презентация проекта
  • Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов

РЕЗУЛЬТАТ

В результате выполнения проекта у детей произошло:

  • развитие познавательных способностей,
  • развитие творческого мышления,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Выводы:

Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.

  • В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
  • Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
  • Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
  • Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

Литература

1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002

2. Петрикевич А. А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования: методич. рекомендации / А. А. Петрикевич – Мозырь: ООО Ид «Белый ветер», 2008

3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003

4. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1 – 2003. Изд – во «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003

5.«Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5 – 2006.- СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как грамотно разработать проект.

Данный материал рассказывает о том, что такое метод проекта, какие существуют виды проектов, об этапах развития и выполнения проектной деятельности в ДОУ....

Как грамотно разработать проект

Система написания проекта...

Проект «Наши любимые игрушки» 1 Младшая группа Разработала воспитатель ГБДОУ №63 г. СП-б Дацко Людмила Ивановна

     Проекта: творческий, групповой.        Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).        Участники проекта: дети 1 млад...

Проект «Геометрия вокруг нас» Разработала воспитатель Ван О.Н.

Проект «Геометрия вокруг нас» Разработала воспитатель Ван О.Н.Актуальность:В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала. Изучая геоме...

Проект проведения Недели «В мире математики» во второй младшей группе. Разработала воспитатель Ван Ольга Николаевна.

Проект проведения Недели «В мире математики» во второй младшей группе МОУ Одоевская СОШ (дошкольная группа).Разработала воспитатель Ван Ольга Николаевна. В период с 20.11.2017г по 01....